Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.08.2008 N А74-594/2008-03АП-1987/2008 по делу N А74-594/2008 Исковые требования о взыскании задолженности за изготовленные протезно-ортопедические изделия удовлетворены правомерно, поскольку ответчик не исполнил надлежащим образом принятые на себя согласно государственному контракту обязательства по оплате стоимости изготовленных для инвалидов технических средств реабилитации.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 2008 г. N А74-594/2008-03АП-1987/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2008 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Магда О.В.,

судей: Кирилловой Н.А., Хасановой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,

при участии:

от истца ФГУП “Красноярское протезно-ортопедическое предприятие“ - представителя Макаревич Г.В. по доверенности N 5 от 10.01.2008;

от ответчика ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия - представителя Мишаковой Н.А. по доверенности от 10.01.2008,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия,

на решение
Арбитражного суда Республики Хакасия от 6 июня 2008 года по делу N А74-594/2008, принятое судьей Ткаченко О.Н.,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Красноярское протезно-ортопедическое предприятие“ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия о взыскании 33 849 рублей задолженности за изготовленные протезно-ортопедические изделия.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 6 июня 2008 года исковые требования удовлетворены. С Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия взыскано в пользу ФГУП “Красноярское протезно-ортопедическое предприятие“ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию 33 849 рублей задолженности и 500 рублей расходов по государственной пошлине.

Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 6 июня 2008 года отменить, в удовлетворении иска отказать.

Ответчик ссылается на то, что отчет об исполнении заказа не был представлен истцом в течение пяти рабочих дней с момента передачи изготовленных изделий, как предусмотрено пунктом 4.1.7 контракта, следовательно, протезирование лиц было произведено уже после окончания срока действия заключенного контракта. В соответствии с пунктом 4.2.2 контракта стороны произвели сверку расчетов за 4 квартал 2006 года и подписали акт, из которого следует, что по состоянию на 31.12.2006 у ответчика отсутствует задолженность по оплате. Данный акт подписан обеими сторонами. Таким образом, ответчик исполнил свои обязательства в полном объеме.

Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение от 6 июня 2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

По мнению истца, дата окончания действия контракта
- 31.12.2006, не приостанавливает выполнение обязательств сторонами, если они приняты к исполнению одной стороной по госконтракту в сроки его действия, тем более по заданию другой стороны. Условия выполнения обязательств сторонами по госконтракту не предусматривают, что с окончанием срока действия госконтракта - 31.12.2006 прекращаются все обязательства сторон по исполнению договорных обязательств. Согласно информационному письму зам. министра Российской Федерации от 27.06.2007 N 12-07-11/3228 Фонду социального страхования Российской Федерации было разрешено произвести оплату технических средств реабилитации, поставленных в 2006 году, за счет средств, предусмотренных на указанные цели на 2007 год.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение от 6 июня 2008 года отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Представитель истца в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, согласно возражениям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение от 6 июня 2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.

2 февраля 2006 года между Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (заказчик) и федеральным государственным унитарным предприятием Росздрава “Красноярское протезно-ортопедическое предприятие“ (исполнитель) заключен государственный контракт N 07/054 на обеспечение пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний техническими средствами реабилитации (протезами, ортезами, ортопедической обувью), по условиям которого исполнитель обязуется по направлению заказчика обеспечить пострадавших техническими средствами реабилитации, а заказчик оплатить в соответствии с
условиями настоящего контракта (пункт 2.1 государственного контракта, л.д. 49 - 53).

Согласно пункту 3.2 государственного контракта заказчик производит расчет за изделие путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя в соответствии с пунктами 4.2.1 и 4.2.2 настоящего контракта.

В соответствии с пунктом 3.3 государственного контракта заказчик после выдачи направления пострадавшему для получения изделий у исполнителя, отраженных в приложениях N 1, 2, и руководствуясь согласованными ценами, может произвести предоплату исполнителю в размере не более 30% стоимости изделий на основании предоставленного исполнителем счета.

Согласно пункту 4.1.7 государственного контракта исполнитель обязуется предоставлять заказчику отчетную документацию об исполнении заказа в течение 5 рабочих дней с момента передачи изготовленных изделий пострадавшему.

Оплата производится в течение пяти рабочих дней после предоставления исполнителем реестров со всеми необходимыми документами (бланк-заказы, счета, счета-фактуры, калькуляции, документы, подтверждающие получение изделий пострадавшими) (пункт 4.2.1 государственного контракта).

В соответствии с пунктом 4.2.2 стороны ежеквартального, в срок до 15 числа следующего за отчетным кварталом, осуществляют сверки взаиморасчетов, результаты которых оформляются актами.

Согласно пункту 5.3 государственного контракта стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное невыполнение обязательств по государственному контракту, если такое неисполнение являлось следствием возникновения обстоятельств непреодолимой силы (пожара, наводнения, землетрясения, изменения законодательства, военных действий, народных волнений и тому подобное).

Настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до 31 декабря 2006 года.

Как следует из материалов дела, истец на основании направлений ответчика от 13.04.2006 N 01-15/07-163л и от 14.12.2006 N 01-15/07-626л, выданным инвалидам Полежаеву Н.А. и Воропаеву И.А., оформил заказы N 38а, 37а, 14а и изготовил протезно-ортопедические изделия. Полежаеву Н.А. - сложную ортопедическую обувь (одну пару
летней, одну пару зимней), Воропаеву И.А. - функционально-косметический протез левой голени, общей стоимостью на сумму 33 849 рублей (л.д. 10 - 14).

Истец в адрес ответчика направил письмо N 434 от 07.05.2007, в котором сообщил о выполнении заказов согласно выданным Полежаеву Н.А. и Воропаеву И.А. направлений и потребовал оплаты до мая 2007 года (л.д. 17).

С учетом того, что указанное письмо было оставлено без ответа и ответчиком задолженность по государственному контракту не была оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме.

Государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон Российской Федерации N 5-ФЗ “О ветеранах“ имеет дату 12.01.1995, а не 21.01.2005.

Федеральным законом
от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и Федеральным законом от 21 января 1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ не предусмотрена возможность неполного компенсирования расходов, понесенных по исполнению данных Законов.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида утверждена Приказом Минздравсоцразвития России 29.11.2004 N 287.

На истца как на коммерческую организацию не возложено бремя расходов по реализации федеральных законов. Выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит целям его деятельности.

Осуществление мер социальной поддержки, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, гарантируется государством и, следовательно, является расходным обязательством Российской Федерации, что указано и в статье 10 Федерального закона “О ветеранах“ и в преамбуле Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 877 утверждены Правила обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), которые установили обязательные для исполнения условия предоставления технических средств реабилитации.

Согласно пункту 17 Постановления Правительства Российской Федерации N 877 от 31.12.2005 финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, ветеранов протезами,
протезно-ортопедическими изделиями осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых на эти цели Фонду социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по обеспечению инвалидов, ветеранов протезами и протезно-ортопедическими изделиями возложена законодательством на Фонд социального страхования Российской Федерации.

Отношения по обеспечению инвалидов техническими средствами являются публично-правовыми обязательствами Российской Федерации, по которым исполнительные органы Фонда социального страхования отвечают только в пределах объемов выделенных средств из федерального бюджета.

Принимая Федеральный закон от 26 декабря 2005 года N 189-ФЗ “О федеральном бюджете на 2006 год“, государство не отменяло и не приостанавливало действия Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и Федерального закона “О ветеранах“, поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

Заместителем министра финансов Российской Федерации Голиковой Т.А. в письме N 12-07-11/3228 от 27.06.2007, адресованном председателю Фонда социального страхования Российской Федерации по вопросу оплаты технических средств реабилитации, поставленных в 2006 году, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных фонду на указанные цели на 2007 год, сообщено, что Бюджетный кодекс Российской Федерации не устанавливает ограничения по срокам принятия денежных обязательств, подлежащих оплате в счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года, устанавливая единственное ограничение - непревышение кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств.

Таким образом, ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия вправе произвести оплату технических средств реабилитации, поставленных в 2006 году, за счет средств, предусмотренных фондом на указанные цели на 2007 год.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что действие контракта прекращено,
в связи с чем у ответчика отсутствует обязанность по уплате задолженности, является необоснованным, исходя из следующего.

Направления и заказы на изготовление технических средств реабилитации были сделаны до окончания срока действия государственного контракта от 2 февраля 2006, т.е. до 31.12.2006.

В соответствии со статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.

Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

Таким образом, окончание срока действия договора рассматривается как основание прекращения договорных обязательств лишь при условии, что об этом прямо указано в законе или договоре. В остальных случаях договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства, т.е. действуют правила пункта 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что надлежащее исполнение прекращает обязательство.

Ответчик, как заказчик по государственному контракту, принял на себя обязательство по оплате за изготовление для инвалидов протезно-ортопедических изделий. Материалами дела подтверждается надлежащее исполнение принятых истцом по государственному контракту обязательств. Оплата по государственному контракту в сумме 33 849 рублей ответчиком не произведена. Таким образом, обязательство, вытекающее из государственного контракта, ответчиком выполнено не было. Поскольку обязательство по оплате является договорным обязательством, следовательно, сохраняется и после истечения срока действия договора.

Поскольку ответчик не исполнил надлежащим образом принятые
на себя согласно государственному контракту обязательства по оплате стоимости изготовленных для инвалидов протезно-ортопедических изделий, судом первой инстанции обоснованно взыскана сумма задолженности в размере 33 849 рублей.

Принимая во внимание, что при проверке решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 6 июня 2008 года апелляционной инстанцией нарушений норм материального и процессуального права не установлено, Третий арбитражный апелляционный суд считает необходимым в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 333.21 Налогового кодекса РФ, статья 331.21 в Кодексе отсутствует.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 331.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 6 июня 2008 года по делу N А74-594/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Взыскать с Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, г. Абакан в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.

Председательствующий судья

О.В.МАГДА

Судьи:

Н.А.КИРИЛЛОВА

И.А.ХАСАНОВА