Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.08.2008 по делу N А56-23511/2007 Суд пришел к ошибочному выводу о неправомерном занижении ОАО при исчислении земельного налога кадастровой стоимости земельного участка, указав на то, что сведения о кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения утверждены постановлением правительства Ленобласти, поскольку названным актом не утверждены результаты оценки кадастровой стоимости принадлежащих обществу участков.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 августа 2008 г. по делу N А56-23511/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А., при участии от открытого акционерного общества “Партизан“ Егоровой Е.В. (доверенность от 15.05.2008 N 238), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области Руденко М.В. (доверенность от 09.01.2008 N 03-22/50), рассмотрев 19.08.2008 в открытом судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества “Партизан“ и Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2007 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от
24.03.2008 (судьи Протас Н.И., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.) по делу N А56-23511/2007,

установил:

открытое акционерное общество “Партизан“ (далее - Общество, ОАО “Партизан“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 22.06.2007 N 12/13-Р в части доначисления Обществу 759 207 руб. 10 коп. земельного налога за 2004 - 2006 годы (в том числе: 434 298 руб. 20 коп. за 2004 год, 340 827 руб. 20 коп. за 2005 год и 43 592 руб. 30 коп. за 2006 год), начисления 219 694 руб. пеней по этому налогу, а также в части привлечения ОАО “Партизан“ к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 122 692 руб. 10 коп. налоговых санкций. Кроме того, Общество просит признать недействительным требование Инспекции от 18.07.2007 N 201 в части предложения ему уплатить указанные суммы налога, пеней и налоговых санкций.

Решением суда первой инстанции от 18.12.2007 заявление ОАО “Партизан“ удовлетворено частично. Решение налогового органа от 22.06.2007 N 12/13-Р и требование от 18.07.2007 N 201 признаны недействительными в
части:

- доначисления земельного налога за 2004 - 2005 годы по ставке 96,23 руб. за сельскохозяйственные угодья и по ставке 9,62 руб. за прочие земли;

- доначисления земельного налога за 2004 - 2005 годы за земельные участки сельскохозяйственных угодий в части, превышающей 2 848 га, в 2004 году и в части, превышающей 2 120 га, в 2005 году;

- доначисления земельного налога за 2005 - 2006 годы за земельный участок площадью 828,91 га, изъятый у Общества по постановлению муниципального образования “Лужский район“ Ленинградской области от 04.07.2005 N 534/2 “Об отказе ОАО “Партизан“ от права бессрочного (постоянного) пользования земельными участками“;

- начисления пеней за неуплату сумм земельного налога за 2004 - 2005 годы по указанным эпизодам и взыскания соответствующих сумм налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 НК РФ.

В удовлетворении остальной части заявленных требований ОАО “Партизан“ отказано.

Постановлением апелляционного суда от 24.03.2008 решение суда от 18.12.2007 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты в части отказа ему в признании недействительными оспариваемых ненормативных актов налогового органа по эпизоду доначисления и предложения уплатить 43 592 руб. 30 коп. земельного налога за 2006 год, соответствующей суммы пеней и взыскания 8 718 руб. налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Податель жалобы считает неправомерными выводы
Инспекции о занижении ОАО “Партизан“ кадастровой стоимости земельного участка сельскохозяйственного назначения, принадлежащего заявителю на праве бессрочного пользования, и о неполной уплате земельного налога за этот участок за 2006 год, поскольку выводы налогового органа основаны на сведениях о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих Государственному племенному заводу “Партизан“ (далее - ГПЗ “Партизан“), которое не является правопредшественником ОАО “Партизан“. Общество считает, что в целях определения кадастровой стоимости земельного участка и исчисления земельного налога за 2006 год следует руководствоваться решением Совета депутатов муниципального образования “Осьминское сельское поселение Лужского района Ленинградской области“ от 15.11.2005 N 13 “Об установлении и введении земельного налога“ (далее - Решение N 13), согласно пункту 9 которого результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года должны быть опубликованы в газете “Лужская правда“ не позднее 1 марта соответствующего года. При этом Общество указывает на то, что по состоянию на 01.01.2006 данные о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ОАО “Партизан“, не были опубликованы в газете “Лужская правда“. Кроме того, Общество ссылается на то, что решением вышестоящего налогового органа - Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области (далее - Управление ФНС) от 14.12.2007 N 20-09/17353 позиция налогоплательщика по данному эпизоду поддержана и в этой части оспариваемые ненормативные акты Инспекции признаны
не основанными на нормах действующего законодательства.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, просит отменить судебные акты в части удовлетворения требований ОАО “Партизан“. По мнению подателя жалобы, при исчислении земельного налога за 2004 - 2005 годы Обществу следовало применять ставку этого налога - 64 руб. 15 коп. за 1 га, установленную Законом Ленинградской области от 27.07.1994 N 4-ОЗ “О плате за землю в Ленинградской области“ (далее - Закон N 4-ОЗ), а также коэффициент корректировки суммы налога с учетом удаленности участка от Санкт-Петербурга и районного центра, равный 1,5.

В судебном заседании представители Общества и Инспекции поддержали доводы кассационных жалоб.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ОАО “Партизан“ создано на основании решения общего собрания работников государственного сельскохозяйственного предприятия совхоза “Партизан“, реорганизованного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86, зарегистрировано приказом Лужского территориального отделения Ленинградской областной регистрационной палаты от 14.01.1999 N Ю-442.

Согласно свидетельству от 14.12.1992 N 10 государственному сельскохозяйственному предприятию совхозу “Партизан“ предоставлены в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок в поселке Осьмино Лужского района площадью 19 609 га (сельхозугодья - 4046 га, прочие угодья - 15563 га).

В соответствии с постановлениями главы администрации
Лужского района Ленинградской области от 13.11.1992 N 504 и от 29.12.1994 N 941/8 с 1999 года Общество имело право на бессрочное (постоянное) пользование земельным участком общей площадью 19 609 га (свидетельство от 14.12.1992 N 10), а с июня 2005 года - земельным участком площадью 18 780,09 га.

Инспекция провела выездную проверку соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах, в том числе полноты и своевременности уплаты в бюджет земельного налога за период с 01.01.2004 по 31.12.2006, о чем составлен акт от 18.05.2007 N 12/6-А.

По результатам проверки налоговым органом принято решение от 22.06.2007 N 12/13-Р о доначислении ОАО “Партизан“ земельного налога за 2004 - 2006 годы, начислении пеней по этому налогу и о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.

В требовании от 18.07.2007 N 201 Инспекция предложила Обществу уплатить суммы налога, пеней и налоговых санкций, начисленные по решению от 22.06.2007 N 12/13-Р.

ОАО “Партизан“ обратилось в Управление ФНС с жалобой на решение Инспекции от 22.06.2007 N 12/13-Р. По результатам рассмотрения жалобы Управление ФНС вынесло решение от 14.12.2007 N 20-09/17353, которым решение Инспекции от 22.06.2007 N 12/13-Р изменено: на 306 165 руб. уменьшена сумма доначисленного Обществу земельного налога, на соответствующую сумму уменьшена сумма пеней, начисленных за несвоевременную уплату указанной суммы
налога, и на 61 233 руб. - сумма налоговых санкций, взыскиваемых с Общества за неполную уплату земельного налога. Кроме того, на 268 914 руб. уменьшена сумма земельного налога, исчисленного ОАО “Партизан“ за 2006 год.

Общество оспорило в судебном порядке решение Инспекции от 22.06.2007 N 12/13-Р и требование от 18.07.2007 N 201 в части доначисления и предложения уплатить 759 207 руб. 10 коп. земельного налога за 2004 - 2006 годы (в том числе: 434 298 руб. 20 коп. за 2004 год, 340 827 руб. 20 коп. за 2005 год и 43 592 руб. 30 коп. за 2006 год), 219 694 руб. пеней и 122 692 руб. 10 коп. налоговых санкций.

Как следует из материалов проверки, ОАО “Партизан“ представило в Инспекцию декларацию по земельному налогу за 2006 год, согласно которой база, облагаемая этим налогом, составила 89 637 840 руб., а сумма земельного налога, подлежащая уплате, - 268 914 руб.

В ходе проверки Инспекция установила, что ОАО “Партизан“ занизило кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве бессрочного пользования земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Осьминская волость, поселок Осьмино, поскольку по сведениям, полученным из федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“, “кадастровая стоимость земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 184 206 200 кв.м, закрепленного за ОАО
“Партизан“, составляет 104 168 606 руб.“.

На этом основании Инспекция сделала вывод о занижении Обществом на 14 530 766 руб. базы, облагаемой земельным налогом, и о неуплате им 43 592 руб. 30 коп. этого налога за 2006 год.

Суд первой инстанции отказал Обществу в признании недействительным решения Инспекции от 22.06.2007 N 12/13-Р по данному эпизоду, указав на то, что сведения о кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области утверждены постановлением правительства Ленинградской области от 23.01.2003 N 4 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области“ (в редакции постановления правительства Ленинградской области от 30.11.2006 N 324/1), согласно которому кадастровая стоимость земельного участка площадью 184 206 200 кв.м, принадлежащего ГПЗ “Партизан“, составляет 104 168 606 руб.

Суд апелляционной инстанции не рассматривал данный эпизод в связи с отказом ОАО “Партизан“ от апелляционной жалобы и оставил решение суда первой инстанции без изменения, проверив законность судебного акта только в пределах доводов апелляционной жалобы Инспекции.

Кассационная инстанция считает, что судебные акты по данному эпизоду подлежат отмене.

Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Результаты оценки утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (пункт 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).

В пункте 12 статьи 396 НК РФ указано, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по
состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

С 1 января 2006 года на территории Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района земельный налог введен и установлен Решением N 13, которым определены налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога.

Пунктом 9 Решения N 13 предусмотрено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков путем опубликования в газете “Лужская правда“ не позднее 1 марта указанного года.

Из материалов дела видно, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований не представляли в налоговые органы сведения о спорном участке и его кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2006.

Данные о кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2006 в газете “Лужская правда“ опубликованы не были.

На дату вынесения судом первой инстанции решения по настоящему делу обжалуемое решение Инспекции по рассматриваемому эпизоду было изменено вышестоящим налоговым органом. По жалобе ОАО “Партизан“ Управление ФНС приняло решение от 14.12.2007 N 20-09/17353, которым решение Инспекции от 22.06.2007 N 12/13-Р изменено и сумма доначисленного Обществу земельного налога уменьшена на 306 165 руб., в том числе на 43 592 руб. 30 коп. за 2006 год. Управление ФНС признало незаконным доначисление Обществу земельного налога за 2006 год (в частности по данному эпизоду) в связи с тем, что в налоговые органы не поступали сведения из Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2006, принадлежащих ОАО “Партизан“ и расположенных по адресу: Лужский район, Осьминская волость, поселок Осьмино. Следовательно, как указало Управление ФНС, база для исчисления земельного налога за 2006 год отсутствует.

Из материалов дела не усматривается, что кадастровая стоимость принадлежащего Обществу земельного участка, исходя из которой Инспекция доначислила заявителю земельный налог за 2006 год, установлена по итогам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2006 и утверждена органами исполнительной власти Ленинградской области по представлению Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области.

Кроме того, Инспекция не оспаривает, что ОАО “Партизан“ уплатило 268 914 руб. земельного налога за 2006 год.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления Обществу 43 592 руб. 30 коп. земельного налога за 2006 год, соответствующей суммы пеней и взыскания 8 718 руб. налоговых санкций. Поэтому вывод суда первой инстанции о законности решения Инспекции от 22.06.2007 N 12/13-Р в рассматриваемой части является неправомерным.

Суд первой инстанции ошибочно сослался на постановление правительства Ленинградской области от 23.01.2003 N 4 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области“ (в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 30.11.2006 N 324/1), поскольку данным Постановлением не утверждены результаты оценки кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих Обществу, а содержатся результаты кадастровой оценки земельного участка, принадлежащего ГПЗ “Партизан“. При этом из материалов дела видно, что ОАО “Партизан“ не является правопреемником ГПЗ “Партизан“. Как указано в обжалуемом постановлении апелляционного суда, Общество создано на основании решения общего собрания работников государственного сельскохозяйственного предприятия совхоза “Партизан“, реорганизованного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86.

Таким образом, обжалуемые судебные акты в части отказа Обществу в признании недействительными решения Инспекции от 22.06.2007 N 12/13-Р и требования от 18.07.2007 N 201 по эпизоду доначисления и предложения уплатить ОАО “Партизан“ 43 592 руб. 30 коп. земельного налога за 2006 год, соответствующей суммы пеней и 8 718 руб. налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 НК РФ, подлежат отмене, а кассационная жалоба ОАО “Партизан“ - удовлетворению.

В ходе проверки Инспекция сделала вывод, что ОАО “Партизан“ занизило земельный налог за 2004 - 2005 годы, поскольку при исчислении этого налога за пользование участком площадью 2 848 га (в 2004 году) и 2120 га (в 2005 году), расположенным в поселке Осьмино Лужского района Ленинградской области, неправомерно применило ставку - 57,02 руб. за 1 га. По мнению налогового органа, в соответствии с положениями Закона N 4-ОЗ ставка земельного налога за сельскохозяйственные угодья для земель, расположенных в Лужском районе Ленинградской области, составляет 64,15 руб. за 1 га. Кроме того, в расчете должен использоваться коэффициент удаленности 1,5, то есть при исчислении земельного налога за 2004 - 2005 годы налогоплательщик должен был применить ставку 96,23 руб. за 1 га.

Отклоняя доводы Инспекции, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.

Согласно статье 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам.

В силу пункта 4 статьи 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В пункте 2 статьи 53 НК РФ, а также в главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации “Земельный налог“ (введена в действие с 01.01.2005 Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ) прямо указано, что установление ставок земельного налога относится к компетенции представительных органов местного самоуправления.

Полномочия представительных органов муниципальных образований по этому вопросу в период до 01.01.2006 подтверждались и пунктом 6 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ. При этом на территориях муниципальных образований, вновь образованных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Закон N 131-ФЗ), до 01.01.2006 полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляли органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, иные органы и должностные лица, осуществляющие на этих территориях полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу соответствующей главы названного Закона (пункт 4 статьи 84).

В рамках указанных полномочий с учетом особенностей, предусмотренных названными специальными нормами о полномочиях органов местного самоуправления в переходный период, главой муниципального образования “Лужский район“ Ленинградской области (границы и статус которого установлены Законом Ленинградской области от 28.09.2004 N 65-ОЗ “Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования “Лужский муниципальный район“ и муниципальных образований в его составе“, принятым в соответствии с требованиями Закона N 131-ФЗ) вынесено постановление от 07.05.2004 N 291 “Об установлении ставок земельного налога и методике определения арендной платы за землю в границах муниципального образования “Лужский район“ (далее - Постановление N 291).

При таких обстоятельствах обоснованным является вывод судов о том, что в 2004 - 2005 годах при определении ставки земельного налога Обществу следовало применять положения Постановления N 291, а не Закона N 4-ОЗ, на который ссылается налоговый орган.

Согласно пункту 4.2 Постановления N 291 ставка земельного налога за земельные участки, предоставленные юридическим и физическим лицам в границах сельских поселений для иных (за исключением предусмотренных пунктами 3 и 4.1 Постановления N 291) целей, установлена в размере 0,5702 руб. за 1 кв.м.

Таким образом, в 2004 - 2005 годах при исчислении земельного налога ОАО “Партизан“ правомерно применило ставку 57,02 руб. за 1 га.

Апелляционный суд также обоснованно сослался на то, что вопрос о правомерности применения Обществом ставки 57,02 руб. за 1 га при исчислении земельного налога за 2004 - 2005 годы по спорному земельному участку уже рассматривался арбитражными судами. Вступившими в законную силу судебными актами по делам N А56-47906/2004 и N А56-58062/2005 установлено, что в 2004 году Общество использовало земельный участок (сельхозугодья) площадью 2848 га, а в 2005 году - 2120 га и должно было исчислять земельный налог по ставке 57,02 руб. за 1 га, определенной Постановлением N 291.

Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по данному эпизоду и удовлетворения кассационной жалобы Инспекции не имеется.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2008 по делу N А56-23511/2007 отменить частично.

Признать недействительными решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области от 22.06.2007 N 12/13-Р и требование от 18.07.2007 N 201 в части доначисления открытому акционерному обществу “Партизан“ и предложения ему уплатить 43 952 руб. земельного налога за 2006 год, соответствующей суммы пеней и 8 718 руб. налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату указанной суммы налога.

В остальной части судебные акты оставить в силе.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области в пользу открытого акционерного общества “Партизан“ 1 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Председательствующий

В.В.ДМИТРИЕВ

Судьи

Л.И.КОРАБУХИНА

Н.А.МОРОЗОВА