Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.10.2008 по делу N А40-44267/08-152-396 В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия уполномоченного органа, выразившегося в уклонении от принятия решения о продаже в собственность земельного участка, отказано, поскольку заявителем не представлены доказательства, подтверждающие, что ответчиком совершено оспариваемое бездействие.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 8 октября 2008 г. по делу N А40-44267/08-152-396

Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2008 г.

Полный текст решения изготовлен 08 октября 2008 г.

Арбитражный суд в составе:

Судьи Р.

Единолично

При ведении протокола судьей Р.

Рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО “Рестром“

к Префекту СЗАО г. Москвы

3-е лицо: Департамент земельных ресурсов г. Москвы

О признании незаконным бездействия

с участием

от заявителя: М.М., дов. от 14.12.2006 г.

от ответчиков: П., дов. от 25.08.2008 г., М.Е., дов. от 09.07.2008 г.

от 3-го лица: не явился, извещен

установил:

ОАО “Рестром“ обратилось в суд с требованием к Префекту СЗАО г. Москвы о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия решения
о продаже в собственность ОАО “Рестром“ земельного участка, кадастровый номер N 77-08-10011-010, площадью 1469,4 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, проспект Маршала Жукова, д. 41, корп. 1, и об обязании ответчика подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, кадастровый номер N 77-08-10011-010, площадью 1469,4 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, проспект Маршала Жукова, д. 41, корп. 1, и направить его в трехнедельный срок в адрес ОАО “Рестром“.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что оспариваемое бездействие нарушает нормы статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также права и законные интересы заявителя.

Ответчик заявленные требования не признал по доводам, изложенным в отзыве, сославшись на то, что в настоящее время подготовлен и направлен в адрес заявителя проект распоряжения префекта “О предоставлении в собственность открытому акционерному обществу “Рестром“ земельного участка по адресу: проспект Маршала Жукова, владение 41, корпус 1“. Также указывает и на то обстоятельство, что подготовка и оформление договора купли-продажи земельных участков является компетенцией Департамента земельных ресурсов.

Третье лицо - Департамент земельных ресурсов г. Москвы заявленные требования не признал, по доводам, изложенным в отзыве, сославшись на то, что проект распорядительного документа подготовлен и направлен в адрес Общества.

Третье лицо - Департамент земельных ресурсов г. Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения спора судом надлежаще извещен, заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Суд, с учетом мнения сторон, пришел к выводу о возможности рассмотрения спора в отсутствие его надлежаще извещенного представителя.

Выслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению
по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, ОАО “Рестром“ является собственником отдельно стоящего здания площадью 2342,3 кв. метра, расположенного по адресу: г. Москва, проспект Маршала Жукова, дом 41 корпус 1 (свидетельство о государственной регистрации права серия 77 АЖ N 037962 от 13 июня 2007 г.).

Указанное здание расположено на земельном участке, арендованном Заявителем по договору N М-08-009480 от 29 июля 1997 г., участок (08-01-436), кадастровый N 77-08-10011-010, площадь земельного участка - 1469,4 кв. метра (земельное дело N 80100436).

Срок аренды данного земельного участка установлен в 10 лет с даты регистрации в Москомземе, т.е. до 29 июля 2007 г.

Учитывая, что срок аренды земельного участка истекает в 2007 г., ОАО “Рестром“, письмом N 8 от 6 февраля 2007 г., обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с просьбой решить вопрос о продаже данного земельного участка в собственность.

Предварительно по этому вопросу ОАО “Рестром“ представило все необходимые документы в ТОРЗ Северо-Западного административного округа Департамента земельных ресурсов г. Москвы, что подтверждается письмами N 43 от 25.09.2006 г., N 48 от 18.10.2006 г., N 7 от 06.02.2007 г.

Право на предоставление ОАО “Рестром“ земельного участка в собственность, закреплено ст. 36 Земельного кодекса РФ, а также Постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 г. N 431-1111.

Статьей 29 Земельного кодекса РФ установлено, что представление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Статьей 36 Земельного кодекса РФ определено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного
самоуправления, в месячный срок со дня поступления заявления принимает решения о предоставлении земельного участка в собственность.

Порядок продажи земельных участков в г. Москве установлен Постановлением Правительства г. Москвы от 27 июня 2006 года N 431-ПП “О передаче земельных участков на территории г. Москвы в частную собственность“.

В соответствии с пунктом 3 указанного постановления Департамент земельных ресурсов г. Москвы в соответствии с утвержденным данным постановлением порядком осуществляет:

- прием и рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц.

- сбор необходимых документов и материалов для принятия решений о предоставлении земельных участков.

- подготовка проектов решений о предоставлении земельных участков в частную собственность.

Порядок передачи в собственность земельных участков собственниками зданий, строений, сооружений, утвержденный постановлением N 431-1111, регламентирует все стадии подготовки, проверки документов для принятия решения о передаче земельного участка в собственность, включая заключение договора купли-продажи земельного участка.

Учитывая требования Земельного кодекса РФ и Постановления Правительства г. Москвы N 431-ПП ОАО “Рестром“ 26 сентября 2006 года подало соответствующую заявку в территориальное объединение регулирования землепользования СЗАО г. Москвы.

В процессе проверки и подготовки документов, необходимых для формирования дела и принятия решения о передаче земельного участка в собственность ОАО “Рестром“. Департаментом земельных ресурсов г. Москвы была проведена работа по формированию земельного дела по настоящему земельному участку.

14 августа 2007 года Территориальное объединение регулирования землепользования СЗАО г. Москвы письмом N 33-1-1490/7-(17)-1 проинформировало ОАО “Рестром“ о ходе работы по формированию землеустроительного дела.

Письмом N 33-1-1490/7-(17)-1 от 14 ноября 2007 года Департамент земельных ресурсов г. Москвы сообщил ОАО “Рестром“ о том, что Территориальным управлением Департамента земельных ресурсов по СЗАО в установленном порядке с учетом полученных заключений сформировало землеустроительное дело
по нашему земельному участку.

Кроме того, Департамент земельных ресурсов г. Москвы указанным письмом сообщает, что вопрос передачи ОАО “Рестром“ в собственность земельного участка будет рассмотрен на ближайшем заседании имущественно-земельной комиссии СЗАО.

Заявитель полагает, что ответчиком не принято решение о передаче земельного участка расположенного по адресу: г. Москва, проспект Маршала Жукова, дом 41 корпус 1, поскольку имущественно-земельная комиссия СЗАО не является органом государственной власти и местного самоуправления и не вправе принимать решения о передаче земельных участков в собственность землепользователей. В этой связи ответ и.о. Префекта СЗАО г. Москвы от 18 июня 2008 года не основан на законе.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в заявлении о признании решений и действий (бездействия) незаконными должны быть, в частности, указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым решением и действием (бездействием).

В соответствии с абзацем 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.

В совместном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
01.07.96 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“, в частности в абзаце втором пункта 1 установлено следующее: “если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным“.

Следовательно, для признания недействительными ненормативных актов необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие обжалуемых актов закону и наличие нарушения прав заявителя.

В нарушение указанных норм заявителем не представлены доказательства подтверждающие, что ответчиком совершено оспариваемое бездействие, а наоборот заявление Общество прошло все необходимые стадии для подготовки проекта распоряжении Префекта.

Префектура СЗАО г. Москвы является территориальным органом исполнительной власти города Москвы, полномочия Префектуры СЗАО г. Москвы в том числе в области земельно-правовых отношений определены Положением о префектуре административного округа, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 03.12.2002 года N 981-ПП (приложение N 3).

Порядок выделения земельных участков в собственность определен постановлениями Правительства Москвы от 27.06.2006 года N 431-ПП “О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность“ и от 29.05.2007 года N 411-ПП “Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2006 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2007 год“.

В соответствии с компетенцией и установленным порядком вопрос выделения ОАО “Рестром“ земельного участка в собственность был рассмотрен на заседаниях имущественно-земельной комиссии префектуры СЗАО г. Москвы 16.04.2008 года (протокол N 6) и 17.09.2008 года (протокол N 16), где принято положительное решение.

Подготовлен проект распоряжения префекта “О предоставлении
в собственность открытому акционерному обществу “Рестром“ земельного участка по адресу: проспект Маршала Жукова, владение 41, корпус 1“.

Проект распоряжения префекта с приложенным расчетом цены земельного участка отправлен заявителю с сопроводительным письмом от 01.10.2008 года N 33-5Т8-409/6-(17)-0 для согласования.

Примерная форма договора купли-продажи земельного участка утверждена постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 года N 431-ПП (приложение N 4). Подготовка и заключение договоров купли-продажи земельных участков относится к исключительной компетенции Департамента земельных ресурсов.

При изложенных выше обстоятельствах, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В судебном заседании был объявлен перерыв в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 41, 65, 110, 123, 156, 167 - 170, 176, 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления ОАО “Рестром“ о признании незаконным бездействия префекта СЗАО г. Москвы, выразившееся в уклонении от принятия решения о продаже в собственность ОАО “Рестром“ земельного участка, кадастровый N 77-08-10011-010, площадью 1469,4 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, пр-т Маршала Жукова, д. 41, к. 1, и об обязании ответчика подготовить проект договора купли-продажи земельного участка указанного выше отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.