Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.09.2008 по делу N А26-6082/2007 Заявленные требования о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в утверждении проектов границ предоставленного в аренду органом исполнительной власти земельного участка удовлетворены, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на предоставление в аренду земельных участков общего пользования и утверждение проекта их границ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 сентября 2008 г. по делу N А26-6082/2007

Арбитражный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего Подкопаева А.В.

при ведении протокола помощником судьи Юрьевой С.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства природных ресурсов Республики Карелия к администрации города Петрозаводска о признании незаконным решения об отказе в утверждении проекта границ земельного участка,

при участии в заседании:

от заявителя - Погосян А.А. (доверенность от 17.09.2007 г.),

от ответчика - Ульяновой Ю.В. (доверенность от 28.12.2007 г.),

от третьего лица на стороне заявителя - не явилась,

установил:

Министерство природных ресурсов Республики Карелия (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения администрации
города Петрозаводска (далее - администрация) от 21 сентября 2007 года. Данным решением администрация отказала министерству в утверждении проекта границ земельного участка, арендатором которого является предприниматель Северова Е.С.

В отзыве на заявление (от 19.11.2007 г., л.д. 32-34) администрация указывает, что не согласна с заявленными требованиями, просит в удовлетворении требований отказать.

В судебном заседании представитель ответчика ходатайствовала о приобщении к делу письма администрации, из которого следует, что администрация подготовит проект границ земельного участка, арендуемого предпринимателем Северовой Е.С. Ходатайство удовлетворено, документ приобщен к делу.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования, дала пояснения, аналогичные изложенному в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что администрация подготовит и утвердит проект границ земельного участка общего пользования с учетной записью для установки остановочного комплекса в районе транспортной развязки ул. Попова и Лососинского шоссе.

Третье лицо, предприниматель Северова Е.С. о дне и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Заслушав представителей заявителя и ответчика, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что предприниматель Северова Е.С. является арендатором земельного участка площадью 38 м2 в районе транспортной развязки ул. Попова и Лососинского шоссе в Петрозаводске.

Письмом от 20 августа 2007 года министерство просило подготовить и утвердить проект границ земельного участка, арендуемого предпринимателем Северовой Е.С.

21 сентября 2007 года письмом N 04-12-570-1 администрация направила отказ в утверждении проекта границ земельного участка, указав, что согласованное место для переноса павильона ожидания транспорта расположено на землях общего пользования. Градостроительный кодекс РФ определяет территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Данное решение администрации об отказе
в утверждении проектов границ земельных участков суд считает незаконным.

Согласно Закону Республики Карелия N 1060-ЗРК “О распоряжении земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена“, а также в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Республики Карелия (подпункт 2 пункта 1), функции по управлению и распоряжению земельными участками в Петрозаводске возложены на министерство.

Возможность министерства распоряжаться земельными участками зависит от соответствующего решения органа местного самоуправления по вопросу утверждения проекта границ земельных участков, поскольку в силу статьи 22 Земельного кодекса РФ применительно к пункту 2 статьи 6 Земельного кодекса РФ к земельным участкам относятся участки, границы которых описаны и удостоверены в установленном порядке.

В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, а именно обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации

Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на день обращения общества в администрацию) орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в п. 2 этой статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

Действующее законодательство не содержит запрета на предоставление земельных участков общего пользования в аренду и утверждение проекта их границ.

Таким образом, оспариваемое министерством решение нарушает права и
законные интересы предпринимателя Северовой Е.С., является незаконным, поэтому суд считает необходимым удовлетворить требования, признать оспариваемое решение незаконным.

Поскольку с 17 мая 2008 года пункт 4 статьи 34 действует в новой редакции, суд считает необходимым в качестве последствий признания решения незаконным, суд считает необходимым обязать администрацию утвердить и выдать министерству схему расположения земельного участка.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить. Признать незаконным решение администрации г. Петрозаводска, оформленное письмом N 04-12-570-1 от 21 сентября 2007 года, об отказе Министерству природных ресурсов Республики Карелия в утверждении проектов границ земельного участка, предоставленного в аренду предпринимателю Северовой Е.С., как не соответствующее требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.

2. Обязать администрацию г. Петрозаводска исполнить требования п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ: утвердить и выдать Министерству природных ресурсов Республики Карелия схему расположения на кадастровом плане земельного участка, предоставленного в аренду предпринимателю Северовой Е.С.

3. Расходы по госпошлине отнести на ответчика. Взыскать с администрации г. Петрозаводска в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 рублей.

4. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения - в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

А.В.ПОДКОПАЕВ