Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.03.2008 по делу N А56-33700/2007 Суд удовлетворил требование ПФ РФ о взыскании с предпринимателя штрафа за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, отклонив довод предпринимателя о надлежащем исполнении им своих обязанностей путем подачи декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, поскольку закон обязывает предпринимателя представить в фонд вышеназванные сведения, а не декларацию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 марта 2008 г. по делу N А56-33700/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Матлиной Е.О., Самсоновой Л.А., при участии предпринимателя Смольской Е.Ф. (ан 16.10.2006, 44 отделением милиции Приморского района, города Санкт-Петербурга), рассмотрев 25.03.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2007 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2008 (судьи Протас Н.И., Загараева Л.П., Семиглазов В.А.) по делу N А56-33700/2007,

установил:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Санкт-Петербурга (далее - Фонд) обратилось в
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. 120 руб. штрафа на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Закон N 27-ФЗ).

Решением суда от 30.10.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.01.2008, заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе предприниматель Смольская Е.Ф., ссылаясь на нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и положения Конституции Российской Федерации, а также неправильное применение судом апелляционной инстанции норм процессуального права, просит отменить принятые судебные акты, дело направить на новое рассмотрение в другой арбитражный суд в пределах Северо-Западного округа.

В судебном заседании Смольская Е.Ф. поддержала доводы жалобы.

В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

Фонд извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Смольская Е.Ф. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 6 - 10).

Фонд провел проверку своевременности представления страхователем Смольской Е.Ф. в отношении себя лично сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В ходе проверки Фонд установил, что необходимые сведения за 2006 год предприниматель Смольская Е.Ф. не представила, в то время как их надлежало представить до 01.03.2007. Результаты проверки оформлены актом от 16.05.2007 N 1364.

Фонд решением от 20.06.2007 N 1130
привлек предпринимателя Смольскую Е.Ф. к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 120 руб. (10 процентов от суммы причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации) и направил требование от 20.06.2007 N 1130, в котором предложил уплатить штраф в срок до 11.07.2007.

Поскольку требование в установленный срок предприниматель не исполнила, Фонд обратился с заявлением в арбитражный суд.

Суды удовлетворили заявление Фонда.

Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) к числу страхователей отнесены не только лица, выступающие в роли работодателей, но и индивидуальные предприниматели, производящие уплату страховых взносов за самих себя.

Одновременно в статье 7 Закона N 167-ФЗ определено, что граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели, являются застрахованными лицами.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, у которых отсутствуют наемные работники, одновременно являются и страхователями, и застрахованными лицами.

Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации пенсионных прав.

В соответствии со статьей 5 Закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской
Федерации является органом, осуществляющим индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования.

В абзаце 3 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.

В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, признаются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом N 167-ФЗ.

Пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Согласно пункту 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, представляются вместе с копией платежного документа.

В соответствии со статьей 19 Закона N 27-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.

Во исполнение указанной статьи постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 “О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования“ утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция), в пункте 38 которой установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно до 1 марта в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа.
При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся и физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом N 167-ФЗ (пункт 2 Инструкции).

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из содержания указанной нормы следует, что субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, являются и страхователи, и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.

Суды установили, что предприниматель не представила в установленный действующим законодательством срок индивидуальные сведения за 2006 год, предусмотренные статьей 11 Закона N 27-ФЗ, и обоснованно удовлетворили заявление Фонда.

Кассационная инстанция отклоняет довод подателя жалобы о том, что она сдала в Фонд декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2006 год, а следовательно, исполнила обязанность по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Закон N 27-ФЗ обязывает индивидуального предпринимателя представлять в Фонд не декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 11 этого Закона.

Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче кассационной жалобы на решения и (или)
постановления арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. Таким образом, в данном случае податель кассационной жалобы должен уплатить 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции. Предприниматель Смольская Е.Ф. уплатила 50 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, в связи с чем с нее следует довзыскать в доход федерального бюджета 950 руб. государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ и пункту 15 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской федерации“ государственная пошлина по апелляционным и кассационным жалобам, поданным физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями) по делам о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается в сумме 50 руб. В данном случае имеет место иной спор, а именно спор о взыскании с предпринимателя штрафа.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2008 по делу N А56-33700/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. - без удовлетворения.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. в доход федерального бюджета 950 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Председательствующий

Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ

Судьи

Е.О.МАТЛИНА

Л.А.САМСОНОВА