Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.06.2008 по делу N А21-1073/2007 При новом рассмотрении дела о взыскании расходов, возникших у ООО в результате предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, суду необходимо установить, какие именно льготы были предоставлены обществом с точки зрения правомерности их предоставления по каждому из предусматривающих их нормативно-правовых актов, за счет средств какого бюджета должна производиться компенсация и как были распределены средства, полученные субъектом РФ в спорном периоде на названные цели.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2008 г. по делу N А21-1073/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Жилищный трест - Лучший Дом“ Дьяченкова В.А. (доверенность от 18.06.2008), рассмотрев 24.06.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.10.2007 (судья Скорнякова Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 (судьи Кашина Т.А., Черемошкина В.В., Шестакова М.А.) по делу N А21-1073/2007,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Жилищный трест - Лучший Дом“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд
Калининградской области с иском о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) 373 933 руб. 99 коп. расходов, возникших в результате предоставления льгот в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (далее - Закон N 181-ФЗ), Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ (далее - Закон N 5-ФЗ), Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (далее - Закон N 1244-1), Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“ (далее - Закон о реабилитации), Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 “О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны“ (далее - Указ). В качестве третьего лица указано Управление Федерального казначейства по Калининградской области.

Определениями от 08.05.2007 и от 18.07.2007 в качестве третьих лиц к участию в деле привлечены отдел государственного учреждения “Центр социальной поддержки населения“, Министерство социальной политики и труда правительства Калининградской области.

Решением от 30.10.2007 иск удовлетворен.

Постановлением апелляционной инстанции от 18.02.2008 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение и постановление и вынести новый судебный акт об отказе в иске к Минфину РФ. По мнению подателя жалобы, Минфин РФ несет ответственность только перед субъектом Российской Федерации, а перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства ни в силу закона, ни в силу договора у Минфина РФ ответственности нет. Отсутствие претензий Министерства финансов Калининградской области к Минфину РФ свидетельствует о
достаточности выделенных из федерального бюджета средств. В обоснование жалобы Минфин РФ ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, устанавливающее порядок финансирования расходов, в соответствии с которым расходы, связанные с предоставлением льгот, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

Как следует из материалов дела, Общество в 2004, 2005, 2006 годах предоставляло отдельным категориям граждан льготы по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, в результате чего у него возникли расходы, невозмещение которых в полном размере послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Согласно статье 4 Закона N 181-ФЗ в редакции от 23.10.2003 установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов, формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к ведению федеральных органов государственной власти.

Статьей 17 Закона N 181-ФЗ в названной редакции предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, финансирование расходов, связанных с их реализацией, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном субъектами Российской Федерации
и органами местного самоуправления, а по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 Закона N 1244-1 (в редакции, действовавшей в спорный период) гражданам, подвергшимся радиации, гарантируется оплата занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50 процентов квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых) и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

В соответствии со статьей 5 Закона N 1244-1 финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Порядок финансирования расходов, в том числе порядок компенсации организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, местным органам власти и управления расходов, связанных с реализацией Закона в части норм, отнесенных к их компетенции, устанавливается Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.

Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией Закона N 1244-1, который действовал в период предоставления льгот, утвержден постановлением Правительства от 24.04.1996 N 506.

Согласно пункту 1 указанного Порядка финансирование расходов, связанных с реализацией Закона N 1244-1, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий
год.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2002 N 310 утверждены Правила предоставления и расходования средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию Закона N 1244-1 (постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85 и от 14.02.2004 N 80 действие Правил было продлено на 2003 и 2004 годы).

В соответствии с пунктом 2 названных Правил предоставление субсидий осуществляется Минфином РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.

В соответствии со статьей 10 Закона N 5-ФЗ в редакции от 29.06.2004 за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда; оплату коммунальных услуг.

Указом Президента Российской Федерации установлено, что льготы бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, предоставляются за счет тех же источников, что и инвалидам, и участникам Великой Отечественной войны.

В силу пункта “ж“ статьи 16 Закона о реабилитации в редакции, действовавшей в спорный период, лица, подвергшиеся политическим репрессиям, имеют право на снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством.

В соответствии со статьей 17 названного Закона порядок предоставления льгот устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, действовавшим в момент предоставления льгот.

Пунктом 8 Положения предусмотрено, что реабилитированные лица и лица,
признанные пострадавшими, а также проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на снижение размера оплаты жилья на 50 процентов в пределах социальной нормы площади жилья. Им предоставляется также скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование коммунальными услугами (водоснабжение, водоотведение, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления коммунальных услуг. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов. Льготы по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в домах всех форм собственности.

Согласно пункту 14 Положения финансирование расходов на предоставление льгот указанной категории лиц производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона о реабилитации (далее - Правила), действие которых продлено на 2004 год постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80.

Согласно пункту 1 Правил расходы, связанные с реализацией названного Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств Федерального фонда компенсаций.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 18 постановления от 22.06.2006 N 23 (далее - постановление N 23), если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание
должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

С учетом изложенного довод подателя жалобы о том, что расходы на реализацию установленных для ветеранов льгот по оплате коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, кассационная инстанция считает необоснованным.

Вместе с тем взыскание с Российской Федерации за счет средств ее казны возможно только в случае установления судом, что средства на реализацию установленных льгот не выделялись или их оказалось недостаточно.

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ из Федерального фонда компенсаций на реализацию льгот, предусмотренных Законом N 181-ФЗ, Законом N 1244-1, Калининградской области выделялись средства соответственно в размере 53 939,8 тыс. руб. и 70 775,0 тыс. руб. Однако в обжалуемых судебных актах этот вопрос не рассматривался, следовательно, нельзя сделать однозначный вывод, что на реализацию названных Законов из федерального бюджета не было выделено достаточно средств.

В соответствии с пунктом 19 постановления N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие
принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

В силу пункта 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 названной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с пунктом 2 этой же статьи к таким полномочиям относятся вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан.

Однако суд не исследовал вопрос о том, в каком порядке после 01.01.2005 осуществляется компенсация расходов организациям, предоставляющим услуги по льготным ценам во исполнение всех названных Законов и Указа.

Кроме того, согласно статье 47 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2005 год“ образован Фонд компенсаций в сумме 26 670 000,0 тыс. рублей, из которого бюджетам субъектов Российской Федерации выделяются субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Законом N 181-ФЗ, Законом N 5-ФЗ, Законом N 1244-1 (в редакции Закона Российской Федерации от 18.06.1992 N 3061-1) и др.

Согласно приложению 20
к названному Федеральному закону Калининградской области выделено 176 454,8 тыс. руб. В соответствии со статьей 47 и приложением 28 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2006 год“ Калининградской области на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Законом N 181-ФЗ, Законом N 5-ФЗ было выделено 381 548,4 тыс. руб.

При вынесении обжалуемых судебных актов это обстоятельство судами не оценено, следовательно, нельзя сделать вывод о том, что иск подлежит удовлетворению за счет средств казны Российской Федерации.

Ввиду изложенного решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду следует установить, какие льготы (по оплате жилья или по оплате жилищно-коммунальных услуг) применительно к 2004, 2005, 2006 годам предоставляло Общество с точки зрения правомерности их предоставления по каждому из названных Законов и Указу, после чего оценить, за счет средств какого бюджета применительно к каждому Закону и Указу должна производиться компенсация организациям с учетом выделенных из федерального бюджета сумм на их реализацию, а также дать оценку тому, каким образом указанные средства были распределены Калининградской областью, и, приняв во внимание данные обстоятельства, дать оценку правомерности требований истца по размеру.

Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении N 23, ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

До рассмотрения кассационной жалобы истцом было заявлено ходатайство о взыскании с ответчика судебных расходов. В связи с направлением дела на новое рассмотрение суду необходимо решить вопрос о распределении судебных расходов.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.10.2007 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу N А21-1073/2007 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд Калининградской области.

Председательствующий

А.А.КУСТОВ

Судьи

О.Г.СОСНИНА

И.М.ТАРАСЮК