Решения и определения судов

Определение Верховного суда Республики Карелия от 04.07.2008 Суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по проведению капитального ремонта на администрацию городского поселения, поскольку полномочия по содержанию жилищного фонда переданы именно администрации, в связи с чем она получает плату за капитальный ремонт, следовательно, решение суда о возложении на администрацию обязанности по проведению капитального ремонта кровли дома и взыскании компенсации морального вреда законно и обоснованно.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 июля 2008 года

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Рочевой Е.С.

и судей: Королевой С.В., Михиляйнен И.И.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика Администрации Сегежского городского поселения на решение Сегежского городского суда от 23 мая 2008 года по иску З. к ОАО “Сегежский жилищный трест“, Администрации Сегежского городского поселения, Администрации Сегежского муниципального района, Муниципальному учреждению “Служба генерального заказчика“ о защите прав потребителей.

Заслушав доклад судьи Королевой С.В., судебная коллегия,

установила:

иск предъявлен по тем основаниям, что истица проживает в комнате общежития в г. Сегежа. С 1990 года истица проживает в указанной комнате общежития, 1972
года постройки. С 1995 года над ее комнатой протекает кровля. В результате чего, в жилом помещении отстают обои, на потолке имеются плесень и чернота, постоянная сырость. Во время таяния снега в комнате приходится подставлять тазы, ежегодно делать ремонт. Неоднократно обращалась о ремонте кровли в ОАО “Сегежский жилищный трест“, в администрацию г. Сегежа, получала ответ о том, что необходим капитальный ремонт кровли, однако до настоящего времени капитальный ремонт кровли не произведен. Срок эксплуатации рулонных кровель, согласно строительным нормам 10 лет, в то время как дом эксплуатируется почти 36 лет без капитального ремонта. Постановлением главы Сегежского городского поселения от 28.03.2007 г. N 13 кровля данного дома включена в план капитального ремонта на 2007 год. Просила обязать надлежащего ответчика произвести ремонт кровли, затребовать локальную смету о стоимости ремонта.

Просила взыскать также компенсацию морального вреда, так как в результате постоянных залитий комнаты испытывает нравственные страдания, лишена возможности проживать в нормальных человеческих условиях.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Сегежского муниципального района, МУ “Служба генерального заказчика“.

В судебном заседании истица уточнила требования, отказалась от заявленного требования о затребовании локальной сметы о стоимости капитального ремонта кровли указанного дома, просила обязать надлежащего ответчика произвести капитальный ремонт кровли дома и взыскать компенсацию морального вреда 10 000 рублей.

Представитель администрации Сегежского городского поселения иск не признала. Пояснила, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ наниматель не имеет права требовать от наймодателя проведения капитального ремонта. В ст. 66 названного кодекса указаны рамки ответственности наймодателя за неисполнение возложенных на него обязанностей, а именно: освобождение от платы за найм, либо компенсация расходов,
понесенных на устранение недостатков.

Кроме того, полагали себя ненадлежащими ответчиками, так как необходимость капитального ремонта кровли возникла до передачи администрации Сегежского городского поселения полномочий и самого муниципального жилищного фонда. До февраля 2007 года у администрации Сегежского городского поселения полномочий по обслуживанию жилфонда не было.

Собственником жилфонда г. Сегежа, является администрация Сегежского муниципального района, истица является собственником принадлежащего ей жилого помещения. Бремя содержания жилого помещения должны нести собственники. Администрации Сегежского муниципального района было известно о необходимости ремонта кровли, администрация Сегежского городского поселения может израсходовать на проведение капитального ремонта только 22. 000 рублей- сумма, поступающая от населения за найм жилого помещения. Указанных средств недостаточно для капитального ремонта кровли. Иных источников дохода администрация Сегежского городского поселения не имеет. Никаких дополнительных средств в бюджет города не поступает.

Не признает также требования о взыскании компенсации морального вреда, указывая, что в администрацию городского поселения истица по поводу капитального ремонта, не обращалась. Договор о передаче жилого фонда от администрации Сегежского муниципального района в администрацию Сегежского городского поселения был заключен в декабре 2007 года, а списки домов, подлежащих капитальному ремонту, были переданы ОАО “Сегежский жилищный трест“ в начале 2008 года.

В настоящее время администрация Сегежского городского поселения взимает плату за найм жилых помещений, однако в соответствии с вышеназванным договором от 18.12.2007 г. N 84, администрация Сегежского городского поселения не несет ответственности по обязательствам администрации муниципального района.

Представитель администрации Сегежского муниципального района иск не признала. Пояснила, что администрация Сегежского муниципального района является ненадлежащим ответчиком. Полномочия по содержанию муниципального жилищного фонда вместе с доходным источником бюджета (взимание платы за найм) переданы с 2007 года администрации
Сегежского городского поселения. До 2007 года муниципальный жилищный фонд находился в оперативном управлении МУ “Служба генерального заказчика“, которое в силу своих полномочий обязано следить за состоянием жилищного фонда, определять какой требуется ремонт и обращаться в администрацию муниципального района по вопросу финансирования. МУ “Служба генерального заказчика“ не обращалась в администрацию Сегежского городского поселения о финансировании ремонта кровли дома, в котором проживает истица.

В настоящее время администрация городского поселения взяла на себя обязанность по содержанию муниципального жилищного фонда, что подтверждено Соглашением от 29.12.2007 г. N 34/8 о передаче полномочий и в договоре от 18.12.2007 г. Субвенции от администрации района администрации городского поселения не передавались. Однако в договоре указано, что передаются полномочия по сбору платежей за пользование жилыми помещениями. Это и есть своего рода субвенция. Полагает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.

Представитель ОАО “Сегежский жилищный трест“ иск не признала. Пояснила, что ОАО “Сегежский жилищный трест“ является ненадлежащим ответчиком по делу, так как оказывает услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов с июня 2004 года. Однако кровля названного дома требует капитального ремонта, который не производился в течение всего времени эксплуатации дома. Они предпринимали все возможные попытки, чтобы проинформировать полномочных лиц о необходимости проведения капитального ремонта кровли дома, о чем в дело представлены доказательства, выполняли работы по текущему ремонту дома. Планировалось администрацией городского поселения включить ремонт кровли в план капитального ремонта домов. Однако, эти обязательства не выполняются, и администрация обратилась с просьбой о производстве текущего ремонта кровли, пообещав профинансировать работы. Однако проведенные работы текущего
характера так и не были профинансированы. Текущий ремонт кровель они фактически произвели за свой счет.

Представитель МУ “Служба единого заказчика“ в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что МУ осуществляет свою деятельность с 2002 года. С этого времени муниципальный жилищный фонд был передан МУ “СГЗ“ в оперативное управление, однако в январе 2007 года муниципальный жилищный фонд из оперативного управления изъят и передан администрации Сегежского городского поселения, они в настоящее время не производят ни капитального, ни текущего ремонта домов. О том, что кровля указанного дома требовала капитального ремонта, находится в ненадлежащем состоянии, знали и Администрация района. С вопросом о производстве капитального ремонта кровли ее дома истица к ним не обращалась.

Решением суда иск удовлетворен частично. Суд возложил на администрацию Сегежского городского поселения обязанность по проведению капитального ремонта кровли дома в г. Сегежа.

Взыскал с администрации Сегежского городского поселения и МУ “Служба генерального заказчика“ в пользу истицы компенсацию морального вреда в сумме по 1500 рублей с каждого, а также госпошлину по делу по 50 рублей с каждого.

В иске к ОАО “Сегежский жилищный трест“, администрации Сегежского муниципального района отказал.

С таким решением суда не согласна администрация Сегежского городского поселения. В кассационной жалобе просят решение отменить и направить дело на новое рассмотрение либо принять новое решение об отказе в иске. Настаивают на своих доводах о том, что на наймодателе (собственнике) лежит бремя содержания имущества. Собственник дома администрация Сегежского муниципального района не производила капитальный ремонт кровли дома. Согласно договору от 25.12.2006 г. они не несут обязательств по договорам и муниципальным контрактам, заключенным до 01 января 2007 года, средства на
проведение капитального ремонта также отсутствуют, финансирование капитального ремонта должно быть осуществлено за счет средств собственника.

Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено, что З. является нанимателем комнаты дома в г. Сегежа, в которой проживает с 1990 года. Дом, является общежитием и находится в муниципальной собственности. Дом, 1972 года постройки, капитальный ремонт дома не производился.

Согласно акту комиссии от 12.05.2008. рулонная кровля дома в г. Сегежа находится в неудовлетворительном состоянии: нарушены примыкания к парапету, вентиляционным и канализационным стоякам, имеется множество вздутий и разрывов кровельного ковра, карнизные навесы прогнили, имеются нарушения штукатурки и кирпичной кладки вентканалов, будки лаза и канализационных стояков.

Согласно решению указанной комиссии срок эксплуатации рулонных кровель до капитального ремонта составляет 10 лет, учитывая фактический срок эксплуатации кровли, который составляет 36 лет, необходимо проведение капитального ремонта. Согласно акту осмотра комнаты, в которой проживает истица, от 21.05.2008 г., составленному с участием представителя администрации Сегежского муниципального района и МУ “Служба генерального заказчика“ установлено, что имеются пятна на обоях стен и потолка от подтеков воды с кровли, также имеются подтеки в коридоре и других помещениях секции N 20.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что крыша дома, в котором проживает истица, требует проведения капитального ремонта и обоснованно возложил его проведение на Администрацию Сегежского городского поселения.

Судом установлено, что до февраля 2007 года муниципальный жилой фонд г. Сегежа был передан в оперативное управление МУ “Служба генерального заказчика“. Согласно Уставу МУ “Служба генерального заказчика“ и муниципального контракта на организацию и исполнение поставки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд от
15.12.2002 г. N 571, заключенного между администрацией Сегежского муниципального района и МУ “Служба генерального заказчика“, последнее осуществляет организацию и ремонт жилищного фонда и объектов жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с названным муниципальным контрактом, администрация Сегежского муниципального района (муниципальный заказчик) поручила МУ “Служба генерального заказчика“ (генеральный заказчик) выступать уполномоченным заказчика на размещение муниципального заказа по текущему и капитальному ремонту жилищного фонда, объектов коммунального назначения.

Согласно п. 2.3. муниципального контракта муниципальный заказчик обязан в соответствии с финансовым планом в пределах утвержденного бюджета перечислять генеральному заказчику средства на проведение работ и оказание услуг в рамках муниципального заказа.

Распоряжением главы Сегежского муниципального района от 29.12.2006 г. жилищный фонд г. Сегежи был изъят из оперативного управления в казну муниципального образования Сегежский муниципальный район. Таким образом, муниципальный контракт в части организации содержания и ремонта жилищного фонда МУ “Служба генерального заказчика“ фактически утратил силу. Таким образом, до февраля 2007 года организацией работ по текущему и капитальному ремонту жилищного фонда в г. Сегежа занималось МУ “Служба генерального заказчика“.

По делу установлено, что данное учреждение ненадлежащим образом исполняло свои обязанности, меры к своевременному капитальному ремонту не предпринимались. ОАО “Сегежский жилищный трест“ извещало МУ “Служба генерального заказчика“ о состоянии жилищного фонда по результатам осмотра и предоставлению перечней работ по капитальному ремонту отдельных элементов жилых зданий эксплуатируемых свыше нормативного срока, однако, МУ “Служба генерального заказчика“ письмом от 14.04.2006 г. просило не направлять данную информацию в адрес учреждения. МУ “Служба генерального заказчика“ не оспорен тот факт, что учреждение не обращалось к администрации Сегежского муниципального района о финансировании капитального ремонта кровли дома в г. Сегежа.

Правомерно на администрацию Сегежского
городского поселения суд первой инстанции возложил обязанность по проведению капитального ремонта, поскольку Соглашением от 25.12.2006 г. N 372/6 “О передаче отдельных полномочий между администрацией Сегежского городского поселения и администрацией Сегежского муниципального район“ с 01.01.2007 г. полномочия по содержанию жилищного фонда переданы, именно администрации Сегежского городского поселения, в связи с чем, она получает, в том числе, плату за капитальный ремонт.

В настоящее время проведен конкурс по выбору управляющей компании, которая будет заниматься вопросами производства капитального ремонта и обслуживания жилфонда. Между тем управляющая компания ООО “Дом“ не приступила к исполнению обязательств, денежные средства за капитальный ремонт, за найм, взимаемые администрацией Сегежского городского поселения ООО “Дом“ не передавались.

Несмотря на окончание 31.12.2007 г. срока действия Соглашения от 25.12.2006 г. N 372/6 “О передаче отдельных полномочий между администрацией Сегежского городского поселения и администрацией Сегежского муниципального района“, первая продолжает взимать плату, в том числе за капитальный ремонт.

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования истицы и возложил обязанность по проведению капитального ремонта кровли в доме, где проживает истица, на администрацию Сегежского городского поселения, а компенсацию морального вреда на ответчиков МУ “Служба генерального заказчика“ и администрацию Сегежского городского поселения.

Решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном толковании и применении норм материального права.

Оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не имеется, они были предметом рассмотрения в суде и им дана правильная правовая оценка.

Руководствуясь ст. ст. 361, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сегежского городского суда от 23 мая 2008 года по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи