Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.06.2008 по делу N А26-1902/2008 Поскольку у заявителя отсутствует возможность иным способом констатировать объемы фактически выловленных водных биологических ресурсов, учитывая, что сведения о данных объемах необходимы для подготовки документов, связанных с участием в распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов, судом установлен факт освоения (вылова) обществом собственными (арендованными) судами объектов водных биологических ресурсов в соответствующем объеме.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯИменем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 июня 2008 г. по делу N А26-1902/2008
Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2008 года. Полный текст решения изготовлен 18 июня 2008 года.
Арбитражный суд Республики Карелия
в составе:
судьи Тойвонена И.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Беломорская база переработки и лова рыбы“
об установлении факта, имеющего юридическое значение
при участии
от заявителя - Кузьминой Т.А., по доверенности от 09.01.2008 г., Чиркова С.А., по доверенности от 09.01.2008 г.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью “Беломорская база переработки и лова рыбы“ (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, в котором просило установить факт наличия у ЗАО “Беломорская база переработки и лова рыбы“ (правопреемник - ООО “Беломорская база переработки и лова рыбы“) возможности вылова и фактического вылова собственными судами видов объектов водных биологических ресурсов за период 2004-2007 г.г., в частности объемов вылова рыбопродукции - сельди НЭЗ, путассу НЭЗ, окуня моря Ирмингера, скумбрии НЕАФК и скумбрии ФЭЗ.
В обоснование заявления об установлении юридического факта заявитель ссылался на невозможность иным способом констатировать объемы фактически выловленных водных биологических ресурсов, указывая, что сведения о данных объемах необходимы обществу для подготовки документов, связанных с участием в распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов на период с 2009 по 2018 г. г., с учетом требований, установленных Федеральным законом “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов“ и требований, предъявляемых соответствующей комиссией по определению долей, закрепляемых за российскими заявителями.
В предварительном судебном заседании 02.06.2008 г. представители заявителя поддержали доводы, изложенные в заявлении, при этом в письменной форме представили уточненную редакцию заявления, в рамках которого просили установить факт того, что правопредшественник общества в лице ЗАО “Беломорская база переработки и лова рыбы“ фактически выловило собственными судами виды объектов водных биоресурсов за период 2004-2007 г.г. в соответствующих объемах, указанных в заявлении. Уточненное требование общества было судом на основании статьи 49 АПК РФ принято к рассмотрению.
Представители заявителя в заседании 02.06.2008 г. дали пояснения по представленным в дело доказательствам, указав, что спора о праве в отношении устанавливаемого факта не имеется, тогда как данный факт имеет юридическое значение для заявителя ввиду возникновения права на закрепление долей на вылов объектов водных биоресурсов. Представители общества указали, что все фактические данные об объемах выловленных водных биоресурсов соответствуют действительности и подтверждены необходимыми документами, в том числе и документами первичного учета, а также справками специализированной организации - Мурманского регионального центра отраслевой системы мониторинга - филиала ФГУП “Национальные рыбные ресурсы“ Государственного комитета РФ по рыболовству. Представители общества пояснили, что на период 2004-2007 г.г. ЗАО “Беломорская база переработки и лова рыбы“ Протоколом межведомственной комиссии по определению долей вылова биоресурсов были выделены соответствующие доли, однако обществу в дальнейшем было необоснованно отказано в заключении договоров на закрепление выделенных долей, незаконность данного отказа был установлена вступившими в законную силу судебными актами арбитражного суда. Между тем, поскольку договор не был заключен, общество не имело самостоятельной доли (квоты) на вылов биоресурсов и не может в настоящее время представить соответствующую статистическую справку N 1-п (рыба), в связи с чем обществу формально может быть отказано в выделении квоты на последующий период. Представители общества указали, что имея возможность вылова биоресурсов на собственных и арендованных судах в 2004-2007 г.г., общество осуществляло указанный вылов, о чем имеется документальное подтверждение. Представители заявителя просил заявление удовлетворить.
В ходе проверки представленных обществом в материалы дела доказательств и сведений в заседании 02.06.2008 г. возник ряд вопросов, требующих дополнительной изучения, в связи с чем суд отложил судебное слушание на 16.06.2008 г.
В судебном заседании 16.06.2008 г. представители общества заявили ходатайство об уточнении предмета требований, просили установить факт освоения (вылова) собственными (арендованными) судами ЗАО “Беломорская база переработки и лова рыбы“ (правопреемник - ООО “Беломорская база переработки и лова рыбы“) видов объектов водных биологических ресурсов (сельди НЭЗ, путассу НЭЗ, окуня моря Ирмингера, скумбрии НЕАФК, скумбрии ФЭЗ) в соответствующих объемах, указанных в заявлении, за период 2004-2007 г.г.
Заявление общества об уточнении предмета требований на основании статьи 49 АПК РФ было судом удовлетворено.
Представители общества в полном объеме заявление поддержали, дали дополнительные пояснения и представили ряд дополнительных документов.
Заслушав представителей общества, исследовав представленные материалы и документы, в том числе и оригиналы соответствующих документов, суд усмотрел наличие оснований для удовлетворения заявления общества, исходя из следующего.
В силу требований, установленных законом (статьи 217, 219, 221 АПК РФ), по делам об установлении юридических фактов необходимо установить, не связывается ли установление данного факта с последующим разрешением спора о праве, не предусмотрен ли законом иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов, имеется ли сам факт, порождающий юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с учетом отсутствия у заявителя возможности получить необходимые документы, удостоверяющие данный факт.
ООО “Беломорская база переработки и лова рыбы“, являясь правопреемником ЗАО “Беломорская база переработки и лова рыбы“ обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит установить факт освоения (вылова) собственными (арендованными) судами ЗАО “Беломорская база переработки и лова рыбы“ (правопреемник - ООО “Беломорская база переработки и лова рыбы“) видов объектов водных биологических ресурсов (сельди НЭЗ, путассу НЭЗ, окуня моря Ирмингера, скумбрии НЕАФК, скумбрии ФЭЗ) в соответствующих объемах за период 2004-2007 г.г.
В январе 2004 года ЗАО “Беломорская база переработки и лова рыбы“ на основании Протокола N 12 Межведомственной комиссии по определению долей, закрепляемых за российскими заявителями по объектам и районам промысла (добычи) водных биологических ресурсов (созданной на основании приказа Государственного Комитета РФ по рыболовству от 28.11.2003 г.), была выделена соответствующая квота на вылов (добычу) рыбы различных видов (окуня моря Ирмингера, сельди норвежской экономической зоны (НЭЗ), скумбрии зоны рыболовной юрисдикции Фарерских островов, путассу норвежской экономической зоны, скумбрии зоны действия конвенции НЕАФК). Указанная Комиссия осуществляла свою деятельность на основании Постановления Правительства РФ N 704 от 20.11.2003 г. “О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов“, при этом от заявителей, претендующих на получение квоты, требовалось представление перечня соответствующих документов.
Между тем, в дальнейшем, с обществом не был заключен договор о закреплении долей, Федеральное агентство по рыболовству фактически отказало в заключении данного договора (перерасчете и закреплении долей), что лишило общество возможности вылова вышеназванных водных биоресурсов на основании собственной квоты. Несмотря на признание в судебном порядке бездействия Федерального агентства по рыболовству в отношении общества незаконным, что получило подтверждение в соответствующих судебных актах арбитражного суда (дело N А40-4651/05-84-3), самостоятельной квоты на добычу (вылов) водных биоресурсов по вышеуказанным видам общество в период 2004-2007 г.г. реализовать не могло.
В соответствии с Федеральным законом от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов“ (статья 31) промышленные квоты и прибрежные квоты, а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов распределяются между лицами, указанными в статьях 19 и 20 данного закона, путем заключения с ними договоров о закреплении долей квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на десять лет на основании данных рыбохозяйственного реестра об объеме добытых (выловленных) такими лицами водных биоресурсов за четыре года, предшествующие расчетному году. В свою очередь, порядок распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов должен был устанавливаться Правительством РФ.
В настоящее время ООО “Беломорская база переработки и лова рыбы“ претендует на участие в распределении квот на вылов водных биоресурсов на период с 2009 по 2018 г. г., в связи с чем обществу необходимо представить уполномоченному по распределению квот органу пакет документов, в числе которых должны быть представлены сведения об объеме выловленных (добытых) водных биоресурсов за предшествующие четыре года, т.е. за период с 2004-2007 г.г. Указанные сведения надлежит представить по установленной форме, с учетом наличия сведений федерального государственного статистического наблюдения (форма N 1-п (рыба), утвержденная Федеральной службой государственной статистики). Обращения общества в территориальный орган названной службы статистики не дали положительного результата, в силу того, что данный орган, указал на невозможность предоставления таких сведений по причине их отсутствия. Таким образом, заявитель по существу лишен в настоящее время возможности получить и констатировать официальные сведения об объемах добытых (выловленных) биоресурсов за 2004-2007 г.г., несмотря на то обстоятельство, что общество фактически осуществляло деятельность по вылову биоресурсов путем использования собственных и арендованных судов, при наличии договоров и соглашений с лицами, имеющими соответствующие квоты и разрешения на вылов.
В материалы дела со стороны заявителя представлены сведения и информация, указывающая на то, что в период 2004-2007 г.г. ЗАО “Беломорская база переработки и лова рыбы“ первоначально на собственных судах (судно М-0021 “Семен Лапшенков“ и судно М-0366 “Оленино“), а впоследствии после их отчуждения на тех же судах на условиях аренды осуществляло добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе и сельди НЭЗ, путассу НЭЗ, окуня моря Ирмингера, скумбрии НЕАФК, скумбрии ФЭЗ, что подтверждается первичными документами рыбопромыслового учета (промысловыми журналами по каждому судну за вышеназванный период, а также данными Мурманского регионального центра отраслевой системы мониторинга - Мурманского филиала федерального государственного унитарного предприятия “Национальные рыбные ресурсы“ (л.д. 31-36, т. 1, л.д. 97-98, т. 2). Указанные сведения были получены на основании судовых суточных донесений, предоставленных с отраслевую систему мониторинга. Кроме того, помимо данных о добыче объемов биоресурсов определенных видов, заявителем представлены надлежащие сведения и доказательства, подтверждающие правомочность владения вышеуказанными судами в период 2004-2007 г.г. как на условиях правомочий собственника (л.д. 39-44, т. 1), так и на условиях аренды (л.д. 73-86, т. 1), а также представлены договора и соглашения с рядом хозяйствующих субъектов, с учетом ведения совместной деятельности по добыче биоресурсов. В отношении двух вышеназванных рыбопромысловых судов в период 2004-2007 г. г. со стороны управомоченных органов выдавались соответствующие разрешения на ведение рыбного промысла (л.д. 91-145, т. 1). Все представленные в материалы дела сведения и доказательства были судом исследованы и проверены, а также обозревались оригиналы правоустанавливающих документов непосредственно в судебном заседании.
На основании изложенного, суд полагает, что заявитель представил необходимый объем информации и доказательств, подтверждающих сведения об объемах выловленных водных биоресурсов за период с 2004-2007 г.г., указанных в уточненном заявлении.
Суд считает, что в рассматриваемом случае не возникло спора о праве, устанавливаемый юридический факт об объемах выловленных водных биоресурсов порождает для заявителя юридические последствия в сфере предпринимательской деятельности, при этом констатация в судебном акте названного факта не нарушает интересов иных лиц и не противоречит смыслу и положениям главы 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ, определяющей порядок рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Поскольку перечень фактов, которые могут быть установлены в порядке особого производства в рамках применения главы 27 АПК РФ не носит исчерпывающий характер, суд полагает правомерным заявление общества и подлежащим удовлетворению.
Расходы по госпошлине за рассмотрение заявления, суд, с учетом согласия общества, оставляет за заявителем.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявление удовлетворить. Установить факт освоения (вылова) собственными (арендованными) судами закрытого акционерного общества “Беломорская база переработки и лова рыбы“ (правопреемник - общество с ограниченной ответственностью “Беломорская база переработки и лова рыбы“) следующих видов объектов водных биологических ресурсов в соответствующем объеме:
- Сельдь НЭЗ: 2004 год - 1 478, 3 тонн, 2005 год - 2 934, 7 тонн, 2006 год - 3 309,9 тонн, 2007 год - 2 781,85 тонн;
- Путассу НЭЗ: 2004 год - 1 264,2 тонн, 2005 год - 499,9 тонн, 2006 год - 392,1 тонн, 2007 год - 452,3 тонн;
- Окунь моря Ирмингера: 2004 год - 723,8 тонн, 2005 год - 795,776 тонн, 2006 год - 1 025,1 тонн, 2007 год - 738,7 тонн;
- Скумбрия НЕАФК: 2005 год - 926,9 тонн, 2006 год - 955,1 тонн, 2007 год - 408, 2 тонн;
- Скумбрия ФЭЗ: 2005 год - 117, 8 тонн, 2006 год - 51,7 тонн, 2007 год - 189,8 тонн.
2. Расходы по госпошлине за рассмотрение заявления оставить за заявителем.
3. Решение может быть обжаловано:
- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);
- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).
Судья
И.Ю.ТОЙВОНЕН