Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.10.2008 N А33-5277/2008-03АП-2790/2008 по делу N А33-5277/2008 Заявленные требования об обязании налогового органа произвести возврат денежных средств, списанных на основании инкассового поручения с начисленными процентами, удовлетворены, поскольку налоговый орган не представил суду доказательств соблюдения процедуры взыскания данной задолженности, предусмотренной Налоговым кодексом РФ.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 октября 2008 г. N А33-5277/2008-03АП-2790/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2008 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дунаевой Л.А.,

судей: Демидовой Н.М., Колесниковой Г.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,

при участии в судебном заседании (до перерыва):

от налогового органа - Гранько С.В., представителя по доверенности от 07.10.2008,

от Муниципального унитарного предприятия благоустройства и озеленения - Кулешовой Н.А., представителя по доверенности от 01.06.2008,

рассмотрев апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 14 августа 2008 года по делу N А33-5277/2008, принятое судьей
Блиновой Л.Д.,

по заявлению Муниципального унитарного предприятия благоустройства и озеленения

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю

об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю произвести возврат денежных средств, списанных на основании инкассового поручения N 22421 от 18.09.2006, в размере 284 854 рубля и взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю процентов в размере 1 459,88 рублей,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие благоустройства и озеленения обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю произвести возврат денежных средств, списанных на основании инкассового поручения N 22421 от 18.09.2006, в сумме 284 854 рубля с начисленными процентами в размере 1 459,88 рублей.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 августа 2008 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, сославшись на то, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для возврата спорной суммы налога, поскольку у налогоплательщика имелась недоимка по налогам.

Предприятие считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 09.10.2008 объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 10.10.2008. После перерыва, представители сторон в судебное заседание своих представителей не направили. Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке,
установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Решением Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-30947/2005 от 22.06.2006 Муниципальное унитарное предприятие благоустройства и озеленения г. Назарово признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыта процедура конкурсного производства.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 06.02.2008 по делу: N А33-30947/2005 конкурсное производство продлено до 16.06.2008.

Предприятие обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к налоговому органу о признании незаконными действий налогового органа по бесспорному взысканию налога на добавленную стоимость в размере 284 854 рублей за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке на основании инкассового поручения N 22421 от 18.09.2006.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19.11.2007 по делу N А33-14115/2007, вступившим в законную силу, заявленные предприятием требования удовлетворены. Действия налогового органа признаны незаконными.

21.03.2008 предприятием в адрес налогового органа направлено заявление о возврате списанной суммы, которое вручено налоговому органу 25.03.2008, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении. 09.04.2008 налоговый орган отказал в возврате суммы 284 854 рублей, указав на наличие недоимки по налогу на добавленную стоимость в размере 3 061 603,14 рублей.

Поскольку налоговым органом не было принято решение о возврате списанной суммы, предприятие обратилось в суд с заявлением к налоговому органу о возврате списанных денежных средств на основании инкассового поручения N 22421 от 18.09.2006 в размере 284 854 рублей и с начисленными процентами в размере 1 459,88 рублей.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской
Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Суд апелляционной инстанции полагает, что налоговый орган не доказал законность бездействия по неосуществлению возврата списанных денежных средств на основании инкассового поручения N 22421 от 18.09.2006 в размере 284 854 рублей по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса
Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Данному праву корреспондирует установленная подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пени, штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Правоотношения по возврату, порядок возврата налоговыми органами излишне взысканных сумм налога регулируется статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику.

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи (пункт 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации).

Сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом, а в случае вынесения судом решения о возврате излишне взысканных сумм - в течение одного месяца после вынесения
такого решения.

Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере“ предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как следует из материалов дела, решением от 19.11.2007 по делу N А33-14115/2007 Арбитражный суд Красноярского края признал незаконными действия налогового органа по взысканию налога на добавленную стоимость за март 2006 года в размере 284 854 рубля. Следовательно, в данном деле суд не оценивает действия по списанию налоговым органом спорной суммы. Значит, в понимании статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации налог в сумме 284 854 рубля является излишне взысканным. Необоснованны доводы налогового органа о том, что у инспекции отсутствовали основания для возврата спорной суммы, поскольку у налогоплательщика имеется недоимка по налогам.

Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что отказ налогового органа в
возврате списанных денежных средств на основании инкассового поручения N 22421 от 18.09.2006 в размере 284 854 рубля противоречит требованиям законодательства. Сумма списанного налога на добавленную стоимость за март 2006 года по инкассовому поручению N 22421 от 18.09.2006 должна быть возвращена налогоплательщику, поскольку налоговый орган вправе взыскивать недоимки законными способами с соблюдением норм, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

Исходя из материалов дела, определением от 27.02.2006 по делу N А33-30947/2005 в отношении заявителя введена процедура наблюдения. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22.06.2006 предприятие признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.

Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит норм, регламентирующих порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов для должников, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве Согласно пункту 3 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации определяется гражданским законодательством.

Федеральным законом 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее по тексту - Закон о банкротстве) предусмотрен специальный порядок удовлетворения требований кредиторов за счет имущества несостоятельного должника, в т.ч. требований по обязательным платежам, к которым относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации (п. 1 статьи 1, статья 2 Закона). Согласно статьям 5, 63 Закона о банкротстве
с момента принятия заявления о признании должника банкротом, а также с момента введения процедуры наблюдения должником могут быть оплачены во внеочередном порядке только текущие требования, которые не подлежат включению в реестр кредиторов. Статьей 5 Закона о банкротстве предусмотрены 2 вида текущих платежей: денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом; денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 8 Постановления от 22.06.2006 N 25 “О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве“ (далее - Постановление N 25) разъяснено следующее. Основным критерием, определяющим момент возникновения налогового обязательства, является дата окончания налогового периода. В отношении налогов, налоговый период которых состоит из отчетных периодов, данное правило не действует. Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего платежа по итогам отчетного периода наступили до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим (пункт 9 Постановления). Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления N 29 от 15.12.2004 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ указал, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством
порядке (вне рамок дела о банкротстве). В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 “О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве“ при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом), судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Из лицевой карточки налогоплательщика следует, что у предприятия имеется задолженность по налогу на добавленную стоимость за март 2006 года в размере 284 854 рублей согласно налоговой декларации. Налог за данный период подлежит уплате 20.04.2006, т.е. задолженность в данной сумме возникла у предприятия после принятия к производству Арбитражного суда Красноярского края заявления о признании должника банкротом (05.12.2005), поэтому является текущей и может быть взыскана налоговым органом в бесспорном порядке, вне рамок дела о банкротстве, в соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки налоговым органом налогоплательщику направляется требование об уплате налога. Согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения
взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Однако налоговый орган не представил суду доказательств соблюдения процедуры взыскания указанной задолженности, предусмотренной статьями 46, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что предприятие представило в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость за май 2006 года (сумма налога к уплате по сроку 20.06.2006 в размере 165 482 рублей), по результатам проверки налоговый орган требованием N 733 от 01.06.2007 предложил предприятию уплатить в добровольном порядке налог на добавленную стоимость в сумме 165 482 рублей в срок до 25.06.2007. Следовательно, решение в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть принято налоговым органом не позднее 25.08.2007. Согласно пояснениям представителя инспекции решение в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом не принято, в арбитражный суд за взысканием данной задолженности в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования, т.е. до 25.12.2007, ответчик не обратился, решение арбитражного суда о взыскании данной задолженности не представил. В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговый орган не доказал возможность осуществления зачета суммы 284854 рублей в счет уплаты налога на добавленную стоимость в размере 164 074 рублей за май 2006 года в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации. Данная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8.02.2007 N 381-О-П. Таким образом, имеющаяся у предприятия недоимка по налогу на добавленную стоимость за май 2006 года также не может служить препятствием для возврата незаконно списанных денежных средств.

Согласно пункту 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Как следует из материалов дела, заявление налогоплательщика о возврате списанной суммы направлено в налоговый орган 21.03.2608, получено налоговым органом 25.03.2008, следовательно, решение о возврате должно было быть принято до 25.04.2008. Обществом произведен расчет суммы процентов, подлежащих начислению на основании статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому сумма процентов за период с 06.04.2008 по 24.04.2008 составляет 1 459,88 рублей. Следовательно, возврат налога должен быть произведен с процентами в размере 1 459,88 рублей.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования предприятия и вынес решение об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю произвести возврат денежных средств, списанных на основании инкассового поручения N 22421 от 18.09.2006 в сумме 284 854 рубля с начисленными процентами в размере 1 459,88 рублей.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на налоговый орган.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 августа 2008 года по делу N А33-5277/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.А.ДУНАЕВА

Судьи:

Н.М.ДЕМИДОВА

Г.А.КОЛЕСНИКОВА