Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.08.2008 по делу N А26-3010/2008 С предприятия взысканы штрафные санкции за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, размер которых уменьшен с связи с наличием обстоятельства, признанного судом смягчающим ответственность - сложным финансовым положением.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 августа 2008 г. по дел N А26-3010/2008

Резолютивная часть решения объявлена 05 августа 2008 года. Полный текст решения изготовлен 12 августа 2008 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Курчакова В.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Александрович Е.О.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия

к муниципальному унитарному предприятию “Жилищно-эксплуатационная служба“

о взыскании финансовой санкции в размере 83 428 руб. 90 коп.

при участии

от заявителя - специалиста (юрисконсульта) Кожокарь Н.Н. (доверенность от 08.12.2007),

от ответчика - не явился,

установил:

заявитель, государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Сортавала
Республики Карелия (далее - Управление), обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия “Жилищно-эксплуатационная служба“ (далее - предприятие) штрафных санкций за нарушение срока представления индивидуальных сведений о страховых взносах и страховом стаже.

Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направил, отзыв на заявление в суд не представил. Спор рассматривается в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя просила приобщить к материалам дела реестр учета платежей страхователя, подтверждающий отсутствие уплаты суммы штрафа.

Суд приобщил к материалам дела представленный документ.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснила, что сумма штрафа до настоящего времени ответчиком не уплачена.

Заслушав представителя заявителя, изучив и оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить частично.

Предприятие, являющееся страхователем в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального Закона от 15.12.2001 N 167 “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Статьями 11, 15 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ) установлена обязанность страхователей представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации один раз в год, но не позднее 1 марта, по формам, определяемым Пенсионным фондом РФ, сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, и сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

За непредставление в
установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“).

Ответчиком сведения за 2007 год в Управление представлены 11.03.2008 при сроке представления 01.03.2008. Согласно данным отчетности сумма страховых взносов, причитающихся к уплате за отчетный 2007 год, составляет 834289 рублей.

Факт правонарушения зафиксирован в акте проверки N 2-с от 11.03.2008. По результатам рассмотрения акта проверки начальником Управления принято решение N 2-с от 07 апреля 2008 года о привлечении предприятия к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный 2007 год платежей в Пенсионный Фонд РФ. Штрафные санкции в сумме 83428 руб. 90 коп. ответчику было предложено уплатить требованием N 2 от 07.04.2008 в срок до 24.04.2008. Решение Управления ответчиком в установленном порядке не обжаловано, в добровольном порядке штраф не уплачен.

Согласно представленным доказательствам (протокол приема индивидуальных сведений за 2007 год) сумма подлежащих уплате за 2007 год платежей в Пенсионный фонд РФ составляет 834289 рублей (л.д. 13). Ответчик привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 83428 руб. 90 коп., что составляет 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Следовательно, санкция за непредставление сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета, определена заявителем правильно.

Факт
совершения предприятием правонарушения Управлением доказан, ответчиком не оспаривается, порядок привлечения к ответственности соблюден, размер санкций соответствует положениям действующего законодательства.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия муниципальное унитарное предприятие “Жилищно-эксплуатационная служба“ признано банкротом, в отношении него введено конкурсное производство.

В соответствии с частью 6 пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон N 127-ФЗ) с момента введения в отношении предприятия процедуры конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Статьей 2 Закона N 127-ФЗ установлено, что к обязательным платежам относятся не только налоги, сборы и иные обязательные взносы, но и другие обязательные платежи, основанием возникновения которых являются публичные отношения (отношения в сфере налогообложения).

Как указано в статье 5 Закона N 127-ФЗ, в структуре долгов должника кредиторам различаются текущие платежи, то есть денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. В силу пункта 2 этой статьи требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Финансовая санкция, предусмотренная пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, представляет собой меру ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Данной статьей закреплен судебный порядок взыскания суммы штрафа. Это, в частности, означает необходимость подтверждения в судебном порядке факта совершения правонарушения, вины страхователя, а также отсутствия обстоятельств, освобождающих его от ответственности, как обязательных условий привлечения к ответственности, а также установление обстоятельств, смягчающих ответственность.

Поэтому рассмотрение требований о взыскании сумм финансовых санкций в порядке, установленном статьей 126 Закона N 127-ФЗ, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Аналогичный вывод содержится в пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, в соответствии с которым требования о взыскании сумм налоговых санкций, в отношении которых установлен судебный порядок взыскания (пункт 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации), включаются судом в реестр требований кредиторов по заявлению уполномоченного органа на основании вступившего в законную силу решения суда об их
принудительном взыскании, вынесенного в порядке, определенном главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Управление правомерно обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с предприятия финансовой санкции, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.

При таких обстоятельствах требования Управления о взыскании с ответчика штрафа в сумме 83428 руб. 90 коп. являются законными и обоснованными.

Однако согласно пункту 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при наложении санкций за налоговые правонарушения учитываются обстоятельства, смягчающие ответственность. В пункте 1 статьи 112 НК РФ приведен перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, который не является исчерпывающим, поскольку подпунктом 3 этого пункта установлено, что смягчающими ответственность признаются и иные обстоятельства, которые могут быть признаны таковыми судом.

Суд считает возможным признать по настоящему делу в качестве смягчающего ответственность ответчика сложное финансовое положение предприятия, послужившее основанием для возбуждения в отношении ответчика дела о банкротстве. Данное обстоятельство является основанием для уменьшения размера штрафа, подлежащего взысканию с ответчика, не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным статьей 17 Закона N 27-ФЗ, и суд снижает размер взыскиваемого штрафа до 43428 рублей 90 копеек.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика, вместе с тем, суд, учитывая финансовое положение предприятия, считает возможным, на основании пункта 2 статьи 333.22 Налогового Кодекса РФ, уменьшить размер взыскиваемой государственной пошлины до 500 рублей.

Руководствуясь статьями 112, 167 - 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Заявленное требование удовлетворить частично. Взыскать с муниципального унитарного предприятия “Жилищно-эксплуатационная служба“, место нахождения: Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Ленина, 6а,
основной государственный регистрационный номер 1021000942335:

- в пользу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия штраф в сумме 43428 рублей 90 копеек за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2007 год;

- в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 рублей.

2. В остальной части заявленных требований отказать.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

В.М.КУРЧАКОВА