Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.05.2008 по делу N А26-1900/2008 Поскольку уклонение органа местного самоуправления от подготовки и утверждения проектов границ земельных участков не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, заявление о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления полежит удовлетворению.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯИменем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 мая 2008 г. по делу N А26-1900/2008
Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2008 года. Полный текст решения изготовлен 21 мая 2008 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Яковлев В.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сергеенко Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью “Региональная инвестиционная компания“
к Администрации г. Петрозаводска,
третье лицо - Министерство природных ресурсов Республики Карелия,
о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
при участии в заседании:
от заявителя - Федичева А.С., доверенность в деле,
от ответчика - Крупица О.В., доверенность в деле,
от третьего лица - Погосян А.А., доверенность в деле,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью “Региональная инвестиционная компания“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации г. Петрозаводска (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выраженное в уклонении от принятия решения об утверждении проектов границ четырех земельных участков для размещения двух гостевых парковок и двух трансформаторных подстанций контейнерного типа по ул. Софьи Ковалевской в г. Петрозаводске, как не соответствующего требованиям пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушающего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В качестве восстановления нарушенного права Общество просит обязать Администрацию принять решение об утверждении проекта границ названных земельных участков.
Протокольным определением суда от 06 мая 2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов Республики Карелия.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что Общество 29 августа 2007 года в соответствии со статьей 29 и пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось с заявлением о выделении земельных участков к уполномоченному на то органу - Министерству природных ресурсов Республики Карелия (далее - Министерство). Министерство 03.09.2007 направило заявление Общества и планы земельных участков в Администрацию для подготовки и утверждения их границ. Письмом от 27.11.2007 Администрация сообщила Министерству и заявителю о возможности размещения на указанных Обществом земельных участках гостевых автостоянок и трансформаторных подстанций и о продолжении работы по подготовке проектов их границ.
Однако в нарушение пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации Администрация в месячный срок не утвердила и не выдала заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, тем самым нарушив права Общества по в сфере хозяйственной деятельности.
Представитель ответчика требования заявителя не признала, обосновав свои возражения тем, что Общество не может быть заявителем по настоящему делу, поскольку не обращалось в Администрацию с соответствующим заявлением об утверждении проекта границ. Работа по подготовке границ земельных участков продолжается на основании обращения Министерства, однако данная работа до настоящего времени не завершена в связи с большим объемом работ и недостатка у ответчика сотрудников для ее выполнения в установленные сроки.
Представитель третьего лица поддержала позицию заявителя, пояснив, что Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность заинтересованного лица обращаться в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении границ земельного участка. Заявитель в соответствии с положениями земельного законодательства обратился с заявлением о выделении земельных участков в уполномоченный орган, то есть в Министерство. Министерство в соответствии со статьей 29 и пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ обратилось в Администрацию с просьбой подготовить и утвердить границы земельного участка. Уклонение Администрации от принятия решения по утверждению границ земельных участков нарушает права и законные интересы заявителя и препятствует Министерству принять решение о выделении Обществу названных земельных участков в установленные сроки.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Постановлением Главы самоуправления г. Петрозаводска от 30.09.2005 N 2385 Обществу предварительно согласовано место размещения квартала индивидуальных жилых домов в районе ул. Софьи Ковалевской в г. Петрозаводске на земельном участке площадью 40 000 кв. м, утвержден акт выбора земельного участка и земельный участок передан в аренду заявителю.
Постановлением Главы местного самоуправления от 09.02.2007 N 306 утвержден проект указанного выше земельного участка. Земельный участок передан Обществу в аренду сроком на 3 года для проектирования и строительства квартала индивидуальных жилых домов.
29 августа 2007 года Общество обратилось в Министерство с заявлением о выделении дополнительных четырех земельных участка общей площадью 300 кв. м по адресу: г. Петрозаводск, ул. Софьи Ковалевской под благоустройство территории для организации гостевых парковок и модульных трансформаторных подстанций контейнерного типа, необходимых при строительстве квартала индивидуальной жилой застройки в районе ул. Софьи Ковалевской. К заявлению были приложены копия ситуационного плана застройки квартала индивидуальных жилых домов и копия плана с указанием запрашиваемых земельных участков.
Письмом от 03.09.2007 N ВМ-21/7187 Министерство направило в адрес Администрации указанное выше заявление Общества, а также обратилась с просьбой подготовить и утвердить границы земельных участков.
Письмом от 27.11.2007 N 04-12-620 Администрация уведомила Министерство и Общество о том, что считает возможным предоставление Обществу запрашиваемых земельных участков, и работа по подготовке их границ будет продолжена.
Поскольку до настоящего времени Администрацией не подготовлены и не утверждены границы указанных земельных участков, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, как не соответствующим требованиям пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оценив обстоятельства дела, суд считает требования заявителя законными и обоснованными.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
В силу пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Положения о Министерстве природных ресурсов Республики Карелия Министерство осуществляет управление и распоряжение государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, а также земельными участками в Петрозаводском городском округе.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам в г. Петрозаводске определен Административным регламентом Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по распоряжению земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденном Приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия от 23.05.2007 N 226 и согласованным с Администрацией города Петрозаводска 21.05.2007 (далее - Регламент).
Пунктом 36 Регламента установлено, что порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Незастроенные земельные участки предоставляются заинтересованным лицам для целей, не связанных со строительством, в соответствии с документами территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий, в том числе для размещения временных сооружений.
В соответствии с пунктом 38 Регламента лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельного участка в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление (по форме согласно приложению 7 к Регламенту).
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Заявление регистрируется в день его подачи заявителем. В течение трех дней с момента регистрации заявления Министерство предлагает заявителю обратиться в администрацию города Петрозаводска с заявлением об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка и определении его разрешенного использования или обращается само за изготовлением указанных документов. К обращению Министерства прилагаются заявление заинтересованного лица и приложенные к заявлению документы.
Администрация города Петрозаводска в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка, его утверждение и направляет заявителю.
В данном случае заявитель в полном соответствии с положениями пункта 2 статьи 34 и пунктом 38 Регламента 29 августа 2007 года обратился в Министерство с заявлением о предоставлении четырех земельных участков, приложив к заявлению все необходимые документы.
Министерство также в соответствии с пунктом 38 Регламента 03 сентября 2007 года обратилось в администрацию города Петрозаводска с заявлением об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка и определении его разрешенного использования.
Исходя из положений пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 38 регламента Администрация была обязана в месячный срок, то есть не позднее 04 октября 2007 года, изготовить проекты границ земельных участков, утвердить их и направить заявителю, либо в Министерство.
При этом указанными нормами действующего законодательства не предусмотрено права органа местного самоуправления на уклонение от изготовления и утверждения проекта границ земельного участка, а также на приостановление либо отложение выполнения возложенных на него законом обязанностей.
Данные требования земельного законодательства ответчиком не исполнены до настоящего времени, что расценивается судом как неисполнение возложенных на ответчика законом обязанностей, то есть незаконное бездействие.
В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что заявитель обратился в Министерство за получением указанных земельных участков в целях обеспечения строительства жилых домов, разрешение на строительство которых ему выдано Администрацией 29 декабря 2007 года. Уклонение Администрации от утверждения границ земельных участков препятствует заявителю в их получении, установлению трансформаторных подстанций, обустройству гостевых автостоянок, то есть препятствует выполнению строительных работ, следовательно, нарушает интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Уклонение ответчика от принятия решения об утверждении или об отказе в утверждении границ земельных участков не только препятствует возможности осуществления заявителем хозяйственной деятельности, но и лишает его возможности обжаловать отказ Администрации от утверждения границ в установленном порядке.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В данном случае заявитель представил исчерпывающие доказательства несоответствия бездействия органа местного самоуправления положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Регламента и нарушения прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Вместе с тем ответчик не представил относимых и допустимых доказательств в обоснование своих возражений по заявленным требованиям. В судебном заседании ответчик признал, что не принял настоящее время решение по заявлению Общества об утверждении границ земельных участков в связи с большим объемом работы и недостаточностью количества сотрудников, однако данные обстоятельства не предусмотрены законодательством в качестве освобождения органа местного самоуправления от исполнения своих обязанностей.
Суд отклоняет доводы ответчика о том, что Общества является ненадлежащим заявителем по настоящему делу.
Как установлено в судебном заседании, Общество, в полном соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Регламента, обратилось с заявлением о выделении земельных участков в уполномоченный орган - Министерство. Министерство также в соответствии с Регламентом направило заявление Общества в Администрацию. Администрацией получено заявление Общества, о чем свидетельствует письмо Администрации в адрес Министерства и Общества от 27.11.2007 N 04-12-620 (л.д. 15) в котором прямо указано, что ответчиком рассмотрено обращение Общества о предоставлении дополнительных земельных участков.
Уклонение ответчика от подготовки и утверждения проектов границ земельных участков нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности именно Общества, а не Министерства.
При таких обстоятельствах, суд считает бездействие Администрации, выраженное в уклонении от принятия решения об утверждении Обществу проектов границ четырех земельных участков для размещения двух гостевых парковок и двух трансформаторных подстанций контейнерного типа по ул. Софьи Ковалевской в г. Петрозаводске не соответствующим требованиям пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и подлежащим признанию незаконным.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Судебные расходы подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие Администрации г. Петрозаводска, выраженное в уклонении от принятия решения об утверждении Обществу с ограниченной ответственностью “Региональная инвестиционная компания“ проекта границ четырех земельных участков по предварительному адресу: г. Петрозаводск, ул. Софьи Ковалевской, как не соответствующее требованиям статей 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
2. Обязать Администрацию г. Петрозаводска в течение 15 дней со дня вынесения настоящего решения принять решение об утверждении либо об отказе в утверждении Обществу с ограниченной ответственностью “Региональная инвестиционная компания“ проекта границ четырех земельных участков по предварительному адресу: г. Петрозаводск, ул. Софьи Ковалевской.
3. Взыскать с Администрации г. Петрозаводска в пользу Общества с ограниченной ответственностью “Региональная инвестиционная компания“ госпошлину в сумме 2 000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 01 апреля 2008 года N 25.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
4. Решение полежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано:
- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);
- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).
Судья
В.В.ЯКОВЛЕВ