Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 N А33-931/2008-03АП-1292/2008 по делу N А33-931/2008 Требования о признании недействительным уведомления налогового органа о невозможности применения упрощенной системы налогообложения удовлетворены правомерно, поскольку заявителем верно при подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения указан доход от видов деятельности, не переведенных на ЕНВД.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2008 г. N А33-931/2008-03АП-1292/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 6 июня 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2008 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесниковой Г.А.

судей: Борисова Г.Н., Первухиной Л.Ф.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.

при участии:

от заявителя: Веселкова Ю.А., директора на основании приказа от 24.02.1997, Кафельниковой О.А., представителя по доверенности от 04.03.2008,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю

на решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 марта 2008 года по делу N А33-931/2008, принятое судьей Бескровной Н.С.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “РУНО“ (далее - общество,
заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю (далее - налоговый орган, ответчик) о признании недействительным уведомления от 31.10.2007 N 71 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31.03.2008 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным уведомление налогового органа от 31.10.2007 N 71 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.

Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 31.03.2008 не согласен по следующим основаниям:

- при подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2007 критерий дохода 15,0 млн. руб. определяется исходя из всех видов деятельности, в том числе и подпадающих под уплату ЕНВД;

- изменения, внесенные в п. 2 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ, вступили в силу с 01.01.2008, то есть применяются при переходе организаций на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2009.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором с решением от 31.03.2008 согласно по следующим основаниям: общество имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008, поскольку стоимость основных средств, численность работников и доход, определяемый в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации не превышает установленный Налоговым кодексом Российской Федерации предельный размер.

Налоговый орган в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением N 17426271. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие налогового органа.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной
инстанции установлены следующие обстоятельства.

10 октября 2007 года общество с ограниченной ответственностью “Руно“ направило в адрес налогового органа заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2008 года.

Уведомлением от 31.10.2007 N 71 налоговый орган сообщил о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, так как доход общества от реализации за 9 месяцев 2007 года определяемый в соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации превысил 15 млн. рублей.

Общество с ограниченной ответственностью “Руно“ считая, что уведомление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю от 31.10.2007 N 71 “О невозможности применения упрощенной системы налогообложения“ не соответствует действующему налоговому законодательству и нарушает права и законные интересы общества, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации... вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что данное уведомление не соответствует ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку общество имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008,
в связи с тем, что заявителем верно при подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения был указан доход от видов деятельности, не переведенных на ЕНВД, который составил 0 руб., так как других видов деятельности, кроме розничной торговли, общество не осуществляло.

Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ) организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 15 млн. рублей.

В соответствии со статьей 248 Налогового кодекса РФ доходы определяют плательщики налога на прибыль, то есть налогоплательщики, находящиеся на общей системе налогообложения.

Согласно пункту 4 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД) для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения (далее УСН) в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.

Из содержания указанных норм права следует, что в целях применения положений статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками учитываются только доходы от видов
деятельности, не облагаемых ЕНВД.

Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2007 заявитель применял систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД по виду деятельности “розничная торговля“.

Согласно данных выписки по счету 90.1.2 “Выручка от реализации в розничной торговле“ (л.д. 9), отчета о прибылях и убытках за 9 месяцев 2007 года выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) по стр. 010 (л.д. 7) составила 18 625 тыс. руб., доходов от других видов деятельности общество не получало.

Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что при подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008 обществом указан доход от видов деятельности, не переведенных на ЕНВД, который составил 0 руб., так как других видов деятельности, кроме розничной торговли, общество не осуществляло. Таким образом, доходы от розничной торговли, то есть вида деятельности, облагаемого ЕНВД, общество правомерно не учло при определении размера дохода в целях перехода на УСН.

Доводы налогового органа о том, что при подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2007 критерий дохода 15,0 млн. руб. определяется исходя из всех видов деятельности, в том числе и подпадающих под уплату ЕНВД, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку не соответствуют положениям Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ.

Таким образом, положения Налогового кодекса Российской Федерации в редакции указанного Закона, которые применяются к рассматриваемым правоотношениям, не содержат обязанности определять доход из всех видов деятельности.

Доводы налогового органа о том, что изменения, внесенные в п. 2 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ,
согласно которым налогоплательщики ЕНВД вправе перейти на упрощенную систему налогообложения в отношении иных видов деятельности, вступили в силу с 01.01.2008, то есть применяются при переходе организаций на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2009, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку и ранее действующая норма права (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ) позволяла осуществить переход на упрощенную систему налогообложения при соблюдении установленных требований.

Иные условия, необходимые для перехода на упрощенную систему налогообложения (численность работников составляет 23 человека, стоимость основных средств - 139 тыс. руб.), обществом соблюдены и налоговым органом не оспариваются.

С учетом изложенного, общество имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008, в связи с чем, оспариваемое уведомление налогового органа является недействительным.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 333.21 Налогового кодекса РФ, статья 331.21 в Кодексе отсутствует.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 331.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1 000 руб. согласно платежному поручению от 28.04.2008 N 290 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на налоговый орган.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 марта 2008 года по делу N А33-931/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд,
принявший решение в первой инстанции.

Председательствующий

Г.А.КОЛЕСНИКОВА

Судьи

Г.Н.БОРИСОВ

Л.Ф.ПЕРВУХИНА