Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2008 по делу N А41-15144/08 В удовлетворении заявления о признании незаконным постановления таможенного органа о привлечении к административной ответственности за нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения отказано правомерно, поскольку заявитель не обеспечил выполнение требований таможенного законодательства, имея при этом возможность их соблюдения, а после принятия товара фактически действий по его размещению на складе не осуществил.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2008 г. по делу N А41-15144/08

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи С.А.А.,

Судей Г., К.А.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.Н.В.,

при участии в заседании:

от заявителя - К.А.В., представитель по доверенности от 06.08.2008 г. б/н,

от заинтересованного лица - П., представитель по доверенности от 03.10.2008 г. N 03-27/12878,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью “Агентство “Транс-Т“ на решение Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2008 года по делу N А41-15144/08, принятое судьей С.С.Н. по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Агентство “Транс-Т“ к Зеленоградской таможне Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской
Федерации о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10125000-348/08 от 18 июля 2008 года,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Агентство “Транс-Т“ (далее ООО “Агентство “Транс-Т“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признаний незаконным и отмене постановления N 10125000-348/08 от 18 июля 2008 года Зеленоградской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее Зеленоградская таможня) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Московской области от 07 ноября 2008 года по делу N А41-15144/08 в удовлетворении заявленных требований ООО “Агентство “Транс-Т“ отказано.

Арбитражный суд Московской области исходил из того, что Общество не обеспечило выполнение требований таможенного законодательства, имея при этом возможность их соблюдения. Общество, подтвердив факт принятия на хранение товара, выдав документ отчета по форме ДО1, фактически каких-либо действий по его принятию и размещению на складе не осуществило. Общество не представило суду доказательств принятия всех зависящих от него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, пренебрежительно отнеслось к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО “Агентство “Транс-Т“ подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, как незаконное и необоснованное, в связи с несоответствием выводов обстоятельствам дела, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.

В качестве доводов апелляционной жалобы Общество ссылается на следующее.

ООО “Агентство “Транс-Т“ считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.

ООО “Агентство “Транс-Т“ указывает, что своевременно уведомило таможенный пост “Кубинка“ о невозможности постановки товаров на склад
временного хранения (далее СВХ) из-за большого количества прибывших автотранспортных средств в условиях, когда оформление завершения внутреннего таможенного транзита осуществляли только два инспектора таможенного органа. ООО “Агентство “Транс-Т“ считает, что Правила совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденные Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.09.2003 N 958 (далее Правила от 03.09.2003 N 958) не связывают исполнение обязанности направить отчетность по форме ДО1 в таможенный орган с одновременным исполнением обязанности поместить товар на СВХ.

Считает, что вина Общества в совершении административного правонарушения не доказана. Полагает, что Обществом были приняты все зависящие от него меры по обеспечению своевременного помещения товаров на склад временного хранения. ООО “Агентство “Транс-Т“ за подписью генерального директора направлено письмо о невозможности постановки товара на СВХ.

Кроме того, ООО “Агентство “Транс-Т“ полагает, что таможенным органом неправомерно составлены тридцать один протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.14 КоАП РФ, тогда как имелись признаки совершения одного административного правонарушения: в ходе проведения таможенного осмотра помещений и территорий зоны таможенного контроля СВХ должностными лицами Зеленоградской таможни установлено, что тридцать одно автотранспортное средство находится с невыгруженным товаром, но документы отчетности по форме ДО1 в таможенный орган представлены.

Представитель ООО “Агентство “Транс-Т“ поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда Московской области 12 ноября 2008 года по делу N А41-15144/08 отменить, апелляционную жалобу Общества удовлетворить.

Представитель Зеленоградской таможни возражал против удовлетворения жалобы ООО “Агентство “Транс-Т“ по мотивам, изложенным в судебном акте и отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил решение Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2008 года N А41-15144/08 оставить
без изменения, апелляционную жалобу Общества без удовлетворения, считая ее необоснованной. ООО “Агентство “Транс-Т“ информировало таможенный орган о невозможности помещения товара на СВХ в связи с его полной загрузкой, но представило Зеленоградской таможне отчет по форме ДО1, свидетельствующий о том, что Общество приступило к исполнению своих обязанностей. ООО “Агентство “Транс-Т“ не выполнило требований ст. 92, ст. 100, ст. 112 ТК РФ и Приказа ГТК РФ от 3 сентября 2003 г. за N 958, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.14 КоАП РФ (нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций). У Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от его меры.

Представитель Зеленоградской таможни указал, что в постановлении по делу об административном правонарушении от 18 июля 2008 года N 10125000-348/08 допущена опечатка в наименовании таможенного поста, вместо Молжаниновский таможенный пост Зеленоградской таможни, следует читать таможенный пост Кубинка Зеленоградской таможни.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя в порядке статей 258, 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО “Агентство “Транс-Т“ является владельцем склада временного хранения.

ООО “Агентство “Транс-Т“ зарегистрировано Московской регистрационной палатой в качестве юридического лица 30.10.1996 г., ИНН 7734131465.

30.06.2008 г. на склад временного хранения ООО “Агентство “Транс-Т“ в зону деятельности таможенного поста Кубинка Зеленоградской таможни, согласно товаросопроводительным документам: книжка МДП
N XT58397777, CMR N 060 от 23.06.2008 г., инвойс N 43767 от 19.06.2008 г., на автомашине регистрационный знак СА8340КВ/Х0700ЕЕ, перевозчик “ХАДЖ-ХРИСТО ДЖЕЛЕВ ЕТ“ Болгария, поступил товар - трикотажные полотна, общей фактурной стоимостью 19 222, 00 доллара США, весом брутто - 9 820 кг. Получателем груза являлось ООО “ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ ГЛОРИЯ“ (Россия, г. Москва).

30.06.2008 г. ООО “Агентство “Транс-Т“ на таможенный пост Кубинка Зеленоградской таможни представлен 1 документ отчета по форме ДО1 N 10125240/300608/002000 (т. 1, л.д. 99), согласно которому товар - трикотажные полотна был принят на временное хранение 30.06.2008 г. в 17 час. 30 мин.

01.07.2008 г. в 12 час. 00 мин., в ходе проведения осмотра помещений и территорий зоны таможенного контроля СВХ ООО “Агентство “Транс-Т“, должностными лицами таможенного поста Кубинка Зеленоградской таможни, установлено, что автотранспортное средство с государственным номером СА8340КВ/Х0700ЕЕ находится на прилегающей к СВХ ООО “Агентство Транс-Т“ зоне таможенного контроля с невыгруженным товаром, заявленном в документе ДО1 N 10125240/300608/002000 от 30.06.2008 г. Документ отчетности по форме ДО2 о выдаче товара со склада временного хранения сотрудниками склада не составлялся и не подавался.

01.07.2008 г. составлен акт осмотра помещений и территории.

04.07.2008 г. начальником отдела таможенного досмотра таможенного поста Кубинка Зеленоградской таможни К.П.Г. в присутствии законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, генерального директора ООО “Агентство “Транс-Т“ К.В.В., составлен протокол об административном правонарушении N 10125000-348/08, предусмотренном ст. 16.14 КоАП РФ (л.д. 46 - 48).

18.07.2008 г. по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении N 10125000-348/08 в отношении ООО “Агентство “Транс-Т“ заместителем начальника Зеленоградской таможни по правоохранительной деятельности полковником таможенной службы К.Ю.А., вынесено постановление N
10125000-348/08, которым ООО “Агентство “Транс-Т“ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.14 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с постановлением Зеленоградской таможни N 10125000-348/08 от 18.07.2008 г., Общество обратилось в Арбитражный суд Московской области.

Решением Арбитражного суда Московской области от 12.11.2008 г. по делу N А41-15144/08 в удовлетворении заявленного требования ООО “Агентство “Транс-Т“ отказано.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Московской области от 12.11.2008 г., Общество оспорило его в судебном порядке.

Судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы доказательства по делу и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 64 - 68, 71 АПК РФ, правильно применены соответствующие нормы материального права.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет соблюдение установленного порядка привлечения к административной ответственности.

В соответствии со ст. 16.14 КоАП РФ нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров либо порядка их хранения, а равно совершение с ними или с товарами, имеющими статус находящихся на временном хранении, операций, влекущих изменение состояния таких товаров или нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на
юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии со ст. 100 ТК РФ временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения, если иное не установлено главой 12 ТК РФ. Складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям ст. 107 ТК РФ. Склады временного хранения являются зоной таможенного контроля.

Согласно ч. 2 ст. 108 ТК РФ владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 92 ТК РФ таможенный орган, в котором завершается внутренний таможенный транзит (таможенный орган назначения), оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

В месте доставки товаров до завершения внутреннего таможенного транзита транспортные средства размещаются в зоне таможенного контроля.

Размещение транспортных средств в зоне таможенного контроля допускается в любое время суток.

Лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит, обязано принять товары на хранение, обеспечить недопущение совершения операций, изменяющих состояние товаров, влекущих нарушение их упаковки, пользования и распоряжения ими до тех пор, пока таможенный орган не удостоверит доставку товаров на склад временного хранения, таможенный склад или в иное место, определенное как место доставки товаров в соответствии с правилами, установленными главой 10 ТК РФ.

При
этом товары должны быть размещены в отдельном помещении или на определенной по периметру площадке, снабжены табличками с информацией, позволяющей их идентифицировать.

Согласно ст. 107 ТК РФ помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.

К помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, должна прилегать охраняемая территория, оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, на время, необходимое для завершения внутреннего таможенного транзита. Указанная территория является зоной таможенного контроля.

Правовые последствия при нахождении товаров на СВХ и прилегающей охранной территории различаются.

Склады временного хранения являются зоной таможенного контроля.

Товары могут быть помещены на любой склад временного хранения с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Кодексом.

Общество, выдав документ отчета по форме ДО1 (отчетность, формируется при принятии товаров на хранение на СВХ), подтвердило факт начала принятия товара на складе, указав в графе N 2 дату - 30.06.2008 г. и время 17 час. 30 мин. (т. 1, л.д. 99).

Вместе с тем, ООО “Агентство “Транс-Т“ не предприняло каких-либо действий по принятию и размещению товара на складе временного хранения из зоны таможенного контроля, чем нарушило установленный таможенным законодательством РФ порядок временного хранения товаров.

Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии
с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Довод заявителя об отсутствии вины является несостоятельным. Согласно подтверждению о прибытии N 10125240/30062008/0002422 транспортное средство регистрационный знак KKF 2680/D 120 KK зарегистрировано 30 июня 2008 года в 13 час. 25 мин. Общество информировало таможенный орган о невозможности размещения товара на СВХ в день прибытия автотранспортного средства (30 июня 2008 года) из-за перегруженности. Владелец СВХ, не приняв товар на склад, представил отчет по форме ДО1 N 10125240/300608/001993 в таможенный орган.

Письмо генерального директора Общества от 30.06.2008 г. (т. 2, л.д. 30), на которое ссылается ООО “Агентство “Транс-Т“, Зеленоградской таможней получено. Согласно пояснениям представителя таможенного органа, информация принята к сведению. Вместе с тем, это обстоятельство не давало Обществу права нарушать, установленные ст. ст. 92, 100, 112 ТК РФ требования.

Доводы заявителя жалобы об отсутствии вины Общества в связи с действиями (бездействием) должностных лиц таможенного органа судом не приняты. У Общества имелась возможность выбрать способ действия без нарушения норм таможенного законодательства.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 112 ТК РФ владелец склада временного хранения обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров.

Согласно ст. 364 ТК РФ таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики, лица, пользующиеся специальными упрощенными процедурами (статья 68), а
также лица, пользующиеся и (или) владеющие условно выпущенными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представить в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах по формам, определяемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Судом отклоняется довод заявителя о том, что Правила совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденные Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.09.2003 N 958 (далее Правила от 03.09.2003 N 958) не связывают исполнение обязанности направить отчетность по форме ДО1 в таможенный орган с одновременным исполнением обязанности поместить товар на СВХ.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 2 пункта 1 статьи 112 Таможенного кодекса РФ, а не пункт 2.

В пункте 27 Правил предусмотрено, владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в подразделение таможенного органа отчетность об их хранении (пункт 2 статьи 112 Кодекса) по следующим формам:

б) при помещении товаров на СВХ в иных случаях:

- ДО1 - отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение на СВХ;

- ДО2 - отчетность, формируемая в случае выдачи товаров с СВХ;

- ДО3 - периодическая отчетность, представляемая ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

- ДО4 - отчетность, представляемая по разовому требованию таможенного органа.

Как следует из п. 31 (а) “Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров“, утвержденных Приказом ГТК РФ от 03.09.2003 г. N 958, владелец СВХ представляет отчетность по формам ДО1мв и ДО1 подразделению таможенного органа в течение 3 часов рабочего времени с момента получения владельцем СВХ документов, необходимых для помещения на СВХ.

Таможенным законодательством установлена отчетность по форме ДО1, которая подтверждает факт принятия товара на СВХ, а не пересчет, выгрузку, размещение, очередность складских операций. Указанный пункт Правил обязывает Общество представить ДО1 не позднее 3 часов с момента помещения товара на СВХ, то есть на момент подачи отчета по указанной форме товары должны быть помещены на СВХ.

Представив таможенному органу отчет по форме ДО1 N 10125240/300608/002000, Общество тем самым заявило, что приступило к временному хранению товаров и является лицом ответственным за помещение товаров на СВХ.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ООО “Агентство “Транс-Т“ о том, что таможенный орган должен был составить один протокол об административном правонарушении и применить ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ по факту обнаружения в процессе проведенной таможенной ревизии тридцати одного автотранспортного средства, не помещенных в установленном порядке на хранение на СВХ.

Указанная норма предусматривает назначение наказания за совершение одного действия, содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями.

Частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ предусмотрено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

В соответствии с п. п. 6, 7 Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденных Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.09.2003 N 958, по перевезенным автомобильным транспортом товарам, отчет ДО1 составляется на основании товаросопроводительных документов, предоставленных декларантами - международной транспортной накладной и имеющихся коммерческих документов на груз, каждая партия товара декларируется в соответствующей только ей ГТД.

Указанные товаросопроводительные документы индивидуальны для каждой партии товара. Соответственно, для товара, доставленного на определенном автотранспортном средстве, составляется соответствующий документ отчета по форме ДО1, в случае выдачи товаров с СВХ - формируется отчетность по форме ДО2. Сведения в ДО2, оформляется отчетом по форме ДО1, то есть по каждой партии товара производятся определенные действия.

Следовательно каждое нарушение установленных требований и условий помещения товаров на склад временного хранения, доставленных автотранспортным средством (в доводе Общества - тридцать одно), представляет собой, независимо от других юридически значимых действий, оконченное правонарушение.

На основании вышеизложенного, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление Зеленоградской таможни является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит.

Неправильного применения норм материального и нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.

На основании изложенного апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2008 г. по делу N А41-15144/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО “Агентство “Транс-Т“ - без удовлетворения.

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.