Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.04.2008 по делу N А26-1570/2008 У административного органа отсутствовали основания для привлечения ООО, ответственное за обслуживание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, к ответственности за неисполнение обязательств по обслуживанию внутридомовых сантехнических систем, включенных в состав общего имущества многоквартирных домов, так как не было представлено соответствующих доказательств и при рассмотрении дела не проверялся вопрос о необходимости наличия радиаторов отопления в подъездах дома.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 апреля 2008 г. по делу N А26-1570/2008

Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2008 года. Полный текст решения изготовлен 22 апреля 2008 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Зинькуевой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лайтинен В.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Сегежский жилищно-коммунальный сервис“

к Государственной жилищной инспекции

о признании незаконным и отмене постановления от 11 марта 2008 года N 39

при участии директора общества с ограниченной ответственностью “Сегежский жилищно-коммунальный сервис“ Богинского В.А. (приказ N 61-к), представителя Ермохина А.В. (доверенность от 01.01.2007), ведущего специалиста Государственной жилищной инспекции Макарова А.Н. (доверенность от
02.04.08),

установил:

в Арбитражный суд Республики Карелия обратилось общество с ограниченной ответственностью “Сегежский жилищно-коммунальный сервис“ (далее - заявитель, общество, ООО “Сегежский жилищно-коммунальный сервис“) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции от 11 марта 2008 года N 39, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В обоснование заявления общество указало, что занимается только техническим обслуживанием внутридомовых санитарно-технических систем, включенных в состав общего имущества многоквартирных домов; осуществляет работы согласно перечню, который является неотъемлемой частью соглашения N 1 от 27.12.2007 г.; отсутствие отопительного оборудования в подъездах дома N 12а по ул. Карельской относится к текущему ремонту, который в перечень услуг не входит.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика в отзыве на заявление и в судебном заседании просит в удовлетворении жалобы отказать по тем основаниям, что отсутствие радиаторов отопления в доме N 12а по ул. Карельской, г. Сегежа повлекло нарушение температурно-влажного режима; поскольку ООО “Сегежский жилищно-коммунальный сервис“ взяло на себя обязательства по обслуживанию внутридомовых сантехнических систем, включенных в состав общего имущества многоквартирных домов в границах Сегежского сельского поселения, то и обязано выполнять требования законодательства, несмотря на то, что в соглашении отсутствуют отдельные виды работ по техническому обслуживанию.

В судебном заседании 15 апреля 2008 года был объявлен перерыв до 15 час 15 мин. 21 апреля 2008 года. Судебное разбирательство продолжено без участия представителя Государственной жилищной инспекции Макарова А.Н.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью “Сегежский жилищно-коммунальный сервис“ включено в Единый государственный реестр юридических лиц за
основным государственным регистрационным номером 10710320000160.

11 марта 2008 года должностным лицом Государственной жилищной инспекции в отношении общества с ограниченной ответственностью “Сегежский жилищно-коммунальный сервис“ составлен протокол N 000049 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ. В протоколе указано, что 06.03.08 г. ООО “Сегежский жилищно-коммунальный сервис“, как предприятие, ответственное за обслуживание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории Сегежского городского поселения не выполнило работы по восстановлению отопительных приборов подъездов и не обеспечило нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках жилого дома N 12а, ул. Карельская, г. Сегежа, чем нарушило пункт 3.2.2 “Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда“, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170. Поводом к составлению протокола об административном правонарушении явилась поступившая в Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия жалоба граждан, проживающих в доме N 12а по ул. Карельской. Постановлением заместителя начальника инспекции от 13 марта 2008 года N 39 общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 45 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО “Сегежский жилищно-коммунальный сервис“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.

В соответствии с положениями статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечении конкретного лица к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности для привлечения к ответственности и
иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Проверив процедуру привлечения общества к административной ответственности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В силу части 1 статьи 23.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.22 КоАП РФ, рассматривают органы государственной жилищной инспекции.

Согласно части 2 настоящей статьи рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных выше органов вправе главный государственный инспектор Российской Федерации, его заместители; государственные жилищные инспекторы Российской Федерации; руководители государственных инспекций субъектов Российской Федерации, их заместители.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Российской Федерации, пунктом 4 которого органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано по согласованию с Главной государственной жилищной инспекцией образовывать государственные жилищные инспекции территорий.

Распоряжением Главы Республики Карелия от 06.05.2003 N 216-р образована Государственная жилищная инспекция Республики Карелия, которая в настоящее время осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Приказом Государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства N 6 от 14.01.2004.

В соответствии с подпунктом “г“ пункта 5 указанного Положения Государственная жилищная инспекция Республики Карелия имеет право рассматривать дела об административных правонарушениях, проводить иные процессуальные действия в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что Государственная жилищная инспекция Республики Карелия наделена полномочиями по осуществлению государственного контроля за техническим состоянием жилищного фонда и рассмотрению дел об
административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.22 КоАП РФ.

В судебном заседании установлено, что законный представитель общества надлежащим образом был извещен административным органом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении. Все необходимые сведения, подлежащие обязательному отражению в силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе, имеются. Права привлекаемого лица, регламентированные статьей 25.1 КоАП РФ, законному представителю общества разъяснялись, копия протокола вручена. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли.

Таким образом, суд не усматривает процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества, самостоятельно влекущих признание незаконным постановления административного органа.

Статья 7.22 КоАП РФ предусматривает ответственность, в том числе, за совершение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, нарушений правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

По мнению административного органа, общество, как ответственное за обслуживание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории Сегежского городского поселения, не выполнило работы по восстановлению отопительных приборов подъездов и не обеспечило нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках жилого дома N 12а, ул. Карельская, г. Сегежа, чем нарушен пункт 3.2.2 “Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда“.

Пункт 3.2.2 Правил предусматривает, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:

исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках;

требуемое санитарное состояние лестничных клеток;

нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.

В соответствии с “Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда“ техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы
его конструкций, оборудования и технических устройств; система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов; техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров; текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

Следовательно, восстановление приборов отопления относится к текущему ремонту.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ содержание муниципального жилищного фонда относится к вопросам местного значения.

В силу статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

27 декабря 2007 года Администрация Сегежского городского поселения заключила с ООО “Сегежский жилищно-коммунальный сервис“ соглашение на обслуживание внутридомовых сантехнических сетей, включенных в состав общего имущества многоквартирных домов. Согласно пункту 1.1 предметом соглашения является оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомовых сантехнических систем и оборудования жилфонда в границах Сегежского городского поселения согласно Перечню работ по Приложению N 1, и как суд отмечает, без передачи обществу-подрядчику конкретных жилых домов. Перечень работ на 2008 год предусматривает проведение аварийного ремонта, проведение работ по подготовке внутридомовых санитарно-технических
сетей к эксплуатации, устранение неисправностей в системах холодного и горячего водоснабжения.

Кроме того, заявителем представлен протокол оперативного совещания при начальнике Государственной жилищной инспекции от 18 марта 2008 года, в котором участвовали представители Администрации Сегежского городского поселения, ООО “Сегежский жилищно-коммунальный сервис“, ООО “Энергетик“, ОАО “Сегежский жилищный трест“. В пункте 21 протокола указано, что администрации поручается решить вопрос по финансированию работ по установке радиаторов в подъездах жилого фонда.

Таким образом, на общество не возложена обязанность по проведению текущего ремонта, в том числе по восстановлению системы отопления лестничных клеток дома N 12а по ул. Карельской, г. Сегежа.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что ООО “Сегежский жилищно-коммунальный сервис“ не является субъектом правонарушения.

Кроме того, в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В данном случае административным органом в судебном заседании не представлено доказательств и при рассмотрении дела об административном правонарушении не проверялся вопрос о необходимости наличия радиаторов отопления в подъездах дома N 12а по ул. Карельская, г. Сегежа согласно техническим характеристикам инженерных внутридомовых сетей.

Следовательно, у административного органа отсутствовали основания для привлечения общества к административной
ответственности.

При таких обстоятельствах заявленные требования ООО “Сегежский жилищно-коммунальный сервис“ подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявление общества с ограниченной ответственностью “Сегежский жилищно-коммунальный сервис“ удовлетворить полностью.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Государственной жилищной инспекции от 13 марта 2008 года N 39 о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью “Сегежский жилищно-коммунальный сервис“ (место нахождения: г. Сегежа, ул. Мира, 14, основной государственный регистрационный номер 10710320000160) по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного в размере 45 000 рублей.

2. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

И.А.ЗИНЬКУЕВА