Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.01.2008 по делу N А56-12571/2007 Суд признал необоснованным привлечение КЭЧ к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, направленных на оплату электроэнергии, потребленной сторонними организациями, которые занимают находящиеся в оперативном управлении КЭЧ помещения, предоставленные в эксплуатацию академии, поскольку средства, выделенные на оплату расходов академии по электроснабжению, были направлены КЭЧ на эти цели и доказательства их использования для оплаты счетов других лиц в деле отсутствуют.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 января 2008 г. по делу N А56-12571/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Михайловской Е.А., Подвального И.О., при участии от Каменноостровской квартирно-эксплуатационной части района Антоневич А.О. (доверенность от 30.05.07), от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации в городе Санкт-Петербурге Усенко О.И. (доверенность от 11.01.08), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации в городе Санкт-Петербурге на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.07 (судьи Фокина Е.А., Борисова Г.В., Шульга Л.А.) по делу N А56-12571/2007,

установил:

Каменноостровская квартирно-эксплуатационная часть района (далее - КЭЧ) обратилась в
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений исполняющего обязанности руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации в городе Санкт-Петербурге (далее - Территориальное управление) о назначении административного наказания от 18.04.07 N 06-09/2-9, от 24.04.07 N 06-09/2-10, N 06-09/2-11, N 06-09/2-12, N 06-09/2-13, N 06-09/2-14, N 06-09/2-15, N 06-09/2-16.

Определением от 01 июня 2007 года суд объединил дела N А56-12571/2007, N А56-13433/2007, N А56-13434/2007, N А56-13435/2007, N А56-13436/2007, N А56-13438/2007, N А56-13439/2007, N А56-13440/2007 в одно производство с присвоением делу номера А56-12571/2007.

Решением суда от 15.08.07 заявленные требования удовлетворены полностью.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.07 решение суда отменено в связи с нарушением норм процессуального права. Вынесено новое решение об удовлетворении заявленных КЭЧ требований.

В кассационной жалобе Территориальное управление, указывая на нарушение судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение.

В отзыве на кассационную жалобу КЭЧ просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании представитель Территориального управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель КЭЧ - доводы, приведенные в отзыве на нее.

Законность постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 09.04.07 Территориальным управлением проведена проверка правомерности и эффективности использования федерального имущества Каменноостровской квартирно-эксплуатационной частью района за период с 01.01.05 по 31.12.06, по результатам которой составлен акт от 09.04.07.

В акте указано, что КЭЧ допущено нецелевое использование средств федерального бюджета на сумму 1 793 376 рублей 01 копейка, выделенных КЭЧ в 2005 году, и на сумму 3 591 968 рублей 37 копеек, выделенных в 2006 году, которые были
израсходованы КЭЧ на оплату электроэнергии, потребленной арендаторами и сторонними организациями, расположенными в помещениях и на территории, находящихся в оперативном управлении КЭЧ и предоставленных в эксплуатацию Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования “Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского“ (далее - Академия), и не восстановленных за счет средств, поступивших от арендаторов и сторонних организаций на внебюджетный лицевой счет в возмещение расходов федерального бюджета.

По данным фактам Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации в городе Санкт-Петербурге в отношении КЭЧ составлены протоколы об административных правонарушениях по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: N 06-09/2-9 от 09.04.07, в котором отражено нарушение КЭЧ статей 38, 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.05 N 152н, выразившихся в оплате электроэнергии на общую сумму 4 064 960 рублей 75 копеек платежным поручением от 19.04.06 N 279, из которой часть средств (262 852 рубля 05 копеек) израсходована не на собственные нужды КЭЧ либо Академии, а на оплату электрической энергии, потребленной сторонними организациями, расходы федерального бюджета по оплате потребленных ими коммунальных услуг не компенсировались; N 06-09/2-10 от 09.04.07, в котором отражено нарушение КЭЧ статей 38, 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.05 N 152н, выразившихся в оплате электроэнергии на общую сумму 3 796 541 рублей 25 копеек платежным поручением от 18.05.06 N 459, из которой часть средств (261 230 рублей 33 копейки) израсходована не на собственные нужды КЭЧ либо Академии, а на
оплату электрической энергии, потребленной сторонними организациями, расходы федерального бюджета по оплате потребленных ими коммунальных услуг не компенсировались; N 06-09/2-11 от 09.04.07, в котором отражено нарушение КЭЧ статей 38, 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.05 N 152н, выразившихся в оплате электроэнергии на общую сумму 3 641 513 рублей 94 копейки платежным поручением от 04.07.06 N 459, из которой часть средств (258 342 рублей 34 копейки) израсходована не на собственные нужды КЭЧ либо Академии, а на оплату электрической энергии, потребленной сторонними организациями, расходы федерального бюджета по оплате потребленных ими коммунальных услуг не компенсировались; N 06-09/2-12 от 09.04.07, в котором отражено нарушение КЭЧ статей 38, 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.05 N 152н, выразившихся в оплате электроэнергии на общую сумму 3 424 142 рубля 50 копеек платежным поручением от 10.08.06 N 1009, из которой часть средств (259 888 рублей 51 копейка) израсходована не на собственные нужды КЭЧ либо Академии, а на оплату электрической энергии, потребленной сторонними организациями, расходы федерального бюджета по оплате потребленных ими коммунальных услуг не компенсировались; N 06-09/2-13 от 09.04.07, в котором отражено нарушение КЭЧ статей 38, 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.05 N 152н, выразившихся в оплате электроэнергии на общую сумму 2 962 340 рублей 44 копейки платежным поручением от 25.08.06 N 1088, из которой часть средств (257
378 рублей 18 копеек) израсходована не на собственные нужды КЭЧ либо Академии, а на оплату электрической энергии, потребленной сторонними организациями, расходы федерального бюджета по оплате потребленных ими коммунальных услуг не компенсировались; N 06-09/2-14 от 09.04.07, в котором отражено нарушение КЭЧ статей 38, 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.05 N 152н, выразившихся в оплате электроэнергии на общую сумму 2 352 113 рублей 10 копеек платежным поручением от 19.10.06 N 1260, из которой часть средств (299 220 рублей 49 копеек) израсходована не на собственные нужды КЭЧ либо Академии, а на оплату электрической энергии, потребленной сторонними организациями, расходы федерального бюджета по оплате потребленных ими коммунальных услуг не компенсировались; N 06-09/2-15 от 09.04.07, в котором отражено нарушение КЭЧ статей 38, 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.05 N 152н, выразившихся в оплате электроэнергии на общую сумму 6 614 619 рублей 77 копеек платежным поручением от 22.11.06 N 1593, из которой часть средств (973 247 рублей 74 копейки) израсходована не на собственные нужды КЭЧ либо Академии, а на оплату электрической энергии, потребленной сторонними организациями, расходы федерального бюджета по оплате потребленных ими коммунальных услуг не компенсировались; N 06-09/2-16 от 09.04.07, в котором отражено нарушение КЭЧ статей 38, 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.05 N 152н, выразившихся в оплате электроэнергии на общую сумму 15 910 182
рубля 24 копейки платежным поручением от 01.12.06 N 1712, из которой часть средств (495 575 рублей 69 копеек) израсходована не на собственные нужды КЭЧ либо Академии, а на оплату электрической энергии, потребленной сторонними организациями, расходы федерального бюджета по оплате потребленных ими коммунальных услуг не компенсировались.

Исполняющим обязанности руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации в городе Санкт-Петербурге вынесены постановления от 18.04.07 N 06-09/2-9 и от 24.04.07 N 06-09-2-10, N 06-09/11, N 06-09/2-12, N 06-09/2-13, N 06-09/2-14, N 06-09/14, N 06-09/2-15, N 06-09/2-16, которыми Каменноостровская квартирно-эксплуатационная часть района признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей по каждому делу.

Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 30.12.01 N 195-ФЗ) установлена административная ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.

Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а
также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с директивой начальника службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации N Д-4 от 11.04.05 финансирование расходов бюджетных потребителей на оплату топливно-энергетических ресурсов и услуг водоснабжения является централизованным и осуществляется через квартирно-эксплуатационные части районов на основании заключенных договоров за счет и в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета Российской Федерации по соответствующим кодам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что целевым назначением выделенных бюджетных средств являлась оплата расходов Академии по электроснабжению на основании договора от 01.01.01 N 27428, заключенного между КЭЧ и ОАО “Ленэнерго“.

Судом установлено, что бюджетные средства, выделенные КЭЧ на оплату электроэнергии для Академии, были внесены именно для оплаты указанных услуг; доказательства оплаты за счет средств федерального бюджета счетов, выставленных иным организациям или за иные услуги (товары), Территориальное управление не представило.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях КЭЧ события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по
их соблюдению.

Таким образом, правильным является вывод суда о том, что Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации в городе Санкт-Петербурге не доказало вину КЭЧ в совершении инкриминируемого правонарушения, то есть не представило доказательства, бесспорно свидетельствующие, что у КЭЧ имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.

Кроме того, суд указал на то, что при вынесении постановлений от 18.04.07 и 24.04.07 Территориальное управление нарушило срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела усматривается, что последняя платежно-расчетная операция по оплате электроэнергии за 2006 год произведена КЭЧ 01.12.06.

Часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, действующей на этот момент, предусматривала, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение бюджетного законодательства не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения.

С 20 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.06 N 262-ФЗ, которым внесены изменения в часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми постановление по делу об административном правонарушении за нарушение бюджетного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения.

Часть 1 статьи 4.5 Кодекса в редакции Закона N 262-ФЗ предусматривает невозможность вынесения постановления по делу за нарушение бюджетного законодательства по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, после совершения КЭЧ административного правонарушения вступил в силу закон,
ухудшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что постановления от 18.04.07 и от 24.04.07 вынесены за пределами срока привлечения к административной ответственности.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.07 по делу N А56-12571/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Российской Федерации в городе Санкт-Петербурге - без удовлетворения.

Председательствующий

Т.В.КЛИРИКОВА

Судьи

Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ

И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ