Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.04.2008 по делу N А52-4277/2007 Суд признал недействительным решение ИФНС в части отказа ОАО в возмещении налога на добавленную стоимость за март 2007 года, поскольку общество в указанный период применило налоговые вычеты по НДС по счетам-фактурам, оформленным в более ранние налоговые периоды, что связано с несвоевременным получением счетов-фактур от поставщиков.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 апреля 2008 г. по делу N А52-4277/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Боглачевой Е.В., Малышевой Н.Н., рассмотрев 14.04.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 26.11.2007 по делу N А52-4277/2007 (судья Леднева О.А.),

установил:

открытое акционерное общество “Псковвтормет“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительными пункта 2 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - инспекция) от 10.09.2007 N 16-01/6169 и пункта 2 решения
от 10.09.2007 N 1203-16-01/6220 и обязании инспекции принять решение о возмещении ему 5 634 901 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

Решением суда первой инстанции от 26.11.2007 заявление удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и принять новое. В обоснование жалобы инспекция приводит доводы, изложенные в оспариваемом решении.

Общество в отзыве на жалобу просит оставить решение суда без изменения.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, общество 20.04.2007 представило в инспекцию декларацию по НДС по ставке 0% за март 2007 года и документы в подтверждение правомерности применения ставки 0% при реализации товара на экспорт, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В декларации налогоплательщик заявил к вычету 35 665 988 руб. НДС, уплаченного при осуществлении операций по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, на сумму 190 347 220 руб., в том числе в страны дальнего зарубежья на сумму 143 939 505 руб. и в Республику Беларусь на сумму 46 407 715 руб.

По результатам камеральной проверки декларации и документов инспекция вынесла решения от 10.09.2007 N 16-01/6169 и N 1203-16-01/6220 об отказе в возмещении 6 852 994 руб. НДС (пункты 2 решений), в том числе 5 634 901 руб., в связи с тем, что в первоначальных счетах-фактурах ООО “Союз Леспром“ и ЗАО “Лортэк“ на сумму 4 678 760
руб. НДС допущены ошибки при указании грузоотправителя, первоначальные счета-фактуры были заменены, а не исправлены путем внесения изменений; 956 141 руб., из них 60 528 руб. НДС по общехозяйственным расходам, которые относятся к операциям по реализации товаров, по которым ставка 0% подтверждена в более ранние периоды по отношению к марту 2007 года.

Общество не согласилось с пунктами 2 названных решений и оспорило их в арбитражный суд.

Суд удовлетворил требования заявителя, поскольку налогоплательщик выполнил требования налогового законодательства при предъявлении к возмещению НДС за март 2007 года.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.

Право налогоплательщика на возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченных им при осуществлении операций, подлежащих налогообложению по ставке 0%, и порядок реализации этого права установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ), налогоплательщик должен представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ документы, на основании которых налоговый орган принимает решение о возмещении налога либо об отказе в его возмещении.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения права получение возмещения при налогообложении по ставке 0% представляются документы:

- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара
(припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;

- таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Согласно пункту 11 статьи 165 НК РФ порядок подтверждения права на получение возмещения суммы налога с применением налоговой ставки 0% в отношении товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, определяется Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 раздела II Положения к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 “О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь“ предусмотрено, что для обоснования применения нулевой ставки или освобождения от уплаты (возмещения) акцизов в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы, заверенные подписью руководителя и главного бухгалтера:

- договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров;

- выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика;

- третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, с отметкой налогового органа другой Стороны, подтверждающей уплату
косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства Стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства);

- копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара;

- иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств Сторон.

Документы, предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения, представляются в налоговые органы в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

Общество в подтверждение правомерности применения ставки 0% при реализации товара на экспорт представило в инспекцию все документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ и соответствующие требованиям этой нормы.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 НК РФ, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Как следует из пункта 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5
и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом (пункт 2 статьи 169 НК РФ).

Как установлено судом первой инстанции, общество до вынесения инспекцией оспариваемого решения представило в налоговый орган исправленные счета-фактуры, содержащие достоверную информацию о грузоотправителях.

Судом правомерно отклонен довод инспекции о том, что первоначальные счета-фактуры были заменены на новые, а не исправлены путем внесения изменений, и поэтому вновь представленные счета-фактуры не могут являться основанием для применения вычетов.

Нормы главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат запрета вносить изменения в счета-фактуры, не соответствующие требованиям статьи 169 НК РФ, или на замену их на оформленные заново в соответствии с требованиями названной нормы.

Инспекция не оспаривает оплату товаров (работ, услуг), приобретенных по названным счетам-фактурам, и использование этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций по реализации товаров на экспорт.

С учетом изложенного суд правомерно пришел к выводу об отсутствии у инспекции оснований для отказа обществу в возмещении 4 678 760 руб. НДС.

Как установил суд первой инстанции на основании пояснений представителя инспекции, причиной отказа в возмещении 895 613 руб. НДС за март 2007 года послужило не то, что вычеты по товарам, приобретенным в более ранние налоговые периоды, заявлены в налоговой декларации за март 2007 года, а то, что невозможно проверить и достоверно определить конкретные налоговые периоды, по которым ставка 0% была подтверждена ранее, чем представлены счета-фактуры. В тех
случаях, когда представленные документы позволяли (по номерам вагонов) сделать вывод о том, когда приобретенная продукция по счетам-фактурам, приложенным к декларации, отгружена на экспорт, притом что приобретение и отгрузка товара производилась в более ранние налоговые периоды (декабрь 2006 года, январь и февраль 2007 года), суммы НДС из налогового вычета не исключались. Если из представленных документов невозможно было определить конкретные налоговые периоды, по которым ставка 0% подтверждена ранее, суммы налога исключались из вычетов.

На основании представленной заявителем справки стороны заключили соглашение о фактических обстоятельствах от 26.11.2007.

В соответствии со статьей 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны подтвердили, что по счетам-фактурам, представленным с декларацией за март 2007 года, на сумму 3 671 731,1 руб., в том числе на 895 613 руб., в возмещении которой отказано, правомерность применения налоговой ставки 0% подтверждена ранее в июле, августе и декабре 2006 года и январе и феврале 2007 года.

Из пояснений представителя общества следует, что возникновение права в марте 2007 года на налоговый вычет по счетам-фактурам, оформленным в более ранние налоговые периоды, связано с несвоевременным получением счетов-фактур от поставщиков. Данное обстоятельство подтверждено журналом учета полученных счетов-фактур.

Согласно акту сверки между сторонами в налоговые периоды, к которым по дате оформления относятся счета-фактуры, подтверждающие вычеты по общехозяйственным расходам на сумму 60 528 руб., осуществлялась деятельность по реализации товаров на экспорт, то есть вычеты связаны с осуществлением операций по ставке 0%. В соответствии с учетной политикой общества (приказы от 30.12.2005 N 340/л, от 26.12.2006) указанная сумма вычета включена в раздел 5 декларации за март 2007 года пропорционально доле реализации товаров на экспорт в
общей сумме реализации.

Как правомерно указал суд, решение инспекции вынесено без учета названных обстоятельств.

Согласно пункту 3 статьи 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (пункт 4 статьи 88 НК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 12.07.2006 N 267-О, полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более - обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию. Соответственно, налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Иное означало бы нарушение
принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов.

Инспекция при проверке не выполнила требований пункта 3 статьи 88 НК РФ.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования налогоплательщика.

Нормы материального права применены судом правильно и нет оснований для отмены судебного акта.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 26.11.2007 по делу N А52-4277/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.

Председательствующий

С.А.ЛОМАКИН

Судьи

Е.В.БОГЛАЧЕВА

Н.Н.МАЛЫШЕВА