Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.06.2008 по делу N А21-1065/2007 Суд правомерно прекратил производство по делу о признании незаконным постановления местной администрации об утверждении показателей кадастровой стоимости земель, поскольку оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, обжалование которого не отнесено к компетенции арбитражных судов, а следовательно, данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2008 г. по делу N А21-1065/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Константинова П.Ю. и Сергеевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Канопус“ на определение Арбитражного суда Калининградской области от 28.09.2007 (судьи Сычевская С.Н., Генина С.В., Шкутко О.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2008 (судьи Протас Н.И., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.) по делу N А21-1065/2007,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Канопус“ (далее - ООО “Канопус“) обратилось в Арбитражный суд Калининградской
области к правительству Калининградской области с заявлением о признании незаконным постановления администрации Калининградской области от 10.01.2003 N 7 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Калининградской области“ в части утверждения удельных показателей кадастровой стоимости земель (далее - УПКСЗ) в пределах кадастрового квартала 39:15:14-18-01 в городе Калининграде.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО “Канопус“ уточнило заявленное требование и попросило суд признать оспариваемое постановление недействительным в части утверждения УПКСЗ, применяемых для расчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 39:15:14-18-01:0024, ссылаясь на несоответствие оспариваемого постановления законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью “Специализированная фирма “Оценка“ и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Калининградской области.

Определением от 28.09.2007 суд прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.

Постановлением апелляционного суда от 05.03.2008 определение от 28.09.2007 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ООО “Канопус“ просит отменить названные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемых судебных
актов в кассационном порядке, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа не находит оснований для их отмены.

Прекращая производство по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое в части постановление является нормативным правовым актом, обжалование которого не отнесено каким-либо федеральным законом к компетенции арбитражных судов, а следовательно, требования, заявленные ООО “Канопус“, не подлежат рассмотрению в арбитражном суде ввиду неподведомственности спора.

Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 29.10.2001, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“ (далее - Закон N 28-ФЗ) сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418 “Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости“ функции по проведению государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Российской Федерации возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для целей последующего налогообложения и иных целей, установленных законом.

В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 “Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель“, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению
территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.99 N 945 “О государственной кадастровой оценке земель“ органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.

В соответствии с указанными положениями главой администрации (губернатором) Калининградской области постановлением от 10.01.2003 N 7 были утверждены результаты оценки земель поселений Калининградской области. Это постановление опубликовано для всеобщего сведения в официальном печатном издании “Российская газета“ за 31.01.2003 N 19. Оспариваемые заявителем приложения к названному постановлению, являющиеся его составной частью, содержат кадастровую оценку земель по видам функционального использования, которой заявитель и другие лица должны руководствоваться при решении вопросов налогообложения и иных вопросов.

Следовательно, данное постановление принято уполномоченным органом государственной власти и содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, что дает основания для его оценки в качестве нормативного правового акта, на что правильно указали суды первой и апелляционной инстанций.

В соответствии со статьями 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации“ указано, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. В связи с этим данные дела подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.

Согласно пункту 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти, правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке. Арбитражные суды в названном Законе не указаны в качестве судов, компетентных рассматривать такие заявления.

Земельный кодекс Российской Федерации и Закон N 28-ФЗ также не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.

В связи с отсутствием федерального закона, относящего рассмотрение споров об обжаловании указанных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к компетенции арбитражных судов, данный спор неподведомствен арбитражному суду.

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд сделал обоснованный вывод о том, что заявление ООО “Канопус“ не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, и правомерно прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Довод ООО “Канопус“ о
том, что после вынесения Арбитражным судом Калининградской области определения от 28.09.2007 о прекращении производства по настоящему делу оно обратилось в Калининградский областной суд с заявлением о признании оспариваемого нормативного акта недействующим и определением от 19.11.2007 названный суд отказал в принятии заявления, не может повлиять на правильность выводов арбитражных судов обеих инстанций о неподведомственности данного спора арбитражному суду.

Кроме того, в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и с учетом принятых арбитражным судом судебных актов по настоящему делу ООО “Канопус“ не лишено возможности обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о пересмотре принятого Калининградским областным судом определения от 19.11.2007 в порядке надзора.

Таким образом, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по настоящему делу, принятых в соответствии с нормами процессуального права, нет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

определение Арбитражного суда Калининградской области от 28.09.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2008 по делу N А21-1065/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Канопус“ - без удовлетворения.

Председательствующий

И.Л.ГРАЧЕВА

Судьи

П.Ю.КОНСТАНТИНОВ

И.В.СЕРГЕЕВА