Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.08.2008 N А74-484/2008-03АП-2099/2008 по делу N А74-484/2008 В удовлетворении заявления о признании незаконным отказа управления экологического и технологического надзора в определении нормативов образования отходов отказано правомерно, поскольку у заявителя отсутствовала лицензия на осуществление деятельности по сбору, хранению и транспортировке опасных отходов.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 августа 2008 г. N А74-484/2008-03АП-2099/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2008 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дунаевой Л.А.,

судей: Борисова Г.Н., Колесниковой Г.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Мироновой С.Ю. представителя по доверенности от 20.11.2006,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества “Промышленный транспорт“

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от 6 июня 2008 года по делу N А74-484/2008,

принятое судьей Гигель Н.В.,

по заявлению закрытого акционерного общества “Промышленный транспорт“, г. Черногорск

к Управлению по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору по Республике Хакасия, г. Абакан

о признании незаконным отказа в определении нормативов образования отходов, выраженного в письме от 16 января 2008 года N 0070/08,

установил:

закрытое акционерное общество “Промышленный транспорт“ (далее - ЗАО “Промтранс“, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Хакасия (далее - Управление Ростехнадзора) о признании незаконным отказа в определении нормативов образования отходов, выраженного в письме от 16 января 2008 г. N 0070/08.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 6 июня 2008 года в удовлетворении заявления было отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО “Промтранс“ обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, ссылаясь на отсутствие у общества лицензии на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение опасных отходов, поскольку ЗАО “Промтранс“ не обращалось за утверждением лимитов на размещение отходов, не ведет деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов, образующиеся в ходе деятельности отходы общество передает для утилизации юридическим лицам на основании заключенных договоров.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу управление считает жалобу необоснованной, поскольку общество осуществляет деятельность по использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, которая подлежит лицензированию.

Представители управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ответчик заявил о рассмотрении дела без его участия. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор рассмотрен в отсутствие ответчика.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 16 час. 30 мин. 18.08.2008 согласно статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены
в порядке апелляционного производства в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении материалов дела суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Заявитель, осуществляя хозяйственную деятельность (оказание услуг в сфере железнодорожного транспорта), производит опасные отходы производства и потребления и осуществляет деятельность по сбору и размещению опасных отходов.

28.12.2007 Общество обратилось в Управление с заявлением об утверждении нормативов образования отходов по результатам рассмотрения прилагающихся документов, в том числе проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Письмом от 16.01.2008 N 0070/08 Управление Ростехнадзора отказало в определении нормативов образования отходов в связи некомплектностью документов, к заявлению не была приложена копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Считая указанное решение об отказе в выдаче лимитов на размещение отходов незаконным, нарушающим права, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Суд полагает, что Управление Ростехнадзора доказало законность отказа в
определении нормативов образования отходов.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон об отходах производства) предусмотрено, что, под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно статье 1 названного Закона используются следующие понятия:

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;

использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона об отходах производства в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Во исполнение данных положений Правительство Российской Федерации Постановлением от 16.06.2000 N 461 утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее Правила).

В силу пунктов 4 и 5 Правил юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами или осуществляющие такую деятельность, разрабатывают и представляют на утверждение проекты
нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

На основании пункта 7 Правил для утверждения лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации заявление, копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, проект расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по форме, установленной Министерством природных ресурсов Российской Федерации, свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья (пункт 11 Правил).

В пункте 13 Правил предусмотрено, что лимиты на размещение опасных отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по размещению опасных отходов, устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“, статьей 9 Закона об отходах производства установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, при обращении в контролирующий орган с заявлением об утверждении нормативов образования и лимитов размещения отходов юридическое лицо, осуществляющее сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение опасных отходов, должно представить копию лицензии на осуществление такого вида деятельности.

Как следует из материалов дела, 19.12.2007 общество обратилось в Управление с заявлением об установлении нормативов образования отходов согласно Проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Проект нормативов), утвержденному генеральным директором ЗАО “Промтранс“ Колешня А.И. 28.12.2007.

Данным
документом предусмотрено, что в результате осуществления хозяйственной деятельности общества образуется 10 видов отходов с различными опасными свойствами (с I по V класс опасности для окружающей среды). Согласно таблице 1.12 “Характеристика мест хранения отходов“ Проекта:

отходы I класса опасности - отработанные люминесцентные лампы временно накапливаются (хранятся) на специально оборудованной территории предприятия в ожидании операции размещения (металлический контейнер, установленный в закрытом подсобном помещении на промышленной площадке);

отходы II класса опасности - аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с неслитым электролитом временно накапливаются (металлические герметичные бочки, установленные в закрытом гаражном помещении на промплощадке);

отходы III класса опасности - масла автомобильные отработанные, масла индустриальные отработанные, масла трансмиссионные отработанные, масла компрессионные отработанные, масла дизельные отработанные, масла трансформаторные отработанные, отработанные масляные фильтры, шлам шлифовальный маслосодержащий, шлам очистки трубопроводов и емкостей, всплывающая пека из нефтеуловителей, по мере образования также временно накапливаются на специально оборудованной территории (металлических бочках и контейнерах) в ожидании передачи специализированным предприятиям;

отходы IV класса опасности - мусор от бытовых помещений не сортированный (исключая крупногабаритный), обтирочный материал, загрязненный маслами, абразивная пыль и порошок от шлифования черных металлов (содержащий металл менее 50%), лом и отходы, содержащие цветные металлы, опилки древесные, загрязненные минеральными маслами, строительный мусор, отходы асбеста, отработанные воздушные фильтры, камеры пневматические отработанные, покрышки отработанные, отработанные тормозные накладки, осадки при механической обработке сточных вод, золошлаки, отходы паронита, фильтрующая загрузка, шлак сварочный, емкости из-под лакокрасочных материалов, смет с территории временно накапливаются на специально оборудованной территории в ожидании операции размещения;

отходы IV класса опасности - шпалы железнодорожные деревянные, загрязненные маслами, после замены остаются вдоль железнодорожных путей до решения вопроса их дальнейшей утилизации.

Кроме того, в таблице
указана периодичность вывоза опасных отходов - 1 раз в год применительно к ртутьсодержащим люминесцентным лампам и свинцовым аккумуляторам, 2 раза в год - применительно к маслам отработанным.

При изложенных обстоятельствах общество осуществляет деятельность по сбору и временному хранению опасных отходов с целью последующей передаче специализированным организациям. Следует отметить, что часть опасных отходов (шпалы, загрязненные маслами) не передается специализированным организациям, а хранится обществом на территории до решения вопроса их утилизации.

Не соответствует толкованию вышеуказанных норм довод общества о том, что лицензированию подлежит только хранение отходов с целью последующего их использования либо захоронения тем же лицом.

Согласно статье 1 Закона об отходах производства хранение отходов - это их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Под объектом размещения (хранения) отходов в Законе понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). В Законе не дается полного и исчерпывающего перечня объектов размещения отходов. Этот перечень определяется Постановлением Госстандарта РФ N 607-ст от 28.12.2001, которым введен Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 - “Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“, который дает определение понятий “хранение отходов“ и “объекты размещения отходов“.

Согласно пункту 5.56 указанного Стандарта хранение отходов - режим существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения.

В соответствии с пунктом 4.11 Стандарта объекты размещения отходов - это полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места
для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на определенный срок. То есть все специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях являются объектами размещения отходов.

Государственный учет объектов размещения отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц ведется Ростехнадзором при осуществлении нормирования в области обращения с отходами, проводимом в соответствии с требованиями статей 18 и 19 Закона об отходах производства. Порядок осуществления указанного нормирования, а также учета объектов размещения отходов, определен Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение“, утвержденными Приказом МПР России от 11.03.2002 г. N 115 (далее - Методические указания).

Согласно пункту 29 Методических указаний раздел “Сведения об объектах размещения отходов“ обязателен для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.) Для всех остальных участников деятельности по обращению с отходами, согласно пунктам 26 и 27 Методических указаний в состав проектов нормативов необходимо включение разделов “Характеристика мест хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица, обоснование количества хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица и периодичности вывоза отходов“ и (или) “Схема операционного движения отходов“.

Таким образом, Закон предусматривает обязательный учет всех объектов размещения отходов и обязательную регистрацию всех объектов размещения отходов в специальных формах учета (таблицы 1.11, 1.12 и 1.14 приложения 1 к Методическим указаниям), которые утверждаются в составе проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в установленном порядке. Значит, содержание отходов в зарегистрированных в установленном порядке объектах размещения отходов, расположенных на территории
предприятия, является хранением отходов.

Более того, анализ содержащихся в материалах дела документов свидетельствует о том, что общество фактически осуществляло деятельность и по транспортировке опасных отходов.

Согласно статье 1 Федерального закона об отходах производства и потребления под транспортированием отходов понимается деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения.

Так, из содержания договора от 24.09.2007 (п. 2.2) следует, что сбор, упаковка и погрузка ртутьсодержащих изделий на транспортное средство, предназначенное для перевозки ртутьсодержащих изделий, и доставка ртутьсодержащих изделий на участок демеркуризации исполнителя является обязанностью заказчика (заявителя по делу); передача отработанных ртутьсодержащих изделий производится исполнителю по мере накопления, но не реже одного раза в год. Из накладной N 61 от 03.12.2007 и акта от 28.09.2007 N 00000494 усматривается, что ООО “Эко-Меркурий“ обществу оказаны услуги по демеркуризации люминесцентных ламп в количестве 200 единиц. Согласно договору б/н от 10.10.2007 на прием непригодных к эксплуатации аккумуляторных батарей (п. п. 3.1.1, 3.2.1, 4.2, 4.3) обязанностью сдатчика (общества) является поставка непригодных к эксплуатации аккумуляторных батарей своим транспортом; переход права собственности на отходы осуществляется с момента их получения приемщиком (ООО “Медведь АТЦ“).

Перечисленные документы свидетельствуют о том, что общество осуществляет сбор, временное хранение и транспортировку опасных отходов до места сдачи. Значит, общество было обязано иметь лицензию на осуществление указанных видов деятельности и представить ее одновременно с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Судом отклоняются довод кассационной жалобы о том, что лицензия является необходимой предпосылкой вступления в гражданско-правовые отношения и в силу этого ее выдачей должен оформляться основной вид хозяйственной деятельности. Такое
толкование лицензии не соответствует статье 2 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“, согласно которой лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. По смыслу названного Закона получение лицензии необходимо при осуществлении конкретных видов деятельности, независимо от того, является ли данная деятельность основной либо вспомогательной, выполняемой с целью обеспечения производства или оказания услуг в рамках основного вида деятельности юридического лица.

Перечень критериев отнесения видов деятельности к лицензированным видам содержится в статье 4 названного Закона. К лицензированным видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Из этого следует, что критерием отнесения деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов к лицензируемым видам деятельности является потенциальная угроза нанесения ущерба здоровью граждан и безопасности государства.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что критерием определения лицензируемого вида деятельности является осуществление, как таковой, деятельности, подлежащей лицензированию, безотносительно к тому, осуществляется ли она коммерческой либо некоммерческой организацией, а также является ли она деятельностью, направленной на получение прибыли.

Не может быть принят во внимание довод заявителя о том, что он не обращался в управление за утверждением лимитов на размещение отходов, следовательно, не должен был представлять копию лицензии. По смыслу Закона об отходах производства и потребления, Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 20.09.2007 г. N 643, осуществление органами Ростехнадзора государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов подразумевает рассмотрение соответствующего заявления с приложенными к нему документами и выдача документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Указанный документ является единым, выдача отдельного документа, утверждающего нормативы образования отходов, действующими нормативными актами не предусмотрена.

В соответствии с пунктом 10 Правил основанием для отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является представление документов не в полном объеме.

Таким образом, отказ управления в выдаче лимитов на размещение отходов, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным решения управления. Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 6 июня 2008 года по делу N А74-484/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Л.А.ДУНАЕВА

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

Г.А.КОЛЕСНИКОВА