Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.06.2008 по делу N А26-1898/2008 Поскольку акт согласования границ не требует утверждения каким-либо органом или должностным лицом, требование общества обязать ответчика, не являющегося собственником спорного земельного участка, согласовать границы земельного участка не может быть удовлетворено, следовательно, отказ в согласовании границ земельного участка обоснован.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯИменем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2008 г. по делу N А26-1898/2008
Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2008 года. Полный текст решения изготовлен 30 июня 2008 года.
Арбитражный суд Республики Карелия
в составе: судьи Шатиной Г.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пасаманик Н.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Хлебопродукты“
к Администрации Сортавальского городского поселения
о признании незаконным отказа в согласовании границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Сортавала, ул. Пристанская, д. 7
при участии:
от заявителя - Русакова А.В. (доверенность в деле);
от ответчика - Лукьяновой Е.А., Жолобовой О.В. (доверенности в деле);
установил:
общество с ограниченной ответственностью “Хлебопродукты“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации муниципального образования “Сортавальское городское поселение“ о признании незаконным отказа в согласовании границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Сортавала, ул. Пристанская, д. 7, как не соответствующего статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации и обязании согласовать обозначенные в акте границы земельного участка посредством подписания акта.
В обоснование общество пояснило, что имеет на праве собственности здание склада, для реализации права на приобретение земельного участка оно обязано представить в уполномоченный орган документы, указанные в Приказе Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, среди которых значится кадастровый план земельного участка, на котором находится объект недвижимости.
В ходе процедуры согласования границ земельного участка со смежными землепользователями и правообладателями, оформленного актом, Администрация Сортавальского городского поселения 17.03.2008 отказала в согласовании без указания причин.
Полагая, что правовых оснований для отказа в согласовании границ земельного участка не имелось, а отказ препятствует реализации обществом прав, предусмотренных статьей 36 Земельного кодекса РФ, оно обратилось в арбитражный суд.
Ответчик, Администрация муниципального образования “Сортавальское городское поселение“, доводы общества отклоняет по тем основаниям, что данная территория была предварительно согласована под проектно-изыскательские работы с целью дальнейшего строительства административного здания по ходатайству ООО “Сэвинг-Вега“. Кроме того, Администрация сообщила, что собственником спорным земельным участком не является, землей не распоряжается, акт не со всеми службами согласован, поэтому полагает, что права общества на данный момент не нарушены.
Выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела и исследовав имеющиеся доказательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту.
Таким образом, чтобы признать ненормативный акт, действия (бездействие) недействительными, необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие закону и нарушение прав и интересов заявителя.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 19.02.2007 общество имеет на праве собственности здание склада, общей площадью 486, 40 квадратных метров, расположенное по адресу: Г. Сортавала, ул. Пристанская, д. 7 (л.д. 21).
05.07.2007 общество обратилось к Главе администрации Сортавальского муниципального района с просьбой разработать проект земельного участка под зданием, находящимся в собственности и расположенного по адресу: г. Сортавала, ул. Пристанская, д. 7, и утвердить его (л.д. 52), а в декабре 2007 года - с просьбой согласовать проектный план границ земельного участка для обслуживания здания склада площадью 2 956 квадратных метров (л.д. 53). Поскольку спорный земельный участок не прошел кадастровый учет, в процессе формирования земельного участка при согласовании его границ с правообладателями и заинтересованными пользователями земельных участков, оформленного актом, Глава Сортавальского городского поселения 17.03.2008 отказал в согласовании без указания причин отказа (л.д. 13).
Считая, что такой отказ препятствует дальнейшей реализации его исключительного права на приобретение земельного участка в собственность, общество обратилось в арбитражный суд.
Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники расположенных на этих участках зданий, строений, сооружений.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Как предусмотрено пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости“.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства от 17.02.2003, утвержденными руководителем Федеральной службы земельного кадастра России (далее - Методические указания), межевание земель представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Межевание объектов землеустройства проводится: 1) при установлении на местности проектных границ объекта землеустройства; 2) при упорядочении на местности границ объекта землеустройства; 3) при восстановлении на местности границ объекта землеустройства. Лица, права которых могут быть затронуты при проведении земельных участков (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания.
При неявке на процедуру согласования границ лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или отказе от участия в процедуре согласования границ (непредставление мотивированного отказа в согласовании границы) в акте согласования границ фиксируется их отсутствие или отказ от участия в процедуре согласования границ, а по границе объекта землеустройства проводится предварительное межевание.
Таким образом, Методические указания и установленная ими форма акта согласования границ не предусматривают утверждение названного акта каким-либо органом или должностным лицом, а требуют лишь обязательного извещения их о проведении таких работ, в связи с чем требование общества обязать ответчика, не являющегося собственником спорного земельного участка, согласовать границы земельного участка не может быть удовлетворено.
Суд считает, что в рамках избранного обществом способа защиты на день рассмотрения данного спора его права никем не нарушены, поскольку действие субъективного публичного права (исключительного права на приобретение земельного участка, предусмотренного пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации), правообладателем которого является общество, не может быть прекращено в связи с наличием у третьего лица субъективного гражданского права относительно спорного земельного участка.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью “Хлебопродукты“ отказать.
2. Расходы по госпошлине отнести на заявителя.
3. Решение может быть обжаловано:
- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);
- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).
Судья
Г.Г.ШАТИНА