Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.07.2008 по делу N А05-12805/2007 Суд частично признал незаконными действия Управления Федерального казначейства по субъекту РФ, выразившиеся в отказе исполнить постановления ПФ РФ о взыскании с четырех бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку у одного из учреждений отсутствовали счета в кредитных организациях, а также имущество, которым оно вправе распоряжаться, а финансирование данного учреждения осуществляется за счет соответствующего бюджета через открытые в казначействе счета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июля 2008 г. по делу N А05-12805/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Бурматовой Г.Е., Самсоновой Л.А., рассмотрев 08.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения по Мезенскому району Управления Федерального казначейства по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.02.2008 (судья Никитин С.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2008 (судьи Чельцова Н.С., Осокина Н.Н., Потеева А.В.) по делу N А05-12805/2007,

установил:

государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Мезенском районе Архангельской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Отделения по Мезенскому району Управления Федерального казначейства по Архангельской области (далее - Казначейство), выразившихся в отказе совершить действия, направленные на исполнение постановлений о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, вынесенных на основании решений от 18.09.2007 N 252, от 19.07.2007 N 190, от 01.08.2007 N 215, 224, 225, от 24.07.2006 N 9, и обязании Казначейства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Фонда путем принятия к исполнению указанных постановлений.

Решением суда от 05.02.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.04.2008, заявление частично удовлетворено. Суд признал незаконными действия Казначейства, выразившиеся в отказе совершить действия, направленные на исполнение постановления о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней, вынесенного на основании решения Фонда от 24.07.2006 N 9, и обязал Казначейство совершить необходимые действия, направленные на исполнение названного решения Фонда, в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). В удовлетворении остальной части заявления отказано.

В кассационной жалобе Казначейство, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить принятые судебные акты, отказать Фонду в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, при рассмотрении дела суды не учли, что в соответствии со статьей 239, пунктом 1 статьи 242.1, статьями 242.3 - 242.5 БК РФ при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к исполнению принимаются только исполнительные документы, к которым постановления Фонда не относятся. Действия Казначейства соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако
представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Фонд установил наличие у четырех бюджетных учреждений задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и принял решения от 24.07.2006 N 9, от 18.09.2007 N 252, от 19.07.2007 N 190, от 01.08.2007 N 215, 224, 225 о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней.

Поскольку сумма выявленной недоимки по страховым взносам и пеням в отношении каждого учреждения составила менее пятидесяти тысяч рублей, Фонд в соответствии со статьями 25, 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ в редакции Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ (далее - Закон N 167-ФЗ), в порядке исполнения вышеуказанных решений, вынес постановления от 24.07.2006 N 9, от 03.08.2007 N 215, 224, 225, от 23.07.2007 N 190, от 19.09.2007 N 252, которые направил в Отдел судебных приставов по Мезенскому району Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Архангельской области.

Отдел судебных приставов по Мезенскому району Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Архангельской области возвратил Фонду вынесенные постановления без исполнения в связи с окончанием исполнительного производства.

Фонд направил указанные решения и постановления о взыскании с бюджетных учреждений задолженности по страховым взносам и пеней в Казначейство для исполнения.

Казначейство возвратило Фонду полученные решения и постановления без исполнения, поскольку данные документы по смыслу пункта 1 статьи 242.1 БК РФ не являются исполнительными документами (письмо от 02.11.2007 N 02-81/871).

Считая
отказ Казначейства исполнить направленные постановления незаконным, Фонд обратился с заявлением в арбитражный суд.

Суды частично удовлетворили заявление Фонда, посчитав, что у Казначейства отсутствовали правовые основания для отказа в принятии к исполнению постановления от 24.07.2006 N 9, поскольку Фондом соблюден порядок его предъявления.

Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

В силу статьи 25 Закона N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 названного Федерального закона.

Внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Законом N 167-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 17.05.2007 N 31, при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению
органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.

Из материалов дела следует, что размер задолженности бюджетных учреждений, взыскиваемой Фондом во внесудебном порядке, не превышает пятидесяти тысяч рублей.

В ходе рассмотрения дела суды установили, что на момент отказа Казначейства исполнить направленные ему для исполнения постановления Фонда у трех из четырех бюджетных учреждений - муниципального учреждения культуры “Межпоселенческая библиотека Мезенского района“, муниципального дошкольного образовательного учреждения “Детский сад N 2 “Журавушка“, муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей “Дом детского творчества“ - имелись расчетные счета, открытые в расчетно-кассовых центрах Банка России, взыскание по которым должно быть осуществлено в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об исполнительном производстве“. Поэтому Казначейство правомерно возвратило Фонду без исполнения постановления от 23.07.2007 N 190, от 03.08.2007 N 215, 224, 225, от 19.09.2007 N 252.

Суды установили, что на момент совершения Казначейством оспариваемого действия у государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения “Мезенский дом-интернат малой вместимости для пожилых людей и инвалидов“ отсутствовали счета в банках и кредитных организациях, а также имущество, которым должник вправе распоряжаться сам. Следовательно, возвращенное Отделом судебных приставов по Мезенскому району Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Архангельской области постановление от 24.07.2006 N 9 правильно направлено Фондом для исполнения в Казначейство, поскольку через открытые в нем счета осуществляется финансирование учреждения из соответствующего бюджета. В связи с этим суды правомерно признали незаконными действия Казначейства в этой части.

Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.02.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2008 по делу N А05-12805/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения по Мезенскому району Управления Федерального казначейства по Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ

Судьи

Г.Е.БУРМАТОВА

Л.А.САМСОНОВА