Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.03.2008 по делу N А52-3757/2007 Управление Росрегистрации правомерно отказало ЗАО в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, поскольку на момент подписания данного договора участки лесного фонда в связи с внесением изменений в ГК РФ исключены из перечня объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 марта 2008 г. по делу N А52-3757/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Рудницкого Г.М. и Сапоткиной Т.И., при участии от Общества Николаевой Г.В. (доверенность от 03.04.2007 N 1), от Управления Кочновой Т.Н. (доверенность от 21.12.2007 N 01-7301), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 17.10.2007 (судья Рутковская Л.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2007 (судьи Виноградова Т.В., Богатырева В.А., Чельцова
Н.С.) по делу N А52-3757/2007,

установил:

закрытое акционерное общество “Псковский лесной терминал“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Псковской области (далее - Управление) о признании незаконным отказа Управления от 23.05.2007 в государственной регистрации договора от 28.12.2006 N 11 аренды участка лесного фонда, заключенного между Обществом и федеральным государственным учреждением “Гдовский лесхоз“ (далее - Лесхоз).

Решением от 17.10.2007 заявленное требование удовлетворено; суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2007 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, на момент обращения Общества в регистрирующий орган переданный по спорному договору участок лесного фонда не относился к объектам недвижимости; исходя из положений Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года), участки леса и земельные участки, покрытые лесом, представляют собой разные объекты недвижимости, в связи с чем ошибочен вывод суда о том, что предмет договора от 28.12.2006 составляют также и земельные участки; с момента внесения в пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (с 08.12.2006) изменений, согласно которым из перечня объектов недвижимого имущества исключены леса и многолетние насаждения, договор аренды участков лесного фонда не подлежал государственной регистрации; понятие “участок лесного фонда“ не идентично понятию “лесной участок“, права на который согласно статье 93 Лесного кодекса Российской Федерации (2006 года), действовавшего на момент направления обжалуемого отказа, подлежат государственной регистрации; на момент заключения договора от
28.12.2006 соответствующие положения Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) уже были признаны утратившими силу.

Общество в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что предметом договора аренды являются участки лесного фонда как совокупность лесной растительности и земли, прошедшие кадастровый учет, данный объект относится к недвижимому имуществу и права на него подлежали государственной регистрации; нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в том числе Положение об аренде участков лесного фонда, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.98 N 345 (далее - Положение об аренде), устанавливающее необходимость государственной регистрации договоров аренды, применялись до 01.01.2007, а с 01.01.2007 - в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации (2006 года); понятие “участок лесного фонда“ тождественно понятию “лесной участок“, определенному Лесным кодексом Российской Федерации (2006 года); правовым основанием для государственной регистрации договора от 28.12.2006 являлись статьи 6, 7, 25, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, Положение об аренде.

В судебном заседании представитель Управления поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании протокола от 20.12.2006 N 5 о результатах лесного конкурса Лесхоз (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 28.12.2006 N 11 аренды участков лесного фонда общей площадью 10187 га, расположенных на территории Псковской области, Гдовского района Лесхоза, Полновского и Гвоздненского лесничеств, для заготовки древесины сроком на 49 лет.

Согласно разделу 3 договора он вступает в силу с момента его регистрации.

12.03.2007 Общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации названного договора.

Однако уведомлением от 23.05.2007
Управление сообщило об отказе в государственной регистрации договора от 28.12.2006 N 11 аренды на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 20 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон о государственной регистрации), поскольку участки лесного фонда в связи с внесением изменений в статью 130 Гражданского кодекса Российской Федерации не относятся к недвижимому имуществу, в связи с чем государственная регистрация прав, ограничений (обременений) в отношении участков лесного фонда с 08.12.2006 не осуществляется; таким образом, аренда участков лесного фонда не является правом, подлежащим государственной регистрации.

Общество, считая отказ Управления незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа от государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Основания для отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе установлены статьей 20 Закона о государственной регистрации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав.

Заключение договоров аренды участков лесного фонда по результатам лесных конкурсов было предусмотрено статьями 31, 34, 35 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года). Согласно статье 31 названного Кодекса аренда участков лесного фонда регулировалась данным Кодексом, гражданским законодательством
и Положением об аренде. Статьей 32 упомянутого Кодекса было установлено требование о государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно пункту 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране лесов применяются лесное законодательство, специальные федеральные законы.

Из совокупности указанных правовых норм следует, что к отношениям по аренде участков лесного фонда нормы земельного законодательства не применяются, договор аренды участка лесного фонда подлежал государственной регистрации в силу непосредственного указания на это в Лесном кодексе Российской Федерации (1997 года) и в соответствии с гражданским законодательством, а не на основании положений Земельного кодекса Российской Федерации о регистрации аренды земельных участков.

Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ (далее - Вводный закон), вступившим в силу 08.12.2006, признаны утратившими силу с указанной даты положения Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года), в частности об объектах лесных отношений и об аренде участка лесного фонда. Названным Федеральным законом Лесной кодекс Российской Федерации (2006 года) введен в действие с 01.01.2007. Статьей 16 Вводного закона в пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, а статьей 22 Вводного закона - в статью 1 Закона о государственной регистрации внесены изменения: из названных статей исключены слова “леса, многолетние насаждения“.

Таким образом, на момент подписания протокола по результатам проведения лесного конкурса (20.12.2006) и договора от 28.12.2006 аренды участка лесного фонда, равно как и на момент обращения Общества к регистрирующему органу и направления Управлением обжалуемого отказа положения Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) об аренде участков лесного фонда уже не действовали, а
леса и многолетние насаждения исключены из перечня объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации. Указание в обжалуемых судебных актах на то, что на момент подписания протокола от 20.12.2006 лесного конкурса и договора от 28.12.2006 действовал Лесной кодекс Российской Федерации (1997 года), противоречит Вводному закону.

При таких обстоятельствах следует признать, что правовая основа для государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда после вступления в силу Вводного закона (с 08.12.2006) отсутствовала, в связи с чем Управление правомерно отказало Обществу в государственной регистрации договора от 28.12.2006 аренды участка лесного фонда.

Ссылка в обжалуемом решении арбитражного суда в обоснование необходимости государственной регистрации договора от 28.12.2006 аренды участка лесного фонда на Положение об аренде, признанное утратившим силу только постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, ошибочна. Указанное Положение было утверждено в соответствии со статьей 31 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) и в части указания на необходимость государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, определения правового значения данной регистрации и правовых последствий ее отсутствия дублировало соответствующие нормы Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) и Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу статей 131, 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Закона о государственной регистрации государственная регистрация сделок и прав производится в случаях, установленных законами, в то время как Положение относится к иным нормативным правовым актам.

Поскольку в связи с изменением гражданского и лесного законодательства, а также Закона о государственной регистрации участки лесного фонда перестали относиться к тому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, отсутствие государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда не влияет на решение
вопроса о его заключенности.

Статьей 4 Вводного закона предусмотрена необходимость приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (2006 года). Согласно главе 6 названного Кодекса в аренду предоставляются лесные участки, представляющие собой земельные участки, границы которых определяются в соответствии с этим Кодексом (статья 7 Кодекса). В силу статьи 93 того же Кодекса государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации подлежат права на лесные участки.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что договор от 28.12.2006 N 11 аренды участка лесного фонда в соответствии с действовавшими на момент его заключения Лесным кодексом Российской Федерации (1997 года) и Положением об аренде подлежал государственной регистрации, основанными на неправильном применении норм материального права.

С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, требование Общества о признании незаконным отказа Управления в государственной регистрации договора от 28.12.2006 аренды участка лесного фонда должно быть оставлено без удовлетворения.

Ввиду отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы судебные расходы в сумме 2000 руб., понесенные Управлением в связи с подачей апелляционной и кассационной жалоб, следует отнести на Общество.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 17.10.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2007 по делу N А52-3757/2007 отменить.

В удовлетворении требований закрытого акционерного общества “Псковский лесной терминал“ отказать.

Взыскать с закрытого акционерного общества “Псковский лесной терминал“ в пользу Управления Федеральной регистрационной службы по Псковской области 2000 руб. судебных расходов по апелляционной и кассационной жалобам.

Председательствующий

И.В.СЕРГЕЕВА

Судьи

Г.М.РУДНИЦКИЙ

Т.И.САПОТКИНА