Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2008 N 09АП-12923/2008-АК по делу N А40-29658/08-148-341 Заявление о признании недействительным постановления таможенного органа о привлечении к ответственности за представление недействительных документов заявителем при декларировании товара удовлетворено правомерно, так как представленные в таможенный орган санитарно-эпидемиологические заключения не отвечают критериям недействительности, установленным в КоАП РФ, и могли послужить основанием для неприменения установленных законодательством РФ запретов и ограничений.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2008 г. N 09АП-12923/2008-АК

Дело N А40-29658/08-148-341

Резолютивная часть постановления объявлена 20.11.2008

Постановление изготовлено в полном объеме 26.11.2008

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Веклича Б.С.

Судей: Якутова Э.В., Пронниковой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Халиной Ю.В.

при участии:

от заявителя: Шоркина М.Г. по доверенности от 07.05.2008, удостоверение N 5927;

от заинтересованного лица: Москаленко М.О. по доверенности от 22.09.2008, паспорт;

от третьего лица: не явился, извещен.

Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Московской южной таможни

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.08.2008 по делу N А40-29658/08-148-341,

судьи Нариманидзе Н.А.

по заявлению ООО “РЕНОВА“

к Московской южной таможне

третье лицо: ООО “Санта“

о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

решением
Арбитражного суда г. Москвы от 25.08.2008, принятым по данному делу, удовлетворено заявление ООО “РЕНОВА“ о признании незаконными и отмене постановления Московской южной таможни от 13.05.2008 по делу об административном правонарушении N 10124000-115/2008.

Суд мотивировал свои выводы отсутствием законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.

Заинтересованное лицо не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указало, что судом неправильно применены нормы материального права и сделаны выводы не соответствующие обстоятельствам дела. Податель апелляционной жалобы указал, что ООО “Ренова“ не предприняло всех необходимых мер по проверке документов, представляемых в таможенный орган для надлежащего таможенного оформления товара. Считает, что привлечение заявителя к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ является правомерным.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель заявителя просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что действительность санитарно-эпидемиологического заключения не зависит ни от лица, перемещающего товар, ни от номера контракта и срока его действия. Указал на отсутствие в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.

Представитель ООО “Санта“, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва с учетом пояснений заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Как
следует из материалов дела, 21.11.2007 на Михайловский таможенный пост Московской южной таможни в адрес ООО “Санта“ поступил товар “конфеты фруктовые “Блок глюкоза“, поставленный по контракту от 01.09.2007 N 20/2007, заключенному с поставщиком “Dr.A.&L.SCHMIDGALL“.

23.11.2007 таможенным брокером ООО “РЕНОВА“ от имени декларанта ООО “Санта“ на основании договора от 01.01.2004 N 10100/0156/1-04-044 подана таможенная декларация N 10124070/231107/0005259 для помещения указанного товара в таможенный режим - “для внутреннего потребления“.

В целях подтверждения соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, при таможенном оформлении представлены санитарно-эпидемиологические заключения (далее - СЭЗ) N 77.01.16.912.П.016410.03.07 от 13.03.2007, 50.99.01.912.П.032039.12.05 от 30.12.2005, 50.99.08.912.П.05957.02.5 от 24.02.2005, сведения о которых указаны в графе 44 ГТД. При этом в графе “изготовленная в соответствии“ в СЭЗ N 77.01.16.912.П.016410.03.07 от 13.03.2007, 50.99.01.912.П.032039.12.05 от 30.12.2005 указан контракт N 19/2005 от 01.09.2005, в СЭЗ N 50.99.08.912.П.05957.02.5 от 24.02.2005 указан контракт N 16/2004 от 01.11.2004, то есть не тот контракт, в рамках которого осуществлялось декларирование товара.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения Московской южной таможней 28.03.2008 в отношении ООО “РЕНОВА“ дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

28.04.2008 Московской южной таможней в отношении ООО “РЕНОВА“ составлен протокол N 10124000-115/2008 об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении таможней вынесено оспариваемое постановление от 13.05.2008 N 10124000-115/2008, которым ООО “РЕНОВА“ привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть
3 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а не часть 3 статьи 6.2.

Частью 3 ст. 6.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Согласно примечанию 2 к ст. 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Толкование этой нормы свидетельствует о том, что административная ответственность за недостоверное декларирование применяется в случае, если заявленные при декларировании недостоверные сведения о товарах и (или) транспортных средствах или представленные недействительные документы могли послужить основанием для неприменения установленных законодательством запретов и (или) ограничений.

Подача таможенной декларации, как установлено ст. 131 Таможенного кодекса РФ, должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения. При декларировании товаров представляются основные документы, в том числе, разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В соответствии со ст. 149 Таможенного кодекса РФ одним из оснований выпуска товара, является представление в таможенный орган лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой
деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 16 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, а не статья 6.

В силу ст. 6 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Указанная продукция допускается к ввозу на территорию Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам.

Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что товар, ввозимый на территорию Российской Федерации по контракту 01.09.2007 N 20/2007, аналогичный (идентичный) товару указанному в СЭЗ N 77.01.16.912.П.016410.03.07 от 13.03.2007, 50.99.01.912.П.032039.12.05 от 30.12.2005, 50.99.08.912.П.05957.02.5 от 24.02.2005, которые были предоставлены Обществом для оформления на таможне ввозимого товара. Об аналогичности товара, указанного в СЭЗ, свидетельствуют обстоятельства такие как: один и тот же производитель, та же технология производства и состав товара (продукции), идентичное содержание контрактов купли-продажи - качество товаров, идентичные наименования товара в спецификациях, наименование товара в контракте купли-продажи и СЭЗ, длящиеся контрактные отношения сторон.

Таможенный орган необоснованно утверждает, что товар, изготовленный и поставленный по контракту от 01.09.2007 N 20/2007, отличен от товара по контрактам, указанным в СЭЗ, а, следовательно, испытаний на соответствие санитарным правилам не проходил.

По правилам, установленным законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, органы Роспотребнадзора и Ростеста осуществляют анализ образцов продукции на основании заявленных технических условий завода-изготовителя. Выданные на образцы продукции СЭЗ распространяются на аналогичную образцам продукцию того же изготовителя,
и СЭЗ может быть использовано любым участником ВЭД по своему внешнеторговому контракту при поставках аналогичной продукции того же производителя (Распорядительный документ ФТС N 6-73/15247 от 24.04.2007).

В соответствии с положениями Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ под санитарно-эпидемиологическим заключением понимается документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам продукции, а не продукции в рамках конкретного контракта.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 10 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, а не пункт 9.

Согласно п. 9 Порядка проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224, контракт (договор) или сведения о контракте (договоре) на поставку продукции представляется лишь в случае необходимости. Обязательными же документами являются документы организации-изготовителя, по которым осуществляется изготовление импортной продукции, документы, выданные уполномоченными органами страны происхождения продукции, подтверждающие ее безопасность для человека, протоколы испытаний (при их наличии), образцы продукции в количестве, необходимом для экспертизы, акт отбора проб и образцов, техническое описание продукции нормативные и технические документы.

В силу п. 2.3.4 Инструкции по заполнению бланка санитарно-эпидемиологического заключения на производство, применение (использование и реализацию новых видов продукции; продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, утвержденной Министерством здравоохранения 20.10.2000 и п. 10 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных оценок, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224, зарегистрированным в Минюсте за N 9866 от 20.07.2007, в СЭЗ в графе изготовленная в соответствии“ указываются документы, содержащие технические условия изготовления товара, и
иные документы, имеющие отношения к качеству товара и его безопасности для человека.

Ввиду изложенного, представленные Обществом в таможенный орган санитарно-эпидемиологические заключения не отвечают критериям недействительности, установленным в примечании к статье 16.1 КоАП РФ, а, следовательно, могли послужить основанием для неприменения установленных законодательством запретов и (или) ограничений.

Основываясь на анализе правильно установленных обстоятельств, представленных сторонами доказательств и действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Московской южной таможни отсутствовали законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.08.2008 по делу N А40-29658/08-148-341 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:

Б.С.ВЕКЛИЧ

Судьи:

Э.В.ЯКУТОВ

Е.В.ПРОННИКОВА