Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.07.2008 по делу N А56-112/2008 Суд признал незаконными действия ИФНС, выразившиеся в выдаче ОАО справки, содержащей недостоверные сведения о наличии у общества неисполненных обязанностей по уплате пеней по ЕСН и НДС, поскольку отсутствие у ОАО указанной задолженности подтверждается решением арбитражного суда.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июля 2008 г. по делу N А56-112/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Асмыковича А.В., Кузнецовой Н.Г., при участии от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 Тотоки В.А. (доверенность от 13.04.2008), от открытого акционерного общества “Арсенал“ Буленковой М.В. (доверенность от 05.09.2007 N 190/239-178-115), рассмотрев 24.06.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2008 по делу N А56-112/2008 (судья Сайфуллина А.Г.),

установил:

открытое акционерное общество “Машиностроительный завод “Арсенал“ (далее - Общество, ОАО “МЗ “Арсенал“) обратилось в Арбитражный
суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 (далее - Инспекция), выразившихся в выдаче справки от 13.12.2007 N 311 и справки N 3189 по состоянию на 11.12.2007, в которых содержатся недостоверные сведения о наличии у Общества неисполненной обязанности по уплате 7 150 299 руб. 66 коп. пеней за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 1 893 449 руб. 77 коп. пеней за несвоевременную уплату единого социального налога (далее - ЕСН) и 1 796 664 руб. штрафа за неудержание и неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц. ОАО “МЗ “Арсенал“ также просит суд в порядке статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязать Инспекцию устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем исключения из карточки лицевых счетов 7 150 299 руб. 66 коп. пеней по НДС; 1 893 449 руб. 77 коп. пеней по ЕСН; 1 796 664 руб. задолженности по штрафным санкциям по налогу на доходы физических лиц.

Решением суда первой инстанции от 05.03.2008 заявление удовлетворено.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Налоговый орган не оспаривает, что при составлении справок не были учтены судебные решения о признании незаконным начисления пеней и взыскания штрафа, однако, по его мнению, должностные лица Инспекции не могут произвольно, по собственному усмотрению признавать долги по налогам нереальными к
взысканию и списывать соответствующие суммы. Кроме того, карточки лицевых счетов налогоплательщиков являются формой внутреннего контроля и их данные не влияют на права и обязанности налогоплательщика.

В отзыве на жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что Общество обратилось в Инспекцию с просьбой выдать справку об отсутствии у него не исполненных перед бюджетом налоговых обязательств. Справка ОАО “МЗ “Арсенал“ была необходима для участия в конкурсе на заключение контракта на изготовление продукции по государственному оборонному заказу (статья 11 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“).

Налоговый орган 11.12.2007 выдал налогоплательщику справку N 311 о том, что по состоянию на 11.12.2007 Общество имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, и справку N 3189 о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по состоянию на 11.12.2007 (далее - Справка N 3189). Из текста справки N 3189 следует, что ОАО “МЗ “Арсенал“ имеет задолженность по уплате пеней за несвоевременную уплату НДС (7 150 299 руб. 66 коп.) и ЕСН (1 893 449 руб. 77 коп.), а также штрафа за неудержание и неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц (1 796 664 руб.).

Общество обратилось в суд с заявлением о признании действий Инспекции незаконными, полагая, что у Инспекции не имелось оснований для указания в справках сведений о наличии задолженности по уплате пеней и штрафа, так как задолженность по уплате пеней у Общества отсутствовала, а в
иске о взыскании с ОАО “МЗ “Арсенал“ налоговому органу отказано арбитражным судом. Инспекцией при составлении справок не были приняты во внимание вступившие в законную силу решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Суд первой инстанции удовлетворил заявление Общества, и кассационная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта с учетом следующего.

В силу Регламента принятия и ввода в автоматизированную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.02.2004 N БГ-3-06/76, и Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных “Расчеты с бюджетом“, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@, налоговые органы по каждому налогоплательщику ведут карточки “Расчетов с бюджетом“ (далее - карточка “РСБ“). Карточка “РСБ“ предназначена для учета сведений о расчетах с бюджетом налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и других плательщиков обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами, по текущим платежам и неурегулированной задолженности.

Как установлено судом и не оспаривается Инспекцией, именно на основании данных карточек “РСБ“ налоговым органом и составлена справка N 3189 о наличии у Общества неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций.

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом в силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение.

В обоснование своих требований ОАО “МЗ “Арсенал“ представило ряд судебных актов, подтверждающих
отсутствие у него обязанностей по уплате пеней и штрафа.

В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.05.2006 по делу А56-8605/2006 Инспекции отказано в удовлетворении иска о взыскании с Общества налоговых санкций в сумме 1 807 183 руб., в том числе 1 796 664 руб. штрафа за неудержание и неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц.

При этом, поскольку у налогового органа в 2005 - 2006 годах отсутствовало право на бесспорное взыскание штрафных санкций, вследствие чего статья 59 НК РФ (до внесения в нее изменений Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ) не предусматривала возможность списания данных сумм как безнадежных долгов по налогам и сборам.

Следовательно, налоговый орган не имел права отражать суммы штрафа в качестве задолженности Общества перед бюджетом и включение их в карточку “РСБ“ изначально незаконно. Таким образом, в этой части нарушений положений статьи 59 НК РФ, на нормы которой ссылается податель жалобы, нет.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2007 по делу А56-20779/2006 признано недействительным требование Инспекции от 03.05.2006 N 125 об уплате 3 148 462 руб. 55 коп. пеней по ЕСН.
Основанием для принятия такого решения явилось отсутствие у ОАО “МЗ “Арсенал“ недоимки по ЕСН, на которую налоговый орган начислил пени.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2007 по делу N А56-35834/2006 признано недействительным требование налогового органа от 14.08.2006 N 234 об уплате Обществом 32 258 900 руб. 36 коп. пеней по НДС, поскольку Инспекция не подтвердила наличие у ОАО “МЗ “Арсенал“ обязанности по уплате налога и пеней.

Отсутствие у Общества указанных в справке недоимок подтверждается решениями Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2007 по делу N А56-37844/2007, от 04.12.2007 по делам N А56-37852/2007, А56-37853/2007, А56-37855/2007, от 05.12.2007 по делу N А56-22616/2007, от 06.12.2007 по делу N А56-37856/2007 и от 18.12.2007 по делам N А56-37840/2007 и А56-37842/2007, которыми признаны незаконными решения Инспекции о зачете вышеназванных сумм недоимок по пеням суммами, образовавшейся у ОАО “МЗ “Арсенал“ переплаты по НДС, а также решениями от 25.01.2008 по делу N А56-48346/2007 и от 30.01.2008 по делу N А56-48351/2007 о возврате из бюджета сумм НДС.

Ни одного доказательства, опровергающего выводы, изложенные в вышеназванных решениях, Инспекция не представила.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правомерными выводы суда первой инстанции о необоснованности включения налоговым органом в справки N 311 и N 3189 данных о наличии у Общества неисполненных обязанностей по уплате пеней и штрафов.

Согласно части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Частью
5 статьи 201 АПК РФ по делам об обжаловании действий (бездействия) государственных органов также предусмотрено, что в решении по таким делам должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Инспекция в жалобе ссылается на то, что лицевые счета используются налоговыми органами для отражения в них всех операций, связанных с расчетами налогоплательщиков с бюджетами всех уровней, и являются внутренним документом Инспекции, а поэтому неотражение или отражение в лицевом счете конкретных сумм налоговых платежей и начисленных пеней носит справочный характер и не ущемляет прав налогоплательщика.

Принимая во внимание, что, несмотря на наличие тринадцати вступивших в законную силу решений Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, налоговый орган продолжает учитывать спорные суммы пеней и штрафа как недоимку и производит действия по ее принудительному взысканию с налогоплательщика, а также препятствует получению Обществом справок об отсутствии задолженности по налогам и сборам и законному возврату ему обязательных платежей, необходимых для ведения нормальной хозяйственной деятельности, суд первой инстанции сделал правильный вывод о необходимости обязания Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО “МЗ “Арсенал“ путем исключения из карточки “РСБ“ сведений о наличии у Общества спорной недоимки в виде 7 150 299 руб. 66 коп. пеней за несвоевременную уплату НДС, 1 893 449 руб. 77 коп. пеней по ЕСН и 1 796 664 руб. штрафа за неудержание и неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц (аналогичная позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 06.07.2004 N 15889/03, от 06.11.2007 N 8241/07, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2007 N 14625/07).

Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет, что недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными, если их уплата и (или) взыскание оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера (абзац первый пункта 1 и пункт 2 статьи 59 НК РФ).

Таким образом, основаниями признания числящейся за налогоплательщиками недоимки безнадежной, прямо установленными Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральный законодатель назвал объективные обстоятельства экономического, социального и юридического характера, наличие которых не позволяет уплатить и (или) взыскать соответствующую недоимку.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 “О порядке признания безнадежными ко взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам“ дает основание налоговым органам отказывать в признании долгов безнадежными во всех случаях, за исключением одного - ликвидации организации.

Однако в данном случае суд первой инстанции не обязал Инспекцию списать суммы пеней, а, установив факт необоснованного начисления пеней вследствие отсутствия самой недоимки, на которую начислены пени, сделал вывод о нарушении прав Общества включением в его лицевой счет недостоверных данных и обязал налоговый орган удалить из карточек “РСБ“ незаконно внесенные суммы.

Поскольку списанию в порядке статьи 59 НК РФ подлежит только действительный долг, а у ОАО “МЗ “Арсенал“ таковой отсутствует, ссылка Инспекции на нарушение норм этой статьи незаконна и оснований для отмены судебного акта в данной части нет.

Относительно сумм штрафа судом установлено, что сроки давности, с прекращением которых законодательство связывает возможность признания задолженности по штрафу безнадежной, истекли,
а налоговые органы исчерпали все законные возможности для взыскания задолженностей по штрафу по федеральному налогу (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 N 334-О-О). Это обстоятельство позволяет Обществу ставить вопрос о списании данной суммы по решению суда.

Вместе с тем, как указано выше, у Инспекции отсутствовало право отражать сумму штрафа до вынесения решения судом, а после принятия судом решения об отказе во взыскании штрафа такое право просто утрачено, поэтому у налогового органа не было оснований для включения в данные карточки “РСБ“ 1 796 664 руб. штрафа за неудержание и неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц как недоимки Общества, и суд первой инстанции правомерно обязал Инспекцию устранить допущенное нарушение законодательства путем исключения этой суммы из данных карточек “РСБ“.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы Инспекции и отмены принятого по делу судебного акта не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2008 по делу N А56-112/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 - без удовлетворения.

Председательствующий

В.В.ДМИТРИЕВ

Судьи

А.В.АСМЫКОВИЧ

Н.Г.КУЗНЕЦОВА