Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 13.10.2008 по делу N А41-16498/08 Заявление о признании недействительным постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники удовлетворено, так как в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 октября 2008 г. по делу N А41-16498/08

06 октября 2008 г. объявлена резолютивная часть решения

13 октября 2008 г. решение изготовлено в полном объеме

Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Б.

протокол судебного заседания вел судья Б.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью “Кондор“

к Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по г. Красногорску

об оспаривании постановления

при участии в заседании

от заявителя: К. - ген. директор

от заинтересованного лица: не явился, извещен

установил:

ООО “Кондор“ (далее - также заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Красногорску (далее
- также заинтересованное лицо, ИФНС РФ по г. Красногорску, налоговая инспекция) о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности N 319-08 от 28.07.2008 г.

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал. Заявитель пояснил, что налоговая инспекция привлекла Общество к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники (далее - ККТ). В обоснование своих доводов заявитель ссылался на неправомерность его привлечения к административной ответственности, поскольку ООО “Кондор“ при осуществлении наличных денежных расчетов применяет билеты, которые являются бланками строгой отчетности.

ИФНС РФ по г. Красногорску своего представителя в судебное заседание не направила, отзыв не представила.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 210 АПК РФ в отсутствие заинтересованного лица, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания.

Из пояснений заявителя и материалов дела следует, что ООО “Кондор“ осуществляет регулярные рейсовые пассажирские перевозки микроавтобусами по маршруту следования N 496 от станции “Нахабино“ (Красногорский район) до станции метро “Тушинская“, что подтверждается схемой маршрута движения автобуса.

21.07.2008 г. налоговой инспекцией составлен акт N 50240800588 проверки применения ККТ при проезде по маршруту N 496 (л.д. 7).

Согласно акту, при проезде уплачены денежные средства за двоих пассажиров в соответствии с тарифом. При этом ККТ не была применена по причине ее отсутствия в автобусе. При расчете были выданы проездные билеты.

Акт составлен в присутствии водителя М.

21.07.2008 г. ИФНС РФ по г. Красногорску вынесено определение о возбуждении в отношении ООО “Кондор“ дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 8).

22.07.2008 г. налоговой инспекцией получены объяснения от водителя М. Согласно объяснениям, при расчетах за проезд, водитель выдал проездные билеты в соответствии с установленным тарифом (л.д. 9).

22.07.2008
г. в присутствии генерального директора К. в отношении ООО “Кондор“, налоговой инспекцией составлен протокол об административном правонарушении N 319-08 о нарушении Обществом п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (л.д. 6).

В протоколе генеральный директор ООО “Кондор“ объяснил, что при работе (наличных денежных расчетах) выдаются проездные билеты, соответствующие по форме бланкам строгой отчетности.

28.07.2008 г. ИФНС РФ по г. Красногорску, при участии генерального директора ООО “Кондор“, вынесено постановление N 319-08 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде взыскания штрафа в размере 30000 рублей (л.д. 5).

Заявитель не согласен с данным постановлением, обжаловав его в судебном порядке.

Исследовав материалы дела, установив в полном объеме обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ установлена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

Согласно протоколу об административном правонарушении, ООО “Кондор“ нарушен п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон).

В соответствии с требованиями данной нормы Закона контрольно-кассовая техника, включенная в
Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

При этом согласно п. 2 ст. 2 Закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Таким образом, Закон предусматривает возможность осуществления организациями наличных денежных расчетов без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

ООО “Кондор“ осуществляет деятельность в виде пассажирских перевозок по маршруту постоянного сообщения, утвержденному в установленном порядке.

Перевозка пассажиров является одним из видов услуг, предоставляемых населению, и может осуществляться без применения ККТ при условии использования бланков строгой отчетности.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 г. N 359 “О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники“ утверждено соответствующее Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее документы).

Необходимые для бланка строгой отчетности реквизиты установлены в п. 3 Положения, а именно:
наименование документа, организационно-правовая форма организации и ее название, шестизначный номер документа, ИНН организации, вид услуги, ее стоимость, дата расчета.

При этом п. 4 Положения также устанавливает, что бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем. Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

В судебном заседании заявитель представил на обозрение суда билеты, выдаваемые ООО “Кондор“ за предоставление услуг по перевозке пассажиров по маршруту N 496.

Копия билетов приобщена к материалам дела (л.д. 32).

Также заявитель пояснил, что выдаваемые билеты учитываются в ежедневном путевом листе и отчете контролера, где указываются номера выданных билетов, их стоимость и сумма полученных денежных средств. В подтверждение суду представлена копия путевого листа и отчета контролера, которые приобщены к материалам дела.

На основании данных документов, Общество ведет бухгалтерскую отчетность и осуществляет расчеты по налогам и сборам.

Данные билеты отвечают по форме требованиям, предъявляемым к бланкам строгой отчетности, установленным Постановлением Правительства РФ N 359 от 06.05.2008 г.

Материалами дела подтверждается, что заявитель, осуществляя наличные денежные расчеты при предоставлении услуг населению (пассажирские перевозки), выдавал указанные билеты.

Привлекая ООО “Кондор“ к ответственности, ИФНС РФ по г. Красногорску данное обстоятельство не было учтено.

Статья 14.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за оказание услуг без применения ККТ в установленных законом случаях.

В настоящем случае, законодательство предусматривает возможность не применять ККТ, при обязательном выполнении определенных условий, а именно: предоставление услуг и использование бланков строгой отчетности.

ООО “Кондор“ исполнило данные требования законодательства,
в связи с чем его действия не образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 169, 211 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Красногорску N 319-08 от 28.07.2008 г. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью “Кондор“, расположенного по адресу: 143430, Московская область, Красногорский район, п. Нахабино, ул. Совпартшкола, стр. 2, к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.