Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2008 по делу N А56-10275/2007 При новом рассмотрении дела о признании недействительным решения ИФНС о доначислении ООО сборов на содержание объектов социально-культурной сферы и нужды образовательных учреждений суду необходимо исследовать имеющиеся у инспекции документы о постановке общества в проверяемый период на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, а также проверить обстоятельства, связанные с исчислением и уплатой названных сборов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2008 г. по делу N А56-10275/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Ф.И.О. А.В., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области Карповой М.А. (доверенность от 09.01.2008 N 240), Куликовой Н.В. (доверенность от 09.01.2008 N 242), от общества с ограниченной ответственностью “Гражданстрой-ЛК“ Ивановой Н.М. (доверенность от 09.01.2008), рассмотрев 10.01.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2007 (судья Сайфуллина А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2007
(судьи Будылева М.В., Загараева Л.П., Згурская М.Л.) по делу N А56-10275/2007,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Гражданстрой-ЛК“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 26.02.2007 N 16 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной статьями 119 и 122 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением суда первой инстанции от 13.07.2007, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2007, требования Общества удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неполное выяснение фактических обстоятельств дела и неправильное применение норм материального права. По мнению налогового органа, Общество, являясь плательщиком сборов на содержание объектов социально-культурной сферы и нужды образовательных учреждений, не уплатило названные сборы за период с 30.10.2003 по 30.03.2004, в связи, с чем доначисление названных сборов, пеней и привлечение к ответственности, предусмотренной статьями 122, 119 НК РФ правомерно. При этом податель жалобы указал, что не имел возможности представить в суды первой и апелляционной инстанций документы, подтверждающие правомерность начисления сборов, но предъявит их суде кассационной инстанции.

В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы жалобы, предъявив суду на обозрение документы, свидетельствующие о постановке обособленного подразделения Общества на налоговый учет в городе Выборге в спорном периоде.

Представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции считает, что решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2007 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2007 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом налогового законодательства за период с 18.07.2003 по 17.03.2004, по результатам которой составила акт от 07.02.2007 N 20 и приняла решение от 26.02.2007 N 16 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ за не предоставление налоговой декларации по сбору на нужды образовательных учреждений в размере 223 978 руб., сбору на содержание объектов социально-культурной сферы в сумме 5 999 руб., пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату сумм сборов в виде штрафа в размере 23 732 руб.

Кроме того, названным решением налогоплательщику доначислены к уплате сбор на нужды образовательных учреждений в сумме 115 365 руб., пени в сумме 57 198 руб., сбор на содержание объектов социально-культурной сферы в размере 3294 руб. и пени в сумме 1 513 руб.

Посчитав решение налогового органа незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Признавая решение Инспекции недействительным, судебные инстанции установили, что Инспекция не представила документов, подтверждающих, что в период с 18.07.2003 по 12.03.2004 Общество располагалось на территории Выборгского района Ленинградской области и являлось плательщиком сбора на нужды образовательных учреждений и сбора на содержание объектов социально-культурной сферы.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое
рассмотрение в суд первой инстанции.

Согласно статье 1 Областного закона Ленинградской области от 11.07.2002 N 26-ОЗ “О сборе на нужды образовательных учреждений“ (далее - Закон N 26-ОЗ) плательщиками сбора на нужды образовательных учреждений в соответствии с настоящим законом являются организации всех организационно-правовых форм, расположенные на территории Ленинградской области (включая организации с иностранными инвестициями), а также организации, зарегистрированные в других субъектах Российской Федерации, но осуществляющие деятельность на территории Ленинградской области через свои обособленные подразделения.

В соответствии со статьей 2 “О целевом сборе на содержание объектов социально-культурной сферы, утвержденного решением Муниципального образования “Выборгский район“ Ленинградской области от 27.10.2000 N 5/3 плательщиками сбора являются организации и физические лица, за исключением плательщиков единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате сбора по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном названным Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Удовлетворяя требования заявителя, судебные инстанции на основании имеющегося в деле свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица сделали вывод о том, что Общество поставлено на учет по месту нахождения - город Выборг Ленинградской области с 12.03.2004. Следовательно,
по мнению судебных инстанций, в период с 18.07.2003 по 12.03.2004 Общество не являлось плательщиком сбора на нужды образовательных учреждений и целевого сбора на содержание объектов социально-культурной сферы.

Однако этот вывод судов не соответствует имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам.

В заявлении о признании недействительным оспариваемого решения Инспекции, а также в возражениях, поданных им на акт проверки от 07.02.2007 N 20, заявитель не ссылался на то, что он не является плательщиком названных сборов, поскольку поставлен на учет в Инспекции с 12.03.2004 (том 1, листы дела 4 - 6, 25).

Напротив, в названном заявлении Общество указало на то, что перечислило в местный бюджет Выборгского района Ленинградской области за 2003 год 25 294 руб. сбора на нужды образовательных учреждений. Соответствующие платежные поручения также имеются в материалах дела (том 1, лист дела 36).

Также в деле имеется письмо Общества от 11.05.2007, адресованное Инспекции, в котором оно указало, что за 2003 год направило ответчику декларации по сбору на нужды образовательных учреждений (том 1, лист дела 57).

В акте выездной проверки от 07.02.2007 N 20 Инспекция прямо указала, что проверка проведена за период 18.07.2003 по 17.03.2004 по месту нахождения обособленного подразделения Общества (ИТР, участок N 3) в городе Выборге (том 1, лист дела 75).

При таких обстоятельствах Общество фактически не отрицало, что в период с 18.07.2003 по 17.03.2004 имело обособленное подразделение - ИТР, участок N 3 в городе Выборге.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, при этом
в соответствии со статьей 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При таких обстоятельствах налоговым органом представлены доказательства того, что Общество в проверенном периоде с 18.07.2003 по 17.03.2004 являлось плательщиком сбора на нужды образовательных учреждений и сбора на содержание объектов социально-культурной сферы.

Более того, в подтверждение своего довода о том, что Общество в проверенном периоде состояло на налоговом учете в Инспекции, налоговый орган представил на обозрение суду кассационной инстанции подлинное уведомление о постановке Общества на налоговый учет в ИФНС Выборгского района Ленинградской области с 18.07.2003 по месту нахождения обособленного подразделения - ИТР участок N 3.

Однако этот документ судам ранее не представлялся, в связи с чем не может быть исследован судом кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах, судебные акты не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежат отмене.

При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо исследовать имеющиеся у налогового органа документы о постановке Общества на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, проверить и исследовать обстоятельства, связанные с исчислением и уплатой сбора на нужды образовательных учреждений и сбора на содержание объектов социально-культурной сферы за период с 17.03.2003 по 17.03.2004, а также с привлечением к ответственности по пункту 1 статьи 122 и пункту 2 статьи 119 НК РФ,
после чего принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2007 по делу N А56-10275/2007 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Председательствующий

А.В.АСМЫКОВИЧ

Судьи

Л.И.КОРАБУХИНА

Н.А.МОРОЗОВА