Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.08.2008 N А33-11004/2007-03АП-1400/2008 по делу N А33-11004/2007 В удовлетворении требований о признании незаконными решений об отказе в удовлетворении заявления о снижении кадастровой стоимости земельного участка отказано правомерно, поскольку органы местного самоуправления не уполномочены вносить какие-либо изменения в кадастровую оценку земель.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 августа 2008 г. N А33-11004/2007-03АП-1400/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2008 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дунаевой Л.А.,

судей: Бычковой О.И., Колесниковой Г.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Регир Ю.В., представителя по доверенности от 04.06.2008 индивидуального предпринимателя Освальда В.В.,

от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю - Черепахиной О.В., представителя по доверенности от 09.01.2008, Гурьяновой Т.В., представителя по доверенности от 12.05.2008,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. br>
на решение Арбитражного суда Красноярского края от 18
декабря 2007 года по делу N А33-11004/2007,

принятое судьей Юрченковой Р.М.

по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. br>
к территориальному отделу N 19 Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю,

к администрации г. Лесосибирска Красноярского края

о признании незаконными решения начальника территориального отдела N 19 Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю от 14.06.2007 и главы администрации г. Лесосибирска от 17.07.2007 об отказе в удовлетворении заявления о снижении кадастровой стоимости земельного участка и ставки земельного налога,

установил:

индивидуальный предприниматель Освальд Виктор Викторович (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконными решения начальника территориального отдела N 19 Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю от 14.06.2007 и решения главы администрации г. Лесосибирска от 17.07.2007 об отказе в удовлетворении заявления о снижении кадастровой стоимости земельного участка и ставки земельного налога.

Решением Арбитражного суда от 18 декабря 2007 года в удовлетворении требований предпринимателя отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 декабря 2007 года, сославшись на следующие доводы:

- при определении кадастровой стоимости земельного участка не была собрана достаточная и достоверная информация о земельном участке с кадастровым номером 24:52:010508:0128, которая необходима для проведения государственной кадастровой оценки земли, в результате чего кадастровая стоимость земельного участка оказалась значительно завышенной, соответственно начисляемый земельный налог является непомерно большим и обременительным для заявителя;

В отзыве на апелляционную жалобу Управление Роснедвижимости по Красноярскому краю с доводами предпринимателя не согласилось, указало следующее:

- предпринимателем не доказан факт нарушения его прав и обязанностей решением начальника территориального отдела N 19 Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю от 14.06.2007 и решением главы
администрации г. Лесосибирска от 17.07.2007 об отказе в удовлетворении заявления о снижении кадастровой стоимости земельного участка и ставки земельного налога;

- в полномочия Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю и администрации г. Лесосибирска не входит вопрос снижения кадастровой стоимости земельных участков и ставок земельного налога;

- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:52:010508:0128 рассчитана по действующей на тот период времени Методики государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337;

- судом первой инстанции правомерно сделан вывод о применении ставки земельного налога по отношению к земельному участку с кадастровым номером 24:52:010508:0128.

Администрация г. Лесосибирска в судебное заседание своего представителя не направила, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации г. Лесосибирска.

Согласно статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 13.08.2008 в судебном заседании объявлен перерыв до 15 часов 50 минут 20.08.2008.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Земельный участок площадью 3 635 кв.м., с кадастровым номером 24:52:010508:0128, относящегося к категории земель поселений, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Белинского, 40 “Г“ принадлежит Освальду В.В. на праве собственности на основании договора купли-продажи N 287 от 08.06.2007 и свидетельства о государственной регистрации права собственности от 07.07.2005.

Свидетельством о государственной регистрации права от 16.06.2004 закреплено право собственности Освальда В.В. на нежилое здание общей площадью 1585,10 кв.м., кадастровый номер 24:52:010508:0111:04:422:001:006810880, расположенное по адресу: Россия, Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Белинского, зд. 40 “Г“.

14.05.2007 индивидуальный
предприниматель Освальд В.В. обратился с письменными заявлениями к главе города Лесосибирска Колпакову Н.Т. и начальнику территориального отдела N 19 Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю о снижении кадастровой стоимости земельного участка и ставки земельного налога на земельный участок площадью 3 635 кв.м с кадастровым номером 24:52:0105508:0128, относящегося к категории земель поселений, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Белинского, 40 Г.

14.06.2007 Управление Роснедвижимости по Красноярскому краю направило Освальду В.В. письмо с указанием того, что кадастровая стоимость земельных участков, в частности земельного участка с кадастровым номером 24:52:010508:0128 для эксплуатации автоцентра, была рассчитана подрядчиком на основании утвержденных Постановлением Совета администрации Красноярского края от 19.02.2003 N 44-П результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов Красноярского края.

17.07.2007 глава администрации г. Лесосибирска направил Освальду В.В. письмо, в котором заявителю разъяснено, что кадастровая оценка земель на территории Красноярского края проведена в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методикой государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Росземкадастра от 20.03.2003 N П/49, и корректировке не подлежит. Кроме того, заявителю сообщено о том, что органы местного самоуправления не уполномочены вносить какие-либо изменения в кадастровую оценку земель.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к территориальному отделу N 19 Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю, администрации г. Лесосибирска Красноярского края о признании незаконными решения начальника территориального отдела N 19 Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю от 14.06.2007 и главы администрации г. Лесосибирска от 17.07.2007 об отказе в удовлетворении заявления о снижении кадастровой стоимости земельного
участка и ставки земельного налога.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, для признания недействительным ненормативного акта должны быть соблюдены одновременно два условия:

- несоответствие оспариваемого
акта (действия, бездействия) законодательству;

- нарушение оспариваемым актом (действием, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом бремя доказывания нарушения прав возлагается на заявителя.

Суд апелляционной инстанции полагает, что Управление Роснедвижимости по Красноярскому краю и администрация г. Лесосибирска Красноярского края доказали законность оспариваемых решений по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 N П/337 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель поселений (далее - Методика).

Методика позволяет определить удельные показатели кадастровой стоимости земель поселений в целом и кадастровых кварталов в составе поселений по видам функционального использования земель.

Удельные показатели кадастровой стоимости земель служат основой для расчета кадастровой стоимости земельных участков.

Методикой определено проведение государственного кадастра оценки земель по двум технологическим линиям (далее - ТЛ).

По первой ТЛ - определяется кадастровая стоимость земельных участков в границах поселений с численностью жителей 10000 человек и более на основе факторного анализа и кластеризации административных районов, поселений, а также кадастровых кварталов поселений на территории Красноярского края и формирования аналитических зависимостей между ценами сделок с земельными участками и другими объектами недвижимости и ценообразующими факторами.

По второй ТЛ - определяется кадастровая стоимость земельных участков в малых городах и поселках с числом жителей до 10000 человек на основе
выделения тестовых объектов и установления для тестовых объектов удельных показателей кадастровой стоимости земель.

В городе Лесосибирске государственная кадастровая оценка земель проводилась по первой технологической линии.

Результатом работ в рамках данной технологии явилось определение удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов города Лесосибирска по 14 видам функционального использования земель.

Согласно пункту 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (далее - Роснедвижимость). По представлению Роснедвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 Правил).

На территории Красноярского края полученные результаты государственной кадастровой оценки земель прошли процедуру согласования в структуре органов Роснедвижимости и были утверждены Постановлением Совета администрации Красноярского края от 19.02.2003 N 44-п.

Сведения о категории земельного участка вносились в Единый государственный реестр земель (государственный кадастр недвижимости) на основании правоустанавливающих документов, в которые орган местного самоуправления городского округа (муниципального района) должен включать категорию земель и “вид разрешенного использования“ земельного участка, так как в соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Согласно Постановлению администрации г. Лесосибирска Красноярского края от 01.02.2005 N 79 разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 24:52:010508:0128 определено “для эксплуатации автоцентра“.

С учетом изложенного, изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 24:52:010508:0128 возможно на основании Постановления администрации г. Лесосибирска Красноярского края. При этом предприниматель не обращался в администрацию г. Лесосибирска с заявлением об изменении вида разрешенного
использования земельного участка.

Суд апелляционной инстанции считает несостоятельным довод заявителя о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:52:010508:0128 определена без учета фактического использования данного земельного участка для эксплуатации гаражей, стоянок для автотранспортных средств.

Следовательно, кадастровая стоимость данного земельного участка определена с применением утвержденного удельного показателя кадастровой стоимости земель поселений по 5 группе “земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса“, который составляет 1649,62 рублей/кв.м. и рассчитана следующим образом: кадастровая стоимость = утвержденный удельный показатель кадастровой стоимости х площадь земельного участка (1649,62 рублей/кв.м. х 3 635 = 5 996 368,7 рублей).

Следует отметить, что в данном деле суд не вправе оценивать расчет удельного показателя кадастровой стоимости, поскольку кадастровая стоимость утверждена Постановлением Совета администрации Красноярского края от 19.02.2003 N 44-п.

При этом указанный нормативный правовой акт в установленном порядке не оспорен и не признан судом недействительным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу пункта 2 указанной статьи Кодекса устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

Лесосибирским городским Советом Красноярского края 04.10.2005 принято решение N 50 “О введении земельного налога на территории г. Лесосибирска“.

В соответствии с пунктом 2 Решения Лесосибирского городского
Совета Красноярского края от 04.10.2005 N 50 “О введении земельного налога на территории г. Лесосибирска“ ставка земельного налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости установлена в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, землям жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры и землям, предоставленным для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

В отношении прочих земельных участков установлена ставка земельного налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации одним из элементов налогообложения по любому налогу является налоговая база. В силу статьи 390 названного Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с Кодексом. Сумма подлежащего уплате заявителем как собственником земельного участка земельного налога напрямую зависит от размера налоговой базы.

Земельный участок, принадлежащий В.В. Освальду, имеет вид разрешенного использования “для эксплуатации автоцентра“, следовательно, имеет отношение к “прочим земельным участкам“, следовательно, ставка земельного налога в вышеуказанном размере обоснованна.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в компетенцию территориального отдела N 19 Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю и главы администрации г. Лесосибирска не входит решение вопросов о снижении кадастровой стоимости земельного участка и ставки земельного налога на земельный участок площадью 3 635 кв.м с кадастровым номером 24:52:0105508:0128, относящегося к категории земель поселений, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Белинского, 40 Г.

Необоснован довод заявителя о том, что из размера налогооблагаемой базы следует исключить земельный участок площадью 851 кв.м, обремененный сервитутом.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в
соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 1 и 2 статьи 390 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком (пункт 2 статьи 274 ГК РФ).

Пунктом 6 статьи 23 Земельного кодекса РФ установлено, что собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Таким образом, земельный участок, принадлежащий физическому лицу на праве собственности, признается объектом налогообложения земельным налогом на основании пункта 1 статьи 389 НК РФ.

Учитывая, что обременение земельного участка сервитутом не лишает его собственника прав владения, пользования и распоряжения этим имуществом, земельный участок, на который установлен сервитут, подлежит обложению земельным налогом в общеустановленном порядке в соответствии с главой 31 НК РФ.

Суд апелляционной инстанции считает, что заявителем не доказан факт нарушения его прав и законных интересов решениями начальника территориального отдела N 19 Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю от 14.06.2007 и главы администрации г. Лесосибирска от 17.07.2007 об отказе в удовлетворении заявления о снижении кадастровой стоимости земельного участка и ставки земельного налога.

Третий арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возвратить индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. 950 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 декабря 2007 года по делу N А33-11004/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. из федерального бюджета 950 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий

Л.А.ДУНАЕВА

Судьи:

О.И.БЫЧКОВА

Г.А.КОЛЕСНИКОВА