Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2008 по делу N А21-2530/2007 ИФНС неправомерно отказала ООО в возмещении экспортного НДС, сославшись на невозможность определения производителя экспортированных товаров в связи с большим количеством поставщиков, установить местонахождение которых не представляется возможным, поскольку нарушение контрагентами общества своих налоговых обязанностей не является доказательством получения необоснованной налоговой выгоды ООО, а лишь свидетельствует о недобросовестности поставщиков как налогоплательщиков.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2008 г. по делу N А21-2530/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Асмыковича А.В., Корабухиной Л.И., рассмотрев 26.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.07.2007 (судья Карамышева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2007 (судьи Петренко Т.И., Протас Т.И., Третьякова Н.О.) по делу N А21-2530/2007,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Балтпромресурс“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8
по городу Калининграду (далее - Инспекция) от 13.02.2007 N 504 в части отказа в возмещении 1 331 381 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за октябрь 2006 года и обязании Инспекции возместить указанную сумму налога путем возврата на расчетный счет Общества.

Решением суда от 23.07.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.11.2007, заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить принятые судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.

Как следует из материалов дела, 15.11.2006 Общество представило в Инспекцию декларацию по НДС за октябрь 2006 года, в которой заявило к возмещению 1 331 381 руб. налога в связи с реализацией товаров на экспорт.

В подтверждение обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов Общество представило в Инспекцию документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В ходе камеральной проверки указанной декларации и документов налоговый орган пришел к выводу о невозможности определить производителя товара (металлолом) ввиду наличия в цепочке большого количества поставщиков, причем некоторые из них не находятся по юридическому адресу и установить их местонахождение не представляется возможным.

По результатам проверки налоговый орган 13.02.2007 принял решение N 504, в соответствии с которым Обществу отказано в возмещении 1 331 381 руб. НДС.

Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной
инстанций удовлетворили требования заявителя, указав на то, что Общество правомерно предъявило к вычету спорную сумму за октябрь 2006 года, и отклонили доводы Инспекции о недобросовестности поставщиков налогоплательщика.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.

В соответствии со статьей 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия для реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг) определен пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно статье 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. При этом возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Как следует из материалов дела и не оспаривается налоговым органом, в подтверждение обоснованности применения ставки налога 0 процентов и права на применение налоговых вычетов по НДС, уплаченного российским поставщикам, Общество
представило в Инспекцию вместе с декларацией все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только те суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.

Вывод о наличии в действиях заявителя признаков недобросовестности сделан налоговым органом на основании результатов контрольных мероприятий в отношении поставщика Общества и его контрагентов.

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.10.2003 N 329-О разъяснил, что истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие “добросовестные налогоплательщики“ как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.

Как указано в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53
“Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“ (далее - Постановление N 53), судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Поставщиками Общества в оспариваемый период являлись ООО “Ветеран плюс“, ООО “Торсион“ и ООО “Балтвторресурс“.

В результате проведенных контрольных мероприятий Инспекцией установлено, что отдельные поставщики ООО “Ветеран плюс“, ООО “Торсион“ и ООО “Балтвторресурс“ (ООО “Метпром“, ООО “Промдетали“, ООО “Славсксельхозпром“, ООО “Нестеровптицепром“) не находятся по юридическим адресам, невозможно установить их местонахождение. На основании этого налоговый орган сделал вывод о невозможности определить производителя товара и посчитал необоснованным предъявление заявителем вычета в сумме 1 331 381 руб.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение. Вывод о недобросовестности налогоплательщика должен быть основан на объективной информации, с бесспорностью подтверждающей, что действия налогоплательщика не имели разумной деловой цели, а были направлены
исключительно на создание благоприятных налоговых последствий.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 10 Постановления N 53 разъясняет, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Инспекция не представила безусловных и достоверных доказательств того, что обществу было известно о нарушениях налогового законодательства, допускаемых контрагентами поставщика. Следовательно, указанные в оспариваемом решении Инспекции обстоятельства не подтверждают недобросовестности заявителя и могут лишь свидетельствовать о возможной недобросовестности самих поставщиков контрагента. Как правильно указал суд первой инстанции, в случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога юридическими лицами - контрагентами налогоплательщика налоговые органы вправе в порядке статей 45 - 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности.

Суды первой и апелляционной инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ, оценив в совокупности и взаимосвязи все приведенные налоговым органом доводы и представленные в материалы дела доказательства, пришли к обоснованному выводу о том, что Инспекция не доказала наличие согласованных действий Общества, ООО “Ветеран плюс“, ООО “Торсион“ и ООО “Балтвторресурс“ и поставщиков “второго звена“ по созданию специальных незаконных схем для противоправного получения из бюджета сумм НДС и “бестоварного“ характера заключенных сделок по купле-продаже товара.

Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций,
что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции. Каких-либо доводов о нарушении судами при рассмотрении спора норм материального или процессуального права Инспекцией не приведено.

Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены судебных актов не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.07.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2007 по делу N А21-2530/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду - без удовлетворения.

Председательствующий

В.В.ДМИТРИЕВ

Судьи

А.В.АСМЫКОВИЧ

Л.И.КОРАБУХИНА