Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05.12.2008 N А33-4286/2008-03АП-3063/2008 по делу N А33-4286/2008 Исковые требования о взыскании с военного комиссариата убытков, понесенных истцом в связи с прохождением его работниками военных сборов, удовлетворены правомерно, поскольку доказан факт прохождения работниками истца военных сборов, наличия фактических расходов по выплате работникам среднего заработка и отсутствие доказательств оплаты ответчиком возникших убытков в порядке, установленном действующим законодательством.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 декабря 2008 г. N А33-4286/2008-03АП-3063/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 4 декабря 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 5 декабря 2008 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гуровой Т.С.,

судей: Магда О.В., Хасановой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,

при участии: от открытого акционерного общества “Сибирьтелеком“ в лице Восточного центра телекоммуникаций Красноярского края (истца) - Крицкой Ю.В., представителя по доверенности от 28 декабря 2007 года,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - объединенного военного комиссариата г. Канска

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 29 июля 2008 года по делу N А33-4286/2008, принятое судьей Медведевой О.И.,

установил:

открытое акционерное общество “Сибирьтелеком“
в лице Восточного центра телекоммуникаций Красноярского филиала (далее по тексту также истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к Объединенному военному комиссариату г. Канска (далее также ответчик) о взыскании 37 655 руб. 97 коп. убытков.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 июля 2008 года исковые требования удовлетворены. С Объединенного военного комиссариата города Канска взыскано в пользу открытого акционерного общества “Сибирьтелеком“ в лице Восточного центра телекоммуникаций Красноярского филиала 37 655 руб. 97 коп. убытков, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 506 руб. 23 коп.

Не согласившись с данным судебным актом, Объединенный военный комиссариат города Канска обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 июля 2008 года отменить как принятое в нарушение норм материального права.

В апелляционной жалобе ответчик указал на следующие обстоятельства. Военный комиссариат города Канска является получателем средств федерального бюджета. В соответствии со статьями 225, 250 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатели бюджетных средств имеют право на принятие денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. Согласно статье 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год завершается 31 декабря 2006 года. Лимиты бюджетных обязательств, выделенные военному комиссариату, прекратили свое действие 31 декабря 2006 года. В соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации документы на возмещение расходов должны быть предоставлены в том году, в котором проходили военные сборы.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда
от 13 октября 2008 года апелляционная жалоба Объединенного военного комиссариата города Канска принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 5 ноября 2008 года.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 5 ноября 2008 года рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 4 декабря 2008 года.

В судебное заседание представитель Объединенного военного комиссариата г. Канска, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление о вручении почтового отправления N 66013602118598), не прибыл. В силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя названного лица.

Представитель истца отклонил доводы апелляционной жалобы, представил суду письменный отзыв, в котором сослался на то, что Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 704, не установлены ограничения в отношении срока, в течение которого получатель компенсации обязан обратиться за получением возмещения расходов. Трехгодичный срок исковой давности для защиты права истца, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, не истек.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

В мае 2006 года открытому акционерному обществу “Сибирьтелеком“ поступили извещения (л.д. 23, 24) о призыве на военные сборы работников открытого акционерного общества “Сибирьтелеком“ Иващенко С.А. (с 1 июня по 30 июля 2006 года) и Асюткова А.С. (с 1 июля по 30 августа 2006 года).

Открытое акционерное общество “Сибирьтелеком“ приказом от 9 июня 2006 года N 186-к (л.д. 22) освободило работников Иващенко
С.А. и Аксютков А.С. от работы в связи с призывом на учебные сборы с выплатой им сумм среднего заработка в соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 333 от 29 мая 2006 года.

Согласно справкам, выданным открытым акционерным обществом “Сибирьтелеком“ (л.д. 20, 21), средний заработок работника Иващенко С.А. составил за июнь 2006 года - 8 158 руб. 50 коп., за июль 2006 года - 7 770 руб.; средний заработок работника Асюткова А.С. составил за июль 10 611 руб. 09 коп. и за август 2006 года 11 116 руб. 38 коп.

В соответствии со справкой военного комиссариата от 28 июля 2006 года N 352 (л.д. 25) Иващенко С.А. проходил военный сбор в период с 1 июня по 30 июля 2006 года при войсковой части 03259 г. Канска Красноярского края.

Как следует из справки о прохождении военного сбора военного комиссариата от 31 августа 2007 года N 4/598 (л.д. 23) Асютков А.С. проходил военный сбор в период с 3 июля по 31 августа 2006 года при войсковой части 03202 г. Канска Красноярского края.

Сопроводительным письмом от 21 июня 2007 года N 02-31 (л.д. 32, 33, 52) истцом предъявлен ответчику счет N 05-55920-1078 от 20 июня 2007 года на сумму 37 655 руб. 97 коп. для оплаты фактических расходов, связанных с прохождением военных сборов работников истца.

Согласно письму ответчика от 26 декабря 2007 года N 5921 открытому акционерному обществу “Сибирьтелеком“ было отказано в компенсации расходов по причине его обращения по прошествии года с момента фактического
прохождения работниками военных сборов - 2006 г. и невозможностью превышения лимита бюджетных средств.

Невозмещение открытому акционерному обществу “Сибирьтелеком“ расходов, связанных с прохождением работниками истца военных сборов в сумме 37 655 руб. 97 коп., послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском. В качестве правового основания истец указывает статьи 15, 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляются способами, предусмотренными законом, в том числе путем возмещения убытков.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Как следует из искового заявления, истец просит взыскать с ответчика убытки в виде выплаченного работникам истца среднего заработка за время нахождения последних на военных сборах.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Оценив представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности требований истца в виду следующего.

Согласно частям 1, 6 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе“ воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в том числе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе, исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной
власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

В соответствии с частью 2 статьи 56 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе“ материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, которые определяются Положением о прохождении военных сборов.

Подпункт “в“ пункта 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 года N 333 “О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности“ устанавливает, что материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, включает, кроме прочего, финансовое обеспечение в связи с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта “а“ пункта 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 года N 333 “О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности“ финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.

Приказом открытого акционерного общества “Сибирьтелеком“ от 9 июня 2006 года N 186-к работники общества Иващенко С.А. и Аксютков А.С. освобождены от работы в связи с призывом на учебные сборы, принято решение о выплате им сумм среднего заработка в соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 25 Положения о проведении военных сборов,
утвержденного Постановлением Правительства РФ N 333 от 29 мая 2006 года.

Средний заработок названным выше работников за два месяца составил в общей сложности 37 655 руб. 97 коп.

Представленными в материалы дела справками военного комиссариата от 28 июля 2006 года N 352 и от 31 августа 2007 года N 4/598 подтверждается факт прохождения работниками открытого акционерного общества “Сибирьтелеком“ Иващенко С.А. и Асюткова А.С. военных сборов в периоды с 1 июня по 30 июля 2006 года и с 3 июля по 31 августа 2006 года соответственно.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе“ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 года N 333 “О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности“ осуществление расходов, указанных в подпункте “а“, абзацах четвертом и пятом подпункта “б“ пункта 25 настоящего Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 704. При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата, по форме согласно приложению N 2, выдаваемой гражданину не позднее даты его убытия из военного комиссариата.

В силу подпункта
2 пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 704 “О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“ компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения).

Пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 704 “О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“ предусматривает, что компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 704 “О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“ выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 2 настоящих Правил, - путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 704 “О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона “О
воинской обязанности и военной службе“ не предусмотрено ограничение для указанных выше выплат в зависимости от времени предъявления получателями компенсации сведений о размере фактических расходов.

Бюджетный кодекс Российской Федерации не устанавливает ограничений по срокам принятия денежных обязательств, подлежащих оплате в счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года. Следовательно, истец вправе требовать возмещения понесенных им расходов.

Письмом от 21 июня 2007 года N 02-31 истцом в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 704 “О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“ предъявлен ответчику счет N 05-55920-1078 от 20 июня 2007 года на сумму 37 655 руб. 97 коп. для оплаты фактических расходов, связанных с прохождением военных сборов работников истца. Доказательства выплаты указанной суммы ответчиком истцу не представлены.

При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной инстанции отклоняются судом апелляционной инстанции по изложенным в настоящем постановлении основаниям.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ответчика.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 июля 2008 года по делу N А33-4286/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев
в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.

Председательствующий

Т.С.ГУРОВА

Судьи:

О.В.МАГДА

И.А.ХАСАНОВА