Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.06.2008 по делу N А26-7932/2007 С арендодателя взыскана задолженность по оплате затрат арендатора по воспроизводству лесов за 2007 год, так как из федерального бюджета в 2007 году бюджету РК выделялись субвенции на реализацию полномочий в области лесных отношений, однако арендодатель необходимые средства на оплату выполненных арендатором работ по воспроизводству лесов не запросил у уполномоченных органов и оплату не произвел.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 27 июня 2008 г. по делу N А26-7932/2007

Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2008 года. Полный текст решения изготовлен 27 июня 2008 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Репиной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фарисеевой О.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску закрытого акционерного общества “Шуялес“ к Государственному учреждению Республики Карелия “Пряжинское центральное лесничество“

3-и лица: 1) Министерство финансов Республики Карелия, 2) Министерство лесного комплекса Республики Карелия.

о взыскании 1355183. 85 руб.

при участии в заседании:

от истца - Фофанова В.А. - юрисконсульта, действующего на основании доверенности от 02.07.07

от ответчика - Буевича А.И. - директора, действующего на основании
приказа от 01.07.06 N 45лс, удостоверения от 28.05.07 N 78

от третьих лиц: 1) Балашовой Л.Г. - специалиста 1-й категории, действующей на основании доверенности от 20.07.07, удостоверения N 125/2 от 23.07.07, 2) Сухановой М.Б. - ведущего специалиста, действующей на основании доверенности от 24.01.08 N 10-1

установил:

закрытое акционерное общество “Шуялес“ (далее - арендатор, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия к Государственному учреждению Республики Карелия “Пряжинский лесхоз“ (далее - арендодатель, ответчик) с иском о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1 355 183.85 руб.

Исковые требования обоснованы ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 61, 62, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, условиями договора на аренду участков лесного фонда.

Определением от 13.03.08 удовлетворено ходатайство истца об уменьшении суммы иска до 1 353 185.87 руб.

Определением от 13.03.08 в соответствии со ст. 48 АПК РФ произведена замена ответчика ГУ РК “Пряжинский лесхоз“ на его правопреемника - ГУ РК “Пряжинское центральное лесничество“.

Указанным судебным актом также удовлетворено ходатайство сторон о привлечении к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Республики Карелия и Министерства лесного комплекса Республики Карелия.

В судебном заседании 27.05.08 истец заявил ходатайство об изменении правового основания иска, свои требования обосновал ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации и условиями договора аренды участков лесного фонда (т. 2 л.д. 14-18). На основании ч. 1 ст. 49 АПК РФ суд удовлетворил данное ходатайство.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, пояснил следующие обстоятельства: 01.11.03 между сторонами заключен договор на аренду участков лесного фонда, в соответствии с п. 4.1 которого
арендатор ежегодно выполняет лесохозяйственные работы, обеспечивающие комплексное использование и воспроизводство лесных ресурсов в объемах, предусмотренных материалами лесоустройства и договором аренды, затраты арендатора по воспроизводству лесов обязан оплачивать арендодатель за счет бюджета Республики Карелия по мере поступления бюджетных средств (п. 5.2.5); в течение 2007 года ЗАО “Шуялес“ выполнило лесохозяйственные работы в объемах, согласованных с ответчиком, и понесло затраты в размере 1 355 183.85 руб., что подтверждается актами приема-сдачи выполненных работ, на основании которых истец выставил счет N 1272 от 01.11.07, данный счет ГУ РК “ Пряжинский лесхоз“ не оплатило, пояснив, что в соответствии с п. 2 ст. 62 Лесного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 01.01.07, работы по воспроизводству лесов осуществляются арендаторами за свой счет.

Ответчик требования не признал, возражения изложил в отзыве (л.д. 68-69), в судебном заседании его представитель пояснил, что п. 11.3 договора аренды участков лесного фонда предусмотрено освобождение арендодателя от ответственности перед арендатором при отсутствии финансирования или непоступлении в полном объеме средств бюджета Республики Карелия для оплаты работ по воспроизводству лесов; из сводного производственно-финансового плана на 2007 год усматривается, что лесхоз по экономической статье расходов 226 “Прочие услуги“ денежных средств из бюджета республики на возмещение затрат арендатора на воспроизводство лесов не получал, считает, что с 01.01.07 работы по воспроизводству лесов должны осуществляться арендаторами за свой счет.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 183 имеет дату 16 июля 2007, а не 6 июля 2007.

Министерство финансов РК правовую позицию изложило в отзыве, его представитель в судебном заседании в удовлетворении требований просит отказать по
следующим основаниям: согласно ст. 62 Лесного кодекса РФ, п. 4 Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 6 июля 2007 г. N 183, лесовосстановление обеспечивается на лесных участках, предоставленных в аренду арендаторами; Федеральным законом “О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации“ установлено, что договоры аренды должны быть приведены в соответствие его нормам, в том числе требованиям статьи 62 Лесного кодекса РФ, до 1 января 2009 года; в пункте 2 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04 октября 2007 г. N 258, обязанность по принятию мер по приведению договоров в соответствие с требованиями закона, возложена на лиц, использующих соответствующие участки, т.е. на арендаторов; на основании статьи 62 Лесного кодекса РФ в соответствии с пунктом 10.1.9. договора аренды 01.11.2003 года ГУ РК “Пряжинское центральное лесничество“ протоколом-соглашением по ежегодным объемам работ по лесному хозяйству и условиям их финансирования внесло изменения в договор от 01.11.2003 года, однако, ЗАО “Шуялес“ без достаточных на то оснований отказалось подписать указанный протокол-соглашение; статья 1102 Гражданского кодекса РФ не может быть применена к данным правоотношениям, поскольку они вытекают из договора аренды; в 2007 году Республике Карелия на реализацию полномочий в области лесных отношений из федерального бюджета было выделено 340.1 млн. руб., из которых использовано 271.5 млн. руб., распределение федеральных субвенций находится в компетенции ГК РК по лесу, с 2008 года - Министерства лесного комплекса РК.

Министерство
лесного комплекса РК правовую позицию изложило в пояснениях по иску, в судебном заседании его представитель пояснила, что в 2007 году финансирование из бюджета Республики Карелия для оплаты работ по воспроизводству лесов, произведенных арендаторами, предусмотрено не было, денежные средства на счет ГУ РК “Пряжинский лесхоз“ на данные цели не поступали, т.к. в соответствии с Лесным кодексом РФ указанные работы должны осуществляться за счет средств арендаторов, следовательно, ответчик не несет ответственности перед истцом за неисполнение обязанности по оплате работ по воспроизводству лесов; представила справку о распределении федеральных субвенций между получателями в 2007 году, из которой усматривается, что лесхозам из средств федерального бюджета, предусмотренных Республике Карелия в виде субвенций на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений в 2007 году выделено 142 820. 9 тыс. руб., из них ГУ РК “Пряжинский лесхоз“ - 5 162. 4 тыс. руб., указанные средства были направлены ответчиком на финансирование затрат по заготовке лесных семян и содержание лесохозяйственного аппарата лесхоза.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, третьих лиц, суд установил следующие обстоятельства.

Между ФГУ “Пряжинский лесхоз“ (в настоящее время - ГУ РК “Пряжинское центральное лесничество“) и ЗАО “Шуялес“ заключен договор аренды участков лесного фонда от 01.11.2003 (т. 1 л.д. 16-20).

По условиям договора Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду участки лесного фонда на территории ФГУ “Пряжинский лесхоз“ на общей площади 157 600 га с целью заготовки древесины по главному пользованию, проведения лесохозяйственных работ в соответствии с материалами лесоустройства, проектом организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда (пункт 1.1)

Согласно пункту 2.1 договора его срок
определяется с 01 октября 2003 года до 31 декабря 2013 года. Договор зарегистрирован в установленном порядке и считается заключенным.

В соответствии с пунктом 6.2.6 договора арендатор принял на себя обязательство ежегодно выполнять лесохозяйственные, лесовосстановительные работы по воспроизводству лесов в объемах и на условиях, которые установлены арендодателем, лесоустроительными документами и настоящим договором (Приложение N 6).

В свою очередь ответчик обязался оплачивать затраты арендатора по воспроизводству лесов за счет бюджета Республики Карелия. Оплата затрат по воспроизводству лесов производится по мере поступления бюджетных средств на лицевой счет Арендодателя из бюджета Республики Карелия (пункт 5.2.5).

Условия договора соответствуют положениям статьи 90 Лесного Кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 (далее - ЛК РФ 1997 г.).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ положения вновь принятого Лесного кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Согласно статье 1 указанного Закона Лесной кодекс РФ введен в действие с 01.01.2007.

Статьей 4 Вводного закона установлено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009 года.

Как следует из материалов дела, договор аренды не приведен в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

С учетом изложенного,
суд не принимает доводы ответчика и третьих лиц о применении к правоотношениям сторон пункта 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006.

Договор на аренду участков лесного фонда, являясь возмездной сделкой, содержит взаимные обязательства сторон и подлежит исполнению в порядке и на условиях, установленных договором.

В соответствии со ст. ст. 307, 309 Гражданского Кодекса РФ обязательства сторон по договору аренды должны исполняться надлежащим образом, в том числе и в отношении исполнения обязательств по оплате затрат арендатора по проведению лесохозяйственных и лесовосстановительных работ, установленных пунктом 5.2.5 договора.

В материалах дела имеются акты приемки выполненных лесохозяйственных работ за период с июня по октябрь 2007 года, которые свидетельствуют о том, что со стороны истца обязательства, предусмотренные пунктом 6.2.6 договора, выполнены надлежащим образом. На основании данных актов лесхозу были выставлены счета на общую сумму 1 353 185.87 руб.

Факт выполнения работ и объем работ на указанную сумму ответчиком не оспаривается. Данное обстоятельство в соответствии с ч. 3 ст. 70 АПК РФ зафиксировано подписью представителей сторон в протоколе судебного заседания (т. 2, л.д. 35).

Ответчик свои обязательства по договору не исполнил, оплату выполненных работ не произвел, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Исходя из обязанности Арендодателя оплатить затраты Арендатора по выполненным работам, в порядке, предусмотренном пунктом 5.2.5 договора, а именно, по мере поступления бюджетных средств из бюджета Республики Карелия, суд исследовал вопрос о поступлении указанных средств из бюджета Республики Карелия и субвенций на эти цели из федерального бюджета.

Из материалов дела и пояснений сторон усматривается, что в 2007 году ответчик, принимая работы от Арендатора, не запросил
необходимые средства из бюджета Республики Карелия, ссылаясь на принятый Лесной кодекс Российской Федерации (т. 2 л.д. 35).

Согласно справке Министерства финансов Республики Карелия в 2007 году Республике Карелия на реализацию полномочий в области лесных отношений из федерального бюджета были перечислены средства в сумме 340,1 млн. руб., из которых было использовано только 271,5 млн. руб. Распределение федеральных субвенций между получателями в 2007 году находилось в компетенции Государственного комитета Республики Карелия по лесу, с 2008 года - Министерства лесного комплекса Республики Карелия. Кроме средств федерального бюджета, учреждения лесного хозяйства производили расходы за счет доходов, получаемых от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности. В 2007 году расходы, произведенные за счет указанных доходов, составили 381, 5 млн. руб. (т. 2 л.д. 12).

Неиспользованные в 2007 году субвенции, выделенные из федерального бюджета, были направлены на увеличение объема бюджетных ассигнований на 2008 год (приказ Минфина РК от 31.01.08. N 22) (т. 2 л.д. 26-32).

Из заключения отдела экономики и финансов Министерства лесного комплекса РК следует, что ГУ РК “Пряжинский лесхоз“ было выделено 5 162.4 тыс. руб., которые направлены на финансирование затрат по заготовке лесных семян и содержание лесохозяйственного аппарата лесхоза (т. 2 л.д. 10)

Таким образом, судом установлено, что в 2007 году из федерального бюджета бюджету Республики Карелия выделялись субвенции на реализацию полномочий в области лесных отношений, однако, ответчик в нарушение условий договора аренды, необходимые средства на оплату, выполненных Арендатором работ по воспроизводству лесов не запросил у уполномоченных органов и оплату не произвел.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования заявлены обоснованно, подтверждены материалами дела и
подлежат удовлетворению в полном объеме.

Расходы по уплате государственной пошлины на основании ст. 110 АПК РФ суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Исковые требования закрытого акционерного общества “Шуялес“ удовлетворить полностью.

Взыскать с государственного учреждения Республики Карелия “Пряжинское центральное лесничество“ в пользу закрытого акционерного общества “Шуялес“ 1 353 185 руб. 87 коп. - сумму задолженности за работы по воспроизводству лесов за 2007 год, произведенные в соответствии с договором аренды от 01.11.2003 г., и 18 265 руб. 92 коп. - расходы по государственной пошлине.

2. Истцу возвратить из федерального бюджета госпошлину в сумме 92 руб. 34 коп., излишне уплаченную платежным поручением N 2429 24.12.07 г.

3. Исполнительный лист и справку выдать после вступления решения в законную силу.

4. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

Л.А.РЕПИНА