Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.09.2008 по делу N А56-50851/2007 Суд отказал в иске о взыскании солидарно с ответчиков провозной платы за перевозку груза (щебень гранитный), внесенной не в полном объеме в результате ошибочного применения тарифа с понижающим коэффициентом, установленного для перевозки грузов прямым отправительским маршрутом, поскольку грузоотправитель предъявил истцу сформированный на железнодорожном подъездном пути (необщего пользования) состав поезда установленной длины и определенного маршрута, что отвечает условиям отправительского маршрута.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 сентября 2008 г. по делу N А56-50851/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кужаровой Н.И., судей Афанасьева С.В., Шпачевой Т.В., при участии от открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ Короть В.Н. (доверенность от 26.12.2007), от закрытого акционерного общества “Ленстройкомплектация“ Пушкина А.С. (доверенность от 6.12.2007), от закрытого акционерного общества “Бетас“ Пушкина А.С. (доверенность от 14.01.2008), рассмотрев 11.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Ленстройкомплектация“ на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2008 по делу N А56-50851/2007 (судьи Герасимова М.М., Ларина Т.С., Марченко Л.Н.),

установил:

открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (далее - ОАО “РЖД“)
обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании солидарно с закрытого акционерного общества “Ленстройкомплектация“ (далее - ЗАО “Ленстройкомплектация“) и закрытого акционерного общества “Бетас“ (далее - ЗАО “Бетас“) 44 598,10 руб. недоплаты за перевозку груза “щебень гранитный“ в группе из 56 вагонов по железнодорожной накладной от 03.02.2007 N ЭЯ594206, возникшей в результате ошибочного начисления тарифа с понижающим коэффициентом, установленного для перевозки грузов прямым отправительским маршрутом.

Решением от 06.03.2008 в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2008 решение отменено, с ЗАО “Бетас“ в пользу ОАО “РЖД“ взыскано 44 598,1 руб. недоплаты и 3783,93 руб. расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска и апелляционной жалобы, в иске к ЗАО “Ленстройкомплектация“ отказано.

В кассационной жалобе ЗАО “Ленстройкомплектация“ просит отменить постановление от 11.06.2008 в связи с неправильным применением судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Податель жалобы ссылается на то, что выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, в частности ведомостям подачи и уборки вагонов, которые подтверждают формирование грузоотправителем поездного состава из 56 вагонов на подъездном пути прямым отправительским маршрутом Каменногорск - Марк.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО “РЖД“ просит постановление апелляционного суда оставить без изменения, указывая, что ЗАО “Ленстройкомплектация“ не имело договора на формирование
отправительского маршрута Каменногорск - Марк, поездной состав сформирован ОАО “РЖД“, поскольку вагоны для отправки грузоотправителем подавались тремя группами, в связи с чем отсутствуют основания для применения тарифа, установленного для отправительского маршрута.

В судебном заседании представитель ЗАО “Ленстройкомплектация“ и ЗАО “Бетас“ поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель ОАО “РЖД“ возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество “Каменногорский комбинат нерудных материалов“ (ветвевладелец, далее - Комбинат) и правопредшественник ОАО “РЖД“ заключили договор от 22.03.2000 N 128/М на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути при станции Каменногорск Октябрьской железной дороги.

В соответствии с пунктом 10 данного договора на его условиях вагоны подаются контрагенту ветвевладельца - ЗАО “Ленстройкомплектация“.

ЗАО “Ленстройкомплектация“ 03.02.2007 предъявило, а ОАО “РЖД“ приняло к перевозке груз (щебень гранитный в 56 вагонах) для доставки грузополучателю - ЗАО “Бетас“. Перевозка оформлена дорожной ведомостью ЭЯ594206 с указанием в ней на маршрутную отправку в прямом сообщении, исходя из чего ЗАО “Ленстройкомплектация“ внесло провозную плату с применением льготного (понижающего) коэффициента 0,92, предусмотренного пунктом 2.5 Прейскуранта 10-01 “Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами“, утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 17.06.2003 N 47-т/5 (далее - Прейскурант 10-01).

ОАО “РЖД“, установив необоснованность применения
льготного коэффициента в связи с неправильным определением вида формирования поездного состава, обратилось в суд с требованием о взыскании 44 598,1 руб. недоплаты.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что в данном случае имела место маршрутная отправка, поскольку грузоотправитель предъявил истцу сформированный на железнодорожном подъездном пути при станции Каменногорск Октябрьской железной дороги (необщего пользования) состав из 56 вагонов отправительским маршрутом Каменногорск - Марк.

Суд апелляционной инстанции отменил решение, указав, что ЗАО “Ленстройкомплектация“ предъявляло ОАО “РЖД“ груз к перевозке тремя групповыми отправками, а не отправительским маршрутом, поскольку договор на формирование отправительского маршрута с ОАО “РЖД“ не заключен.

Вывод апелляционного суда противоречит материалам дела.

Согласно статье 13 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики по договору с грузоотправителями и (или) владельцами железнодорожного пути необщего пользования могут осуществлять перевозки грузов поездом установленного веса или длины, сформированным на железнодорожном пути необщего пользования, либо по договору с грузоотправителями и (или) владельцами инфраструктур на железнодорожной станции (отправительскими маршрутами) в соответствии с планом формирования поездов; основные условия и порядок организации перевозок грузов отправительскими маршрутами устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В соответствии с пунктом 2 Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29.03.1999 N 10Ц (далее - Правила перевозки), маршрут признается
отправительским в случае формирования грузоотправителем на железнодорожном подъездном пути организации либо по договору с железной дорогой на железнодорожной станции состава поезда установленного веса или длины с обязательным освобождением не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной действующим планом формирования грузовых поездов.

Пунктом 2.5 Прейскуранта 10-01 предусмотрен льготный (понижающий) коэффициент 0,92 для маршрутной отправки.

Из имеющихся в деле памяток приемосдатчика N 139, 140 и 178 видно, что 56 вагонов тремя группами (27, 18 и 11) 02.02.2007 были поданы ЗАО “Ленстройкомплектация“ на выставочный путь подъездного пути Комбината в разное время (в 2 час. 30 мин., в 15 час. 30 мин. и в 3 часа 30 мин.). Ответчик 03.02.2007 в 01 час. 00 мин. о подаче этих вагонов на выставочный путь уведомил ОАО “РЖД“, которое в 6 час. 45 мин. произвело уборку 56 вагонов.

Указанные документы подтверждают то, что грузоотправитель сформировал на железнодорожном подъездном пути Комбината состав поезда установленной длины и определенного маршрута, что отвечает условиям отправительского маршрута, определенным статьей 13 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правилами перевозок.

Дорожная ведомость ЭЯ594206 содержит указание на перевозку маршрутной отправкой прямым сообщением (станция отправления - Каменногорск, станция назначения - Марк) 56 вагонов с номерами, указанными в памятках приемосдатчика N 139, 140 и 178.

Приведенные доказательства подтверждают правильность выводов
суда первой инстанции о том, что грузоотправитель сформировал отправительский маршрут Каменногорск - Марк и при начислении размера провозной платы за перевозку груза по спорной отправке должен быть применен поправочный коэффициент, предусмотренный Прейскурантом 10-01 для отправительских маршрутов.

При таких обстоятельствах оснований для взыскания недоплаты нет, в связи с чем иск удовлетворению не подлежит. Поскольку выводы апелляционного суда противоречат имеющимся в деле доказательствам, постановление от 11.06.2008 подлежит отмене.

На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные ответчиком в связи с подачей кассационной жалобы, возлагаются на истца.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2008 по делу N А56-50851/2007 отменить.

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2008 по данному делу оставить без изменения.

Взыскать с открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в пользу закрытого акционерного общества “Ленстройкомплектация“ 1000 руб. судебных расходов по кассационной жалобе.

Председательствующий

Н.И.КУЖАРОВА

Судьи

С.В.АФАНАСЬЕВ

Т.В.ШПАЧЕВА