Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.05.2008 по делу N А26-1909/2008 В связи с отсутствием существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и ущерба интересам должника, кредиторов и общества, наличием объективных причин для непроведения собраний кредиторов в установленный срок, а также отсутствием фактов совершения однородного административного правонарушения, за совершение которого лицо уже подвергалось наказанию, суд приходит к выводу о малозначительности совершенного правонарушения, освобождает арбитражного управляющего от административной ответственности и ограничивается устным замечанием.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 мая 2008 г. по делу N А26-1909/2008

Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2008 года. Полный текст решения изготовлен 19 мая 2008 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Свидской А.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дементьевой Ю.О.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия

к индивидуальному предпринимателю - арбитражному управляющему обществом с ограниченной ответственностью “Пассажирские автобусные перевозки“ (далее - ООО “Пассажирские автобусные перевозки“, должник) Ф.И.О. br>
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Лариной Т.В., полномочия
подтверждены доверенностью N 27 от 23.01.2008 г. (в деле);

арбитражного управляющего Белянинова А.И., полномочия подтверждены определением от 30.10.2007 г. (в деле).

Суд

установил:

Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия (далее - регулирующий орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя - арбитражного управляющего ООО “Пассажирские автобусные перевозки“ Ф.И.О. (далее - ответчик) к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение требований законодательства о несостоятельности (банкротстве).

Требование заявителя основано на жалобе Федеральной налоговой службы, являющейся уполномоченным органом по денежным обязательствам Российской Федерации в делах о банкротстве (далее - уполномоченный орган), на действия конкурсного управляющего от 29.02.2008 г. N 2.2-24/8396 и протоколе об административном правонарушении от 31.03.2008 г. N 00061008, составленном начальником отдела Управления по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков Шевниной И.В. в отношении арбитражного управляющего ООО “Пассажирские автобусные перевозки“ Белянинова А.И., в котором зафиксированы факты невыполнения Беляниновым А.И. обязанности по предоставлению собранию кредиторов отчета о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иной информации не реже, чем один раз в месяц, если собранием кредиторов не установлен более продолжительный период или сроки для представления отчета, а также непроведения собрания кредиторов по требованию уполномоченного органа в течение трех недель с даты получения арбитражным управляющим требования о проведении собрания кредиторов.

Определением суда от 04 апреля 2008 года заявление регулирующего органа оставлено без движения. После устранения
обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения, определением суда от 09 апреля 2008 года дело по заявлению регулирующего органа назначено к рассмотрению в судебном заседании на 28 апреля 2008 года с вызовом представителей сторон. Определением суда от 28 апреля 2008 года судебное разбирательство по ходатайству заявителя отложено на 19 мая 2008 года.

В судебном заседании 19 мая 2008 года представитель заявителя поддержала заявление по изложенным в нем основаниям, пояснила, что Белянинов А.И., являясь конкурсным управляющим ООО “Пассажирские автобусные перевозки“, с даты своего утверждения на должность конкурсного управляющего должником - 30 октября 2007 года по 27 марта 2008 года не проводил собрания кредиторов и не представлял отчеты о своей деятельности, а также не провел собрания кредиторов по требованию уполномоченного органа в течение трех недель с 25 января 2008 года - даты получения им требования уполномоченного органа о проведении собрания кредиторов. Полагает, что данные обстоятельства являются нарушением требований пункта 3 статьи 14 и пункта 1 статьи 143 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ и составом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ. На уточняющие вопросы суда пояснила, что права должника, кредиторов и иных лиц непроведением собрания не нарушены, поскольку документов для его проведения у конкурсного управляющего не было, сведений о причиненном бездействием арбитражного управляющего вреде и негативных последствиях для лиц, участвующих в деле о банкротстве, не имеется. Также представитель заявителя сообщила суду о том, что арбитражный управляющий Белянинов А.И. ранее к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ не привлекался.

Ответчик представил суду акт приема-передачи
документов и печати от 24.03.2008 г. N 24, копии выписки из амбулаторной карты Государственного учреждения здравоохранения (далее - ГУЗ) “Госпиталь для ветеранов войн“ от 14.05.2008 г., справки учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы от 12.01.2000 г. и удостоверения Серии I-Б N 084060, которые при отсутствии возражений заявителя приобщены судом к материалам дела. Арбитражный управляющий возражал против требования заявителя в связи с тем, что все документы связанные с конкурсным производством были ему переданы только 24 марта 2008 года, после чего 27 марта 2008 года им проведено собрание кредиторов, на которое уполномоченный орган не явился, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте его проведения. Ответчик полагает, что его действиями в качестве конкурсного управляющего не были нарушены права и законные интересы заинтересованных лиц, поскольку проведение собраний без документов, а именно, бухгалтерской и налоговой отчетности, банковских документов, отчетов предыдущего конкурсного управляющего, было нецелесообразно и повлекло бы дополнительные затраты конкурсного производства. Ответчик просил учесть также то, что с 13 февраля 2008 года проходил диспансерное наблюдение у специалистов ГУЗ “Госпиталь для ветеранов войн“, что подтверждается представленными в материалы дела справками и выпиской, в связи с данным обстоятельством не мог провести внеочередное собрание кредиторов по требованию уполномоченного органа. Арбитражный управляющий считает свои действия разумными и добросовестными, направленными на защиту интересов должника, кредиторов и общества, не отрицая фактов нарушения периодичности проведения собраний кредиторов ООО “Пассажирские автобусные перевозки“ в период конкурсного производства и непроведения внеочередного собрания по требованию уполномоченного органа, просил учесть вышеуказанные обстоятельства в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность.

Заслушав представителя заявителя и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд установил
следующие обстоятельства.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 20 апреля 2007 года по делу N А26-7081/2006-182 ООО “Пассажирские автобусные перевозки“ признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком до 20 апреля 2008 года (л.д. 22-23), определением суда от 07 мая 2007 года конкурсным управляющим утвержден Пирогов А.Г., определением суда от 30 октября 2007 года Пирогов А.Г. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должником, конкурсным управляющим утвержден Белянинов А.И. (л.д. 24-25). Определением суда от 14 мая 2008 года срок конкурсного производства продлен до 20 июля 2008 года.

04 марта 2008 года в регулирующий орган поступил а жалоба Федеральной налоговой службы о том, что конкурсный управляющий Белянинов А.И. в нарушение пункта 1 статьи 143 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ с даты своего утверждения на должность конкурсного управляющего должником - 30 октября 2007 года по 27 марта 2008 года не проводил собрания кредиторов и не представлял отчеты о своей деятельности, а также не провел внеочередное собрание кредиторов по требованию уполномоченного органа о проведении
собрания кредиторов от 23.01.2008 г. N 2.2-24/2201 (л.д. 27).

07 марта 2008 года регулирующий орган направил Белянинову А.И. письмом N 04-05/1252 (л.д. 28) уведомление о проведении проверки деятельности арбитражного управляющего, в котором указано время проведения проверки с 20 марта по 02 апреля 2008 года, а также срок до 20.03.2008 г. для предоставления документов согласно заявке, предложено дать мотивированное объяснение по изложенным в заявлении уполномоченного органа фактам.

26 марта 2008 года в регулирующий орган поступили объяснения Белянинова А.И., в которых арбитражный управляющий ссылается на то, что собрание кредиторов проведено 27 марта 2008 года, после передачи конкурсному управляющему 24 марта 2008 года документов должника предыдущим конкурсным управляющим, полагает, что его действия являются добросовестными и соответствующими нормам закона (л.д. 30).

31 марта 2008 года начальником отдела Управления по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков Шевниной И.В. в присутствии предпринимателя Белянинова А.И. составлен протокол об административном правонарушении N 00061008 (л.д. 13-16), согласно которому конкурсный управляющий ООО “Пассажирские автобусные перевозки“ в нарушение требований пункта 3 статьи 14 и пункта 1 статьи 143 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ не проводил с установленной законом периодичностью собрания кредиторов должника, не представлял отчеты о ходе конкурсного производства и не провел внеочередного собрания кредиторов. Протокол об административном правонарушении предпринимателем подписан (л.д. 16). В пояснениях в протоколе Белянинов А.И. указал на добросовестность своих действий в качестве конкурсного управляющего, а также на непроведение внеочередного собрания кредиторов в феврале 2008 года по причине ухудшения здоровья, о чем имеется запись в амбулаторной карте.

Согласно части 2 статьи 28.3 КоАП
РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных в области банкротства и финансового оздоровления.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации “О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих“ от 03.02.2005 г. N 52 регулирующим органом является Федеральная регистрационная служба. Пунктом 1 Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. N 1315, установлено, что Федеральная регистрационная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочих функций контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Согласно подпункту 17 пункта 6 указанного Положения, Федеральная регистрационная служба в соответствии с Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)“ в качестве регулирующего органа: осуществляет контроль за соблюдением саморегулируемыми организациями федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность; проводит в установленном порядке проверки деятельности саморегулируемых организаций; обращается в установленном порядке в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего или саморегулируемой организации к административной ответственности.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.03.2005 г. N 22 (зарегистрирован в Минюсте РФ 28.03.2005 г. N 6440) утвержден Перечень должностных лиц Федеральной регистрационной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Приказом Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия от 16.01.2008 г. N
7/1 утвержден перечень должностных лиц Управления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в который входит начальник отдела по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков - Шевнина И.В. (л.д. 18-19).

Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего Белянинова А.И. составлен должностным лицом Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия в пределах предоставленных ему полномочий.

В соответствии с частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Согласно части второй названной нормы, в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении в отношении ответчика составлен 31.03.2008 г., в то время как правонарушение выявлено заявителем - 04.03.2008 г. (получена жалоба уполномоченного органа), то есть протокол составлен с нарушением сроков, установленных статьей 28.5 КоАП РФ.

Учитывая, что форма протокола об административном правонарушении соответствует требованиям, установленным статьей 28.2 КоАП РФ, все необходимые сведения, подлежащие отражению в протоколе имеются, права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, арбитражному управляющему разъяснены, копия протокола вручена, протокол вынесен в пределах срока давности, установленного частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ, а также правовую позицию, изложенную в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ от 24.03.2005 г. N 5 о том, что нарушение установленного
статьей 28.8 КоАП РФ срока составления протокола является несущественным недостатком, поскольку этот срок не является пресекательным, суд при оценке допущенного административным органом нарушения срока составления протокола приходит к выводу о том, что данное нарушение не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что должностное лицо, к которым относятся и индивидуальные предприниматели, подлежит привлечению к административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, если законом не установлено иное.

Белянинов Алексей Иванович включен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 305100100600166 (л.д. 32) и является арбитражным управляющим.

В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

В силу пунктов 1, 4 - 6 статьи 24 и пункта 2 статьи 129 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ арбитражный управляющий должен исполнять установленные настоящим законом обязанности.

Пунктом 1
статьи 143 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ установлена обязанность конкурсного управляющего представлять собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в месяц, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета.

Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ собрание кредиторов по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов проводится арбитражным управляющим не позднее чем в течение трех недель с даты получения арбитражным управляющим требования комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов о проведении собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

Таким образом, конкурсный управляющий Белянинов А.И. был обязан по собственной инициативе проводить собрания кредиторов для предоставления им отчета о своей деятельности, а также провести внеочередное собрание кредиторов в течение трех недель с момента получения требования о его проведении.

Материалами дела подтверждается, что с 30 октября 2007 года (даты утверждения конкурсного управляющего) по 27 марта 2008 года (дату проведения собрания кредиторов) Белянинов А.И. не проводил собрания кредиторов должника, а также в течение трех недель с 25 января 2008 года (даты получения требования уполномоченного органа о проведении внеочередного собрания кредиторов л.д. 37) не провел внеочередного собрания кредиторов по требованию уполномоченного органа, тем самым совершив административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего Белянинова А.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Вместе с тем суд учитывает то, что невыполнение обязанностей по проведению ежемесячных собраний кредиторов и внеочередного собрания кредиторов по требованию уполномоченного органа вызвано объективными причинами, а именно тем, что вновь утвержденному конкурсному управляющему ООО “Пассажирские автобусные перевозки“ Белянинову А.И. были поздно переданы документы должника от предыдущего конкурсного управляющего Пирогова А.Г. (24 марта 2008 года): реестр требований кредиторов должника, отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности, результатах конкурсного производства и использовании денежных средств должника, бухгалтерская, налоговая и иная отчетность, а также банковские документы за 2006-2007 г. г., судебные акты Арбитражного суда Республики Карелия.

Суд установил, что арбитражный управляющий Белянинов А.И. не имел реальной возможности провести в установленный законом срок собрания кредиторов, в том числе по требованию уполномоченного органа, с представлением отчета о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе в ходе конкурсного производства, а также иной информации. Проведение собраний кредиторов могло иметь место без представления надлежащей информации о ходе конкурсного производства, то есть носило бы формальный характер. Собрание кредиторов было проведено после получения от предыдущего конкурсного управляющего всех необходимых и достаточных документов должника (27 марта 2008 года).

Также суд учитывает в качестве смягчающего ответственность обстоятельства нахождение ответчика на диспансерном наблюдении с 13.02.2008 г. в ГУЗ “Госпиталь для ветеранов войн“ (л.д. 17, представленные в судебное заседание копии справки и выписки). Поскольку в соответствии с пунктом 7 статьи 24 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ полномочия утвержденного арбитражным судом арбитражного управляющего, возложенные лично на него в соответствии с настоящим Федеральным законом, не могут быть переданы иным лицам, то проведение внеочередного собрания в период нахождения на лечении было затруднено по объективным причинам.

С учетом того, что регулирующим органом не установлено фактов нарушения ответчиком прав лиц, участвующих в деле о банкротстве, и иных лиц, причинения им ущерба и иного вреда, а также того, что проведение очередных собраний кредиторов без необходимых и достаточных для их проведения документов могло повлечь дополнительные расходы конкурсного производства, суд пришел к выводу, что права и законные интересы кредиторов поздним проведением собрания кредиторов арбитражным управляющим Беляниновым А.И. не нарушены.

Кроме того, последствия невыполнения арбитражным управляющим требования уполномоченного органа о проведении собрания кредиторов в порядке пункта 3 статьи 14 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ предусмотрены пунктом 5 статьи 12 указанного закона: в этом случае лица, требовавшие проведения собрания кредиторов, вправе его провести своими силами.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ от 02.06.2004 г. N 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, которая определяется с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий. Суд не усматривает в действиях арбитражного управляющего пренебрежительного отношения к формальным требованиям публичного порядка в сфере государственного управления, поскольку действиями арбитражного управляющего сохранялся баланс интересов должника, кредиторов и общества, касающийся имущества должника, так как проведение четырех дополнительных собраний кредиторов в отсутствие надлежащих документов увеличило бы расходы конкурсного производства без положительного результата. Следовательно, учитывая конкретные обстоятельства дела, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и ущерба интересам должника, кредиторов и общества, наличие объективных причин для непроведения собраний кредиторов в установленный законом срок, а также отсутствие фактов совершения ответчиком однородного административного правонарушения, за совершение которого лицо уже подвергалось административному наказанию, суд приходит к выводу о малозначительности совершенного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

На основании изложенного, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения суд освобождает Белянинова А.И. от административной ответственности и ограничивается устным замечанием.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия отказать.

2. Освободить арбитражного управляющего обществом с ограниченной ответственностью “Пассажирские автобусные перевозки“ Ф.И.О. зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 305100100600166, от административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и ограничиться устным замечанием.

3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург), а также в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

А.С.СВИДСКАЯ