Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.03.2008 по делу N А56-43505/2006 Суд правомерно взыскал с Минфина РФ убытки, понесенные ОАО в связи с предоставлением отдельным категориям граждан предусмотренных федеральными законами льгот по оплате услуг телефонной связи, поскольку финансирование данных расходов осуществляется из федерального бюджета, а в материалах дела отсутствуют доказательства выделения в рассматриваемый период достаточного количества бюджетных средств для реализации названных льгот.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 марта 2008 г. по делу N А56-43505/2006

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Стрелова И.М., судей Кирилловой И.И., Кустова А.А., при участии от открытого акционерного общества “Северо-Западный Телеком“ Клиориной Е.С. (доверенность от 27.12.2007), от Министерства финансов Российской Федерации Соловьевой Н.С. (доверенность от 15.01.2008), от Комитета по труду и социальной защите Санкт-Петербурга Макорта Г.А. (доверенность от 24.12.2007), от Комитета финансов Санкт-Петербурга Карпина Д.М. (доверенность от 08.02.2008), от Министерства внутренних дел Российской Федерации Фалина Д.С. (доверенность от 18.01.2008), рассмотрев 18.03.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга
и Ленинградской области от 04.06.2007 (судья Лилль В.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2007 (судьи Полубехина Н.С., Мельникова Н.А., Стровойтова О.Р.) по делу N А56-43505/2006,

установил:

открытое акционерное общество “Северо-Западный Телеком“ (далее - ОАО “СЗТ“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации и Комитету финансов Санкт-Петербурга (далее - Комитет финансов) о взыскании 60 252 руб. 78 коп. убытков (с учетом уточнения исковых требований), понесенных в связи с предоставлением в период с января 2003 по декабрь 2004 года предусмотренных законом льгот.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по труду и социальной защите Санкт-Петербурга.

Решением от 04.06.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.09.2007, исковые требования удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу истца взыскано 44 660 руб. 56 коп.

Судом отказано в удовлетворении требований в части включения в сумму иска налога на добавленную стоимость в размере 9 574 руб. 33 коп., а также в связи с предоставлением суду доказательств оказания услуг только 36 лицам, имеющим право на льготы.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2007 ОАО “СЗТ“ отказано в удовлетворении заявления об исправлении арифметической ошибки, допущенной в решении от 04.06.2007.

Постановлением апелляционной инстанции от 12.12.2007 определение от 16.10.2007 отменено и арифметическая ошибка в решении Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2007 исправлена: в абзаце 13 стр. 2, абзаце 7 стр. 3,
абзаце 1 стр. 4 решения вместо суммы 44 660 руб. 56 коп. указана сумма 45 329 руб. 54 коп.

Минфин РФ в кассационной жалобе просит отменить принятые по делу судебные акты, считая их незаконными и противоречащими нормам материального законодательства.

В отзывах на кассационную жалобу Комитет по труду и социальной защите Санкт-Петербурга и ОАО “СЗТ“ просят оставить принятые по делу решение и постановление без изменения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ОАО “СЗТ“ в период с 01.01.2003 по 31.12.2004 предоставляло отдельным категориям граждан льготы по оплате услуг за пользование телефоном, предусмотренные Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (далее - Закон N 1244-1), Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча“ (далее - Закон N 175-ФЗ), постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2123-1 от 27.12.1991 “О распространении действия Закона РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ на граждан из подразделений особого риска“ (далее - постановление N 2123-1).

Суды пришли к выводу, что поскольку действие законов, на основании которых предоставлялись льготы, не было приостановлено или отменено, и материалами дела подтверждается предоставление гражданам льгот на услуги телефонной связи в размере 44 660 руб. 56 коп., то требование истца подлежит компенсации за счет средств казны Российской Федерации.

Кассационная коллегия, изучив доводы жалобы и проверив законность обжалуемых судебных актов, пришла к следующим выводам.

В
соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона N 1244-1 (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, гарантируется предоставление скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование телефоном и за его установку. Эта же льгота для определенных категорий лиц была предусмотрена постановлением N 2123-1 и Законом N 175-ФЗ.

Согласно статье 5 Закона N 1244-1, статье 15 Закона N 175-ФЗ в редакциях, действовавших в период возникновения спорных правоотношений, финансирование расходов, связанных с реализацией названных Законов, осуществляется из федерального бюджета.

Порядок финансирования расходов на реализацию Закона N 1244-1 утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1996 N 506, действовавшим в спорный период. В соответствии с положениями названного Порядка финансирование льгот осуществляется из федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели на соответствующий год, и является строго целевым.

Статьями 53 и 54 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“ и статьями 46 и 47 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ предусмотрено выделение из Фонда компенсаций субсидий на финансирование расходов в соответствии с указанными Законами. Предоставление и расходование средств осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, суды пришли к правильному выводу о необходимости компенсации расходов за счет средств федерального бюджета.

Ссылка подателя жалобы на статью 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации не может быть признана обоснованной. В определении от 09.04.2002 N 68-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что пункт 5 статьи 83 БК РФ, как вытекает из его содержания, направлен на упорядочение бюджетного процесса и должен истолковываться как обязывающий органы законодательной
(представительной) власти учитывать расходы предоставляющих льготы организаций при формировании и принятии федерального, региональных и местных бюджетов.

Следовательно, норма пункта 5 статьи 83 БК РФ не исключает возможности реализации льгот, предоставленных гражданам правовыми актами до вступления в силу названного Кодекса.

Поскольку действие Закона N 1244-1 и Закона N 175-ФЗ не было приостановлено или отменено, а Минфин РФ не представил доказательств выделения средств на реализацию установленных указанными Законами льгот в достаточном размере, то, следовательно, компенсация предоставленных льгот должна осуществляться за счет средств федерального бюджета.

Остальные доводы подателя жалобы были предметом тщательного рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает возможным изменить резолютивную часть решения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2007, с учетом постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2007 об исправлении арифметической ошибки, по делу N А56-43505/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

И.М.СТРЕЛОВ

Судьи

И.И.КИРИЛЛОВА

А.А.КУСТОВ