Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2008 по делу N А66-4715/2005 Удовлетворяя иск ОАО о взыскании с РФ расходов, связанных с предоставлением инвалидам льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте, суд правомерно исходил из того, что, установив федеральным законом льготу в виде бесплатного проезда, Российская Федерация приняла на себя обязанность полностью возмещать транспортным предприятиям расходы по предоставлению данных льгот за счет средств федерального бюджета, из которого в спорном периоде не было выделено достаточно средств для компенсации указанных расходов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2008 г. по делу N А66-4715/2005

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Тарасюка И.М., Яковца А.В., при участии от открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ Селезнева В.В. (доверенность от 28.02.2008), рассмотрев 15.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.10.2007 (судья Силаев Р.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 (судьи Романова А.В., Козлова С.В., Писарева О.Г.) по делу N А66-4715/2005,

установил:

открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала “Октябрьская железная дорога“ (далее - ОАО “РЖД“, Общество) обратилось в
Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту финансов Тверской области о взыскании 452394 руб. 02 коп. расходов, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в мае 2004 года во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (далее - Закон N 181-ФЗ).

Определением от 22.06.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).

В предварительном судебном заседании 22.06.2005 истец уточнил периоды взыскания убытков.

Определением от 02.11.2005 к участию в деле в качестве ответчика привлечен Минфин РФ, а также в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объединены в одно производство дела N А66-4715/2005, А66-4719/2005, А66-4720/2005, А66-4721/2005 по искам ОАО “РЖД“ к Департаменту финансов Тверской области о взыскании расходов, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в мае, сентябре - ноябре 2004 года во исполнение Закона N 181-ФЗ. Делу присвоен номер А66-4715/2005.

В связи с объединением дел в одно производство рассмотрены требования ОАО “РЖД“ к Департаменту финансов Тверской области, Минфину РФ о взыскании 2143418 руб. 21 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в мае, сентябре - ноябре 2004 года.

Решением от 26.12.2005 исковые требования удовлетворены полностью за счет средств казны Российской Федерации. В иске к Департаменту финансов Тверской области отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.04.2006 решение от 26.12.2005 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный
суд Тверской области.

Решением от 24.10.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.12.2006, с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО “РЖД“ взыскано 2143418 руб. 21 коп. В удовлетворении исковых требований к Департаменту финансов Тверской области отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.03.2007 решение и постановление отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.

Определением от 19.04.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Российская Федерация в лице Минфина РФ.

Определением от 07.05.2007 процессуальное положение Российской Федерации изменено с третьего лица на ответчика.

Решением от 19.10.2007 с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 1 909 450 руб. В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 23.05.2008 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение и постановление как принятые с нарушением норм материального права и вынести новый судебный акт, которым отказать в иске к Российской Федерации. Податель жалобы считает, что расходы Обществу должны возмещаться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, Тверской области из федерального бюджета выделено 131 391 тыс. руб.

Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что истцом не представлено доказательств, что все лица, которым в рассматриваемый период билеты были оформлены на льготных условиях, проживают на территории Тверской области.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, истцом в 2004 году в соответствии со статьей 30 Закона N 181-ФЗ льготным категориям граждан предоставлена 50-процентная
скидка со стоимости проезда на железнодорожном транспорте.

В результате предоставления льгот у ОАО “РЖД“ возникли расходы, невозмещение которых послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Суды, проанализировав указанную статью Закона N 181-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ (далее - постановление N 23), доказательства, подтверждающие перечисление в полном объеме средств, поступивших из федерального бюджета на реализацию названных законов, пришли к выводу о том, что расходы истца подлежат возмещению за счет средств казны Российской Федерации, поскольку Минфин РФ не предоставил доказательств о перечислении из федерального бюджета средств в достаточном размере.

При этом суд пришел к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению частично на сумму 1 909 450 руб., поскольку в оставшейся части иска истец не представил доказательств, подтверждающих несение расходов.

Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов, пришел к следующим выводам.

Статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно статье 30 Закона N 181-ФЗ (в редакции от 23.10.2003) инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного
проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.

Пунктами 18 и 19 статьи 4 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов власти.

Источник финансирования указанных льгот Законом N 181-ФЗ не определен.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ (далее - Порядок). Этот Порядок действовал и в 2004 году (постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80). В силу пункта 2 Порядка предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Минфин РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.

Таким образом, Российская Федерация, установив Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ льготы в виде бесплатного проезда, приняла на себя и обязанность полностью возмещать транспортным предприятиям расходы по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета. Судом установлено, что выделенных из федерального бюджета средств для компенсации расходов оказалось недостаточно.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В подтверждение факта предоставления льгот в заявленный период Общество ссылается на реестр, составленный с помощью автоматизированной системы учета “Экспресс“ (далее - АСУ “Экспресс“).

Согласно пункту 8 Правил перевозок пассажиров,
багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 (далее - Правила), продажа проездных документов (билетов) на сети железных дорог на поезда дальнего и местного следования производится с помощью АСУ “Экспресс“.

Пунктом 24 Правил установлено обязательное наличие при оформлении льготных проездных билетов данной категории лиц талонов на право бесплатного проезда, полученных в обмен на проездной документ и прилагаемых к отчету билетного кассира.

Как усматривается из материалов дела, истец при новом рассмотрении в подтверждение факта предоставления льгот и размера понесенных расходов предоставил не только реестры АСУ “Экспресс“, но и талоны на право бесплатного проезда.

Доводы подателя жалобы направлены на переоценку выводов судов нижестоящих инстанций, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, которые приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 19.10.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 по делу N А66-4715/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

А.А.КУСТОВ

Судьи

И.М.ТАРАСЮК

А.В.ЯКОВЕЦ