Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.08.2008 по делу N А26-3244/2008 Поскольку комиссия по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр не принимала решения о предоставлении обществу в пользование для геологического изучения участка недр, сведения о зарегистрированных месторождениях на данном участке отсутствуют, соответствующий приказ о предоставлении права пользования противоречит Закону РФ “О недрах“, следовательно, лицензирующий орган правомерно отказал ООО в государственной регистрации лицензии на право пользования участком недр.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 августа 2008 г. по делу N А26-3244/2008

Арбитражный суд Республики Карелия в составе:

Председательствующего судьи - М.А. Одинцовой

При ведении протокола помощником судьи - Ю.Н. Зеновой

Рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Авто-плюс“ к Управлению по недропользованию о признании частично недействительным письма N АШ/04-828 от 28.08.2007 г.,

При участии представителей:

Заявителя - Федичев А.С. - представитель (доверенность от 07.05.2008 г. в деле, личность установлена по паспорту), Коваленя Ю.В. - директор (копия решения о назначении в деле, личность установлена по паспорту);

Ответчика - Бирючева Е.А. - адвокат (доверенность от 25.04.08 г. в деле, личность установлена);

Третье лицо на
стороне заявителя - Министерство природных ресурсов Республики Карелия - не явился, сведения о надлежащем извещении имеются;

Суд

установил:

заявитель, Общество с ограниченной ответственностью “Авто-плюс“ (далее по тексту - Общество), обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению по недропользованию по Республике Карелия о признании недействительным ненормативного правового акта - письма N АШ/04-828 от 28.08,2007 г. в части возвращения в Министерство природных ресурсов Республики Карелия без государственной регистрации лицензии на право пользования участком недр, выданной Обществу, по тем основаниям, что уклонение ответчика от осуществления государственной регистрации представленной лицензии противоречит положениям статьи 16 Закона РФ “О недрах“ и Порядку оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, утвержденному постановлением Правительства Республики Карелия от 10.03.2006 г. N 28-П.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме, полагая, что оспариваемый документ - письмо Управления по недропользованию по Республике Карелия не только не соответствует требованиям законодательства о недропользованию, но и нарушает охраняемые Законом права и интересы заявителя как потенциального недропользователя.

Ответчик, Управление по недропользованию по Республике Карелия (далее по тексту - Управление), заявленных требований не признал, полагая, что оспариваемое письмо по возврату без государственной регистрации лицензий, выданных Министерством промышленности и природных ресурсов Республики Карелия в нарушение требований федерального законодательства, не нарушает интересы заявителя, кроме того, ответчик полагает, что на него не может быть возложена обязанность по осуществлению государственной регистрации лицензии, выданной с нарушением требований Закона РФ “О недрах“.

Третье лицо на стороне заявителя, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, - Министерство природных ресурсов Республики Карелия (правопреемник Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия)
явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в письменном отзыве на заявление Общества Министерство поддержало позицию заявителя, полагая, что немотивированный отказ в государственной регистрации выданной Министерством лицензии не соответствует действовавшему в тот период законодательству о недропользовании, а также нарушает охраняемые законом интересы Общества.

Неявка надлежаще извещенного участника - третьего лица без самостоятельных требований не препятствует рассмотрению дело по существу в его отсутствие.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства дела.

Из материалов дела усматривается, что приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия (далее по тексту - Министерство) от 09 августа 2007 г. за N 330 Обществу с ограниченной ответственностью “Авто-плюс“ было предоставлено право пользования участком недр “Кв. 76,77“ для геологического изучения и добычи песчано-гравийного материала на срок до 31 июля 2017 года (л.д. 27). Основанием для принятия такого приказа послужила заявка Общества от 25 июня 2007 г.

На основании вышеуказанного приказа Министерством была оформлена лицензия на право пользования недрами (л.д. 26), которая, наряду с другими оформленными Министерством лицензиями на пользование участками недр, была направлена в адрес Управления по недропользованию по Республики Карелия с сопроводительным письмом N МИ-10/6882 от 24 августа 2007 г. (л.д. 41-42).

Письмом N АШ/04-828 от 28.08.2007 г. Управление по недропользованию по Республике Карелия возвратило направленные в его адрес письмом N МИ-10/6882 оформленные Министерством промышленности и природных ресурсов Республики Карелия лицензии, в том числе лицензию Общества, без государственной регистрации, поскольку считает вышеуказанные лицензии юридически незаконными в связи с несоответствием нормативных актов Республики Карелия, регулирующих порядок предоставления недр в пользование, положениям федерального законодательства.

Министерство промышленности
и природных ресурсов Республики Карелия не оспорило законность действий Управления по недропользованию по Республике Карелия по возврату лицензий без государственной регистрации и не предприняло мер к извещению лиц, претендующих на получение этих лицензий, о невозможности выдачи надлежаще оформленных, зарегистрированных в установленном порядке лицензий.

В результате бездействий Министерства заявитель узнал об отказе Управления в государственной регистрации лицензии на право пользование недрами только в мае 2008 г, о чем свидетельствует обращение Общества с заявлением в Управление от 13 мая 2008 г. (л.д. 38). При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок для обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд заявителем не пропущен.

На вышеуказанное обращение Общества Управлением был дан ответ N ЛГ/04-507 от 20 мая 2008 г., в котором разъясняется, что государственная регистрация выданной Министерством лицензии невозможна в связи с нарушением органом, выдавшим лицензию, положений статей 4, 10.1, 16 и 18 Закона РФ “О недрах“ (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным Законом от 29.04.08 г.).

Общество не согласилось с позицией Управления, изложенной как в письме N ЛГ/04-507 от 20 мая 2008 г., так и в письме N АШ/04-828 от 28.08.2007 г., поскольку считает, что возложенная на Управление статьей 16 Закона РФ “О недрах“ обязанность по осуществлению государственной регистрации лицензии должна быть исполнена на основании не признанного в установленном порядке недействительным приказа Министерства промышленности и природных ресурсов РК N 330 от 09.08.2007 г.

Заявитель считает, что вышеуказанный приказ Министерства полностью отвечает требованиям действовавшего в период его издания законодательства Республики Карелия, регулирующего порядок предоставления недр.

В ходе судебного разбирательства было
установлено, что порядок недропользования в спорный период регулировался следующими нормами законодательства.

В соответствии со статьей 1.2 Закона Российской Федерации “О недрах“ от 21.02.1992 г. N 2395-1 недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной средств (статья 2 Закона о недрах).

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения.

В соответствии со статьей 18 Закона о недрах порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Карелия от 28.11.2005 г. N 924-ЗРК “О порядке предоставления недр и пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками
недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых“ (далее по тексту - Закон N 924-ЗРК), действовавшим на момент принятия приказа N 330, предусмотрено, что по решению органа исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченного в сфере регулирования отношений недропользования, участки недр могут быть предоставлены в пользование для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (статья 1). Таким уполномоченным органом являлось Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Карелия.

Постановлением Правительства Республики Карелия N 28-П от 10 марта 2006 г. (действовавшим в период принятия приказа N 330) был утвержден Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В соответствии с пунктом 4 статьи 10.1 Закона о недрах в целях геологического изучения участков недр, за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, основанием возникновения права пользования участком недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.

Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно- правового регулирования в сфере экономического развития (статья 16 Закона о недрах). Такой Порядок утвержден приказом Министерства природных
ресурсов Российской Федерации от 15.03.2005 г. N 61.

В соответствии с пунктом 1.3 названного Порядка предоставление в пользование участков недр в целях геологического изучения может осуществляться в отношении участков недр, включенных в утвержденные МПР РФ программы геологического изучения недр, воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевой базы - для участков недр, геологическое изучение которых осуществляется за счет государственных средств; в утвержденные МПР РФ перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование, официально опубликованные им в установленном законодательством Российской Федерации порядке, - для участков недр, геологическое изучение которых осуществляется за счет собственных средств пользователей недр.

Поскольку предоставляемая Обществу лицензия имеет целевым назначением геологическое изучение и добыча песчано-гравийного материала, то ее следует признать совмещенной. Согласно пункту 5 статьи 10.1 Закона о недрах (в редакции, действовавшей на момент принятия приказа N 330) основанием для выдачи совмещенной лицензии, является решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых. Из представленных Обществом документальных доказательств своих доводов усматривается, что такого решения конкурсной или аукционной комиссии не принималось.

Кроме того, в соответствии с положениями статей 4, 10.1 и 18 Закона о недрах к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится распоряжение только месторождения общераспространенных полезных ископаемых, поставленных на государственный балансовый учет.

Порядок установления факта открытия месторождения полезных ископаемых определен Инструкцией о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых Министерства природных ресурсов Российской Федерации, утвержденной Приказом от 11.11.2004 г. N 689, зарегистрированным в Минюсте РФ 14.12.04 г. N 6186.

Согласно пункту 2 вышеуказанной Инструкции установление факта открытия месторождения
осуществляется Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом. При этом, пунктом 9 вышеуказанной Инструкции предусмотрено, что открытием месторождения полезных ископаемых является документально подтвержденный факт выявления нового объекта, запасы которого в недрах квалифицированы по категории С1 и С2, а для объектов твердых полезных ископаемых, характеризующихся сложным геологическим строением, - по категории С2, и имеющих, по заключению органов государственной экспертизы, самостоятельное промышленное значение.

В ходе судебного разбирательства была получена информация Филиала по Республике Карелия Федерального государственного учреждения “Территориальный фонд информации по природным ресурсам и по охране окружающей среды МПР России по Северо-Западному федеральному округу“ от 25 июля 2008 г. (л.д. 61), из которой усматривается, что по состоянию на 28.07.2008 г. в территориальном геологическом фонде отсутствуют данные о постановке месторождения “кв. 76,77“, расположенном в одноименных кварталах Ладвозерского лесничества Костомукшского лесхоза, на территориальный балансовый учет.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что уполномоченный орган Республики Карелия был вправе предоставить в пользование для геологического изучения участок недр, содержащий поставленное на соответствующий учет в порядке, установленном приказом МПР РФ N 689, месторождение общераспространенных полезных ископаемых, на основании решения комиссии, созданной федеральным органом управления государственным фондом недр с участием представителей органа исполнительной власти Республики Карелия.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что комиссией по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Республики Карелия не принималось решения о предоставлении ООО “Авто-плюс“ в пользование для геологического изучения и добычи общераспространенных полезных ископаемых и что согласно информации федерального государственного учреждения “Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР РФ по Северо-Западному федеральному округу“,
являющегося уполномоченным государственным органом по ведению государственного кадастра месторождений.

И проявления полезных ископаемых, отсутствуют сведения о зарегистрированных месторождениях и объеме запасов полезных ископаемых на участке недр “Кв. 76,77“.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что выявленные нарушения требований федерального законодательства в области недропользования при выдаче лицензии Обществу не позволили ответчику осуществить действия по государственной регистрации такой лицензии.

Суд не может принять доводы Общества о том, что действовавшие в период принятия приказа N 330 нормативные правовые акты Республики Карелия, регулирующие порядок предоставления участков недр, не были оспорены в установленном порядке и, следовательно, были обязательны для федерального органа в лице Управления, поскольку нормы права, на которые ссылался заявитель, противоречащие положениям Закона о недрах, не подлежали применению независимо от признания их недействующими в судебном порядке.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Управления по недропользованию по Республике Карелия, выразившиеся в возвращении без государственной регистрации представленной Министерством промышленности и природных ресурсов РК лицензии, выданной Обществу, оформленные в виде письма N АШ/04-828 от 28.08.07 г., не противоречат требованиям Закона о недрах и не нарушают охраняемые законом интересы Общества, следовательно, основания для признания данного акта недействительным в оспариваемой части отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Расходы по государственной пошлине отнести на заявителя.

3. Решение может быть обжаловано в следующем порядке:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт- Петербург).

Председательствующий

М.А.ОДИНЦОВА