Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.04.2008 по делу N А05-6076/2007 ИФНС правомерно доначислила предпринимателю ЕСН, указав на необоснованное включение в состав расходов, уменьшающих облагаемую данным налогом базу, затрат на оплату транспортных услуг, поскольку предприниматель не подтвердил надлежащими документами понесенные им затраты.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2008 г. по делу N А05-6076/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Блиновой Л.В., Кочеровой Л.И., рассмотрев 28.04.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя Ф.И.О. на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.09.2007 (судья Пигурнова Н.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2007 (судьи Чельцова Н.С., Богатырева В.А., Виноградова Т.В.) по делу N А05-6076/2007,

установил:

индивидуальный предприниматель Бояльских Алексей Юрьевич обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области (далее - инспекция) от 04.05.2007 N 43/03921.

Решением суда от
20.09.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.11.2007, предпринимателю в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ее податель указывает на нарушение судом прав предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности в связи с вынесением им незаконных и необоснованных судебных актов.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и своевременности уплаты предпринимателем налогов, в том числе: налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и единого социального налога (далее - ЕСН), исчисленных с доходов от предпринимательской деятельности, за период с 01.01.2005 по 31.12.2005.

По результатам проверки инспекция составила акт от 30.03.2007 и приняла решение от 04.05.2007 N 43/03921 о привлечении Бояльских А.Ю. к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Проверкой установлена неуплата Бояльских А.Ю. 27 282 руб. НДФЛ и 14 154 руб. 35 коп. ЕСН за 2005 год в связи с занижением налоговой базы, поскольку предприниматель не подтвердил надлежащими документами понесенные им затраты на оказание транспортных услуг.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, установил следующее.

Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников
за пределами Российской Федерации, - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являются плательщиками НДФЛ в отношении сумм доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Из статьи 221 НК РФ следует, что при исчислении базы, облагаемой НДФЛ, в соответствии с пунктом 2 статьи 210 НК РФ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют индивидуальные предприниматели в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 235 НК РФ и пунктом 2 статьи 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 “Налог на прибыль организаций“ Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (пункт 1 статьи 252 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском
учете“ к задачам бухгалтерского учета относятся формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия, обеспечение информацией самого налогоплательщика и фискальных органов, предотвращение отрицательных результатов предпринимательской деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

При этом законодательством о бухгалтерском учете признается совокупность правовых актов, состоящая из названного Федерального закона, который устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, и других федеральных законов, правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, и налогоплательщик обязан выполнять властные предписания государственных органов, направленные на выполнение задач ведения бухгалтерского учета.

В силу пункта 9 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430, выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в Альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений, указанных в первичных документах: 1) наименование документа (формы); 2) дату составления документа; 3) при оформлении документа от имени юридических лиц - наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН; от имени индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, номер и дата выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН; 4) содержание хозяйственной операции
с измерителями в натуральном и денежном выражении; 5) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц); 6) личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.

Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 29.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в Альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “...от 29.11.1996 N 129-ФЗ...“ имеется в виду “...от 21.11.1996 N 129-ФЗ...“.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.97 N 835 “О первичных учетных документах“ в целях реализации положений Федерального закона от 29.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“, возложившего на Государственный комитет Российской Федерации по статистике функции по разработке и утверждению Альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий, Госкомстат России постановлением от 28.11.97 разработал и утвердил Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте, в котором содержится форма товарно-транспортной накладной N 1-Т.

При этом товарно-транспортная накладная является
документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

Согласно пункту 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 47 УАТ РСФСР основными транспортными документами при перевозке грузов на автомобильном транспорте, подтверждающими факт оказания транспортных услуг, также являются товарно-транспортные накладные, которые при проведении выездной налоговой проверки заявителем предъявлены не были.

Таким образом, перевозочные документы (товарно-транспортные накладные) являются одними из документов, подтверждающих производственный характер расходов на транспортные услуги и их связь с предпринимательской деятельностью налогоплательщика, и могут являться документами, обосновывающими отнесение затрат на расходы.

Предприниматель являлся получателем транспортных услуг и не мог не иметь товарно-транспортных накладных.

Как усматривается из материалов дела, в подтверждение оказания транспортных услуг предприниматель (заказчик) представил договор от 05.01.2005 N 23/2, заключенный с ООО “Северо-Западное машиностроительное предприятие“ (исполнитель), на транспортно-экспедиционные операции и услуги. В подтверждение понесенных расходов предприниматель представил счета-фактуры, квитанции к приходным кассовым ордерам, контрольно-кассовые чеки.

Суды установили и из материалов дела следует, что заявитель неправомерно включал в состав расходов для целей обложения НДФЛ и ЕСН стоимость транспортных услуг на основании договора от 05.01.2005 N 23/2, поскольку последний не содержит подписи должностного лица исполнителя, то есть считается незаключенным; актов выполненных работ, фактически не подтверждающих экономическую обоснованность затрат (статья 252 НК РФ), поскольку акты являются односторонними (подписаны только предпринимателем), не содержат информации об объеме выполненных работ, реквизитах поставщиков, виде перевозимого товара, дату оказания услуг. Кроме того, согласно письму ООО “Северо-Западное машиностроительное предприятие“ от 12.02.2007 оно с 2004 года никаких договорных отношений с предпринимателем Бояльских А.Ю. не имеет.

Учитывая изложенное, суды правомерно признали, что
налогоплательщик в ходе налоговой проверки не подтвердил, что на дату наступления момента отнесения затрат на расходы он обоснованно уменьшил налогооблагаемую базу по НДФЛ и ЕСН.

Все юридически значимые для дела факты, доводы и доказательства сторон были рассмотрены судами согласно части 2 статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимной связи, и ими сделан правильный вывод о правомерности принятия инспекцией решения. Доводы жалобы предпринимателя в указанной части направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.09.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2007 по делу N А05-6076/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Л.НИКИТУШКИНА

Судьи

Л.В.БЛИНОВА

Л.И.КОЧЕРОВА