Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.08.2008 по делу N А40-30321/08-141-99 Заявление о признании незаконным решения налогового органа в части отказа в возмещении НДС удовлетворено, так как в случае помещения нефти под таможенный режим экспорта на момент совершения операции (сдачи нефти в пункте назначения) услуги общества по транспортировке нефти подлежат обложению НДС по ставке 0 процентов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 августа 2008 г. по делу N А40-30321/08-141-99

Резолютивная часть решения объявлена “18“ августа 2008 года.

Решение в полном объеме изготовлено “28“ августа 2008 года.

Арбитражный суд в составе:

Судьи Д.

протокол вел председательствующий

с участием от истца: С. по дов. N 2 от 14.01.2008 г.,
П. по дов. N 120 от 21.07.2008 г., br>от ответчика: Г. по дов. N 75 от 29.07.2008 г., уд. N 431299

рассмотрел дело по заявлению (иску) ОАО “АК “Транснефть“

к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1

о признании частично недействительными решений ответчика N 52-02-17/840 и N 52-02-17/841 от 07.04.2008 г., N 52-02-17/1013 и N
52-02-17/1014 от 22.04.2008 г., обязании ответчика возместить НДС за октябрь 2007 г. в размере 1.052.943.631 рубль в форме возврата на расчетный счет организации.

установил:

ОАО “АК “Транснефть“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительным пункта 2 резолютивной части Решения ответчика от 07.04.2008 г. N 52-02-17/841 “О возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению“, в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1 052 943 631 рубль, признании недействительными пунктов 2, 3 резолютивной части Решения ответчика от 07.04.2008 г. N 52-02-17/840 “Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“, признании недействительным пункта 2 резолютивной части Решения ответчика от 22.04.2008 г. N 52-02-17/1014 “О возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению“, признании недействительными пунктов 2, 3 резолютивной части Решения ответчика от 22.04.2008 г. N 52-02-17/1013 “Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“ и обязании Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возместить ОАО “АК “Транснефть“ налог на добавленную стоимость по налоговой декларации за октябрь 2007 года путем возврата денежных средств на банковский счет ОАО “АК “Транснефть“ в сумме 1 052 943 631 рубль.

Исковые требования мотивированы тем, что обжалуемое Решение налогового органа вынесено с нарушением норм действующего налогового законодательства. Заявитель указывает на неправомерность выводов ответчика о необходимости применения ставки 18% НДС при транспортировке экспортируемой нефти и их несоответствие требованиям Налогового кодекса, Таможенного кодекса, разъяснениям Минфина РФ, специализированным нормативно-правовым актам и правовой позиции Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации.

Ответчик против удовлетворения искового заявления возражал по мотивам, изложенным в отзыве, корреспондирующим к доводам оспариваемых ненормативных правовых актов.

Как следует из материалов дела, 20.11.2007 г. Открытое акционерное общество “Акционерная компания по транспорту нефти “Транснефть“ представило в Межрегиональную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2007 года и 03.12.2007 г. представило уточненную налоговую декларацию по НДС за октябрь 2007 года.

Декларации были представлены заявителем в Инспекцию в соответствии со ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации в электронном виде. Доставка и получение Инспекцией деклараций подтверждается квитанциями о доставке и приеме файлов отчетности.

Сумма, подлежащая возмещению за указанный налоговый период по представленной уточненной налоговой декларации, составила 1 777 908 014 руб. (строка 050 раздела 1 уточненной налоговой декларации).

В соответствии с п. 4 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации в целях подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% Общество письмом от 20.11.2007 N 17-44/15222 представило в Инспекцию соответствующие документы в количестве 4 992 листов.

Заявителем ответчику также было направлено заявление от 26.02.2008 г. N 16-44/2381 о возмещении НДС за октябрь 2007 года путем возврата денежных средств на расчетный счет.

Указанное заявление получено ответчиком 26.02.2008 г., что подтверждается штампом канцелярии Инспекции на заявлении.

Инспекцией по результатам камеральной проверки деклараций истца по НДС за октябрь 2007 года составлены Акты камеральных налоговых проверок от 28.02.2008 г. N 52-02-16/218 и от 18.03.2008 г. N 52-02-16/260, на которые заявителем были представлены в Инспекцию Возражения от 13.03.2008 г. N 16-44/3354 на Акт от 28.02.2008 г. N 52-02-16/218 и Возражения от 25.03.2008 г. N 16-44/3941 на
Акт от 18.03.2008 г. N 52-02-16/260.

По результатам рассмотрения возражений налогоплательщика и материалов налоговых проверок ответчиком были приняты: Решение от 07.04.2008 г. N 52-02-17/841 “О возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению“; Решение от 07.04.2008 г. N 52-02-17/840 “Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“; Решение от 22.04.2008 г. N 52-02-17/1014 “О возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению“; Решение от 22.04.2008 г. N 52-02-17/1013 “Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“.

В соответствии с оспариваемыми Решениями от 07.04.2008 г. N 52-02-17/841, от 22.04.2008 г. N 52-02-17/1014 “О возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость“ Обществу возмещен НДС в сумме 724 964 383 руб. и отказано в возмещении НДС в сумме 1 052 943 631 руб.

Основанием для отказа в возмещении НДС в указанной выше сумме, и принятия соответствующих решений в оспариваемой части, послужило то, что по мнению Инспекции, заявитель неправомерно отразил в декларациях НДС в сумме 1 052 943 631 руб. по приобретенным услугам, приходящимся на операции по реализации услуг Общества по транспортировке нефти, вывозимой за пределы Российской Федерации, до российских портов, так как, по мнению Инспекции, данные услуги являются транспортировкой по территории Российской Федерации, ввиду оформления временной таможенной декларации на нефть только в порту, поэтому услуги облагаются по ставке 18%, а вычеты должны включаться в декларации по другим налоговым периодам (п. 2, стр. 2 Решения от 07.04.2008 г. N 52-02-17/841, пп. 2 п. 1 стр. 2 Решения от 22.04.2008 г. N 52-02-17/1014).

По мнению заявителя, оспариваемые в части Решения Инспекции
в рамках настоящего спора приняты налоговым органом в оспариваемой части с нарушениями норм действующего налогового законодательства и не соответствуют фактическим обстоятельствам хозяйственной деятельности Общества, в связи с чем заявитель обратился в суд с настоящим иском.

Истец пояснил, что вынужден частично оспаривать решения Инспекции, вынесенные как по результатам проверки первичной, так и уточненной налоговой декларации по НДС за октябрь 2007 г., так как в более поздних решениях ответчика имеются ссылки на решения от 07.04.08 г.

Непосредственно исследовав все представленные по делу доказательства, заслушав в судебном заседании пояснения участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и находит их подлежащими удовлетворению в полном объеме исходя из следующих обстоятельств.

Как указано выше, ответчиком было отказано заявителю в возмещении НДС в сумме 1 052 943 631 руб., так как, по мнению Инспекции, Общество неправомерно отразило в декларации НДС по приобретенным услугам, приходящимся на операции по реализации услуг Общества по транспортировке нефти до российских портов, вывозимой за пределы РФ, налоговых вычетов, поскольку данные услуги являются транспортировкой по территории РФ ввиду оформления временной таможенной декларации на нефть только в порту, поэтому услуги облагаются по ставке 18%, а вычеты должны включаться в налоговые вычеты НДС, относящиеся к реализации на внутреннем рынке и в других налоговых периодах.

Непосредственно исследовав доводы ответчика в указанной части, суд пришел к выводу об их необоснованности в силу следующих обстоятельств.

Президиум ВАС РФ в Постановлениях от 20.11.2007 г. N 7205/07, от 06.11.2007 г. N 10159/07, 10160/07, 10246/07, 10249/07, 1375/07 разъяснил, что применение ставки 0% по НДС при оказании услуг по перевозке товаров Налоговый кодекс
РФ связывает с помещением товара под таможенный режим экспорта (ст. 164 НК РФ). Согласно ч. 3 ст. 157 Таможенного кодекса РФ днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом. Подпункт 2 п. 1 ст. 164 НК РФ касается работ, услуг, осуществляемых в отношении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта. Операции, предусмотренные пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0% при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.

В соответствии с изложенной позицией Президиума ВАС РФ, услуги Общества по транспортировке нефти подлежат обложению НДС по ставке 0%, так как на момент совершения операций (оказание услуг по транспортировке нефти) товар (нефть) помещена под таможенный режим экспорта, кроме того, по характеру самих операций по оказанию услуг по транспортировке экспортируемой нефти они могут совершаться только в отношении экспортных товаров.

В соответствии с пп. 23 ст. 11 ТК РФ выпуск товаров - действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом. Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом ФТС России от 11.08.2006 г. N 762, предусмотрено, что в графе “D“ комплекта ТД1 проставляются отметки, свидетельствующие о выпуске товаров. Такими отметками являются штамп “Выпуск разрешен“ и дата выпуска, которые заверяются оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа и его подписью.

Операции по оказанию услуг по транспортировке нефти совершаются с момента
приема нефти в пункте отправления и до сдачи нефти в пункте назначения. Наиболее поздним моментом совершения услуг по транспортировке нефти признается окончание совершения услуг по транспортировке нефти с момента сдачи нефти в пункте назначения.

Согласно п. 2.3.12 типового договора ОАО “АК “Транснефть“ обеспечивает сдачу нефти в пункте назначения грузополучателю с оформлением акта приема-сдачи нефти. Акты приема-сдачи нефти, оформленные в пункте назначения, подтверждают исполнение ОАО “АК “Транснефть“ обязательств по договору в части транспортировки соответствующего количества нефти. Согласно п. 12.3 Инструкции по метрологическому обеспечению учета нефти при ее транспортировке по системе магистральных нефтепроводов Р 50.2.040-2004, утвержденной Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.12.2004 г. N 125-ст, акты приема-сдачи нефти, оформленные в пункте назначения, подтверждают исполнение обязательств ОАО “АК “Транснефть“ перед грузоотправителями по транспортировке нефти.

Таким образом, суд установил, что в случае помещения нефти под таможенный режим экспорта на момент совершения операции - на момент сдачи нефти в пункте назначения, услуги Общества по транспортировке нефти подлежат обложению НДС по ставке 0%.

Представленными доказательствами (ГТД, акты о приеме-сдаче нефти в пункте отправления, акты приема-сдачи нефти в пункте назначения, маршрутные поручения, договоры об оказании услуг по транспортировке нефти) подтверждается, что нефть, транспортируемая до морских портов, помещается под таможенный режим экспорта не позднее сдачи Обществом нефти в пункте назначения.

В отношении непосредственно методики осуществления экспортных операций при транспортировке нефти на экспорт, в ходе судебного разбирательства по делу, судом установлено следующее.

Согласно маршрутному поручению N 4345/Э от 03.09.2007 года, в соответствии с Договором N 0007037 от 20.12.2006 г. и заказом N 037-451 от 21.08.2007 г. ОАО “АК “Транснефть“ произвело
транспортировку нефти в объеме 100.475 тыс. тонн нефти для ОАО “Сургутнефтегаз“ по маршруту: ОАО “Сургутнефтегаз“ - Сургут - Платина (СП) - Лазарево - Залесье (2408 км) - Ярославль 3 - НБ Приморск.

В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом ФТС России от 11.08.2006 N 762 в графе 40 “Общая декларация/предшествующий документ“ указывается регистрационный номер последнего таможенного документа, принятого таможенным органом при помещении товаров под предшествующую подаче ГТД таможенную процедуру, в том числе указывается регистрационный номер предшествующей временной таможенной декларации.

Как следует из графы 40 ГТД N 0000322 указанный товар (партия нефти) помещен под таможенный режим экспорта 18.09.2007 г.

В соответствии с Актом приема-сдачи нефти N 413 от 20.09.2007 г. ОАО “АК “Транснефть“ приняло указанную партию нефти 20.09.2007 г. в пункте отправления “Западный Сургут“ для транспортировки и сдало ее в пункте назначения Приморск в соответствии с Актами приема-сдачи нефти N 536/2 от 20.09.2007 г. и N 547/1 от 25.09.2007 г.

Таким образом, товар (нефть) помещен под таможенный режим экспорта (18.09.2007 г.) до окончания оказания услуг по транспортировке нефти (25.09.2007 г.).

Более того, товар помещен под таможенный режим экспорта еще до начала оказания услуг по транспортировке (до даты приема нефти ОАО “АК “Транснефть“ - 20.09.2007 г.).

Согласно маршрутному поручению N 4373/Э от 04.09.2007 года, в соответствии с Договором N 0007037 от 20.12.2006 г. и заказом N 037-450 от 21.08.2007 г. ОАО “АК “Транснефть“ произвело транспортировку нефти в объеме 100.475 тыс. тонн для ОАО “Сургутнефтегаз“ по маршруту: ОАО “Сургутнефтегаз“ - Сургут - Платина (СП) - Лазарево - Залесье (2408 км) -
Ярославль 3 - НБ Приморск.

Как следует из графы 40 ГТД N 0000327 указанный товар (партия нефти) помещен под таможенный режим экспорта 21.09.2007 г.

В соответствии с Актом приема-сдачи нефти N 416 от 23.09.2007 г. ОАО “АК “Транснефть“ приняло указанную партию нефти 23.09.2007 г. в пункте отправления “Западный Сургут“ для транспортировки и сдало ее в пункте назначения Приморск в соответствии с Актами приема-сдачи нефти N 544/2 от 24.08.2007 г. и N 553/1 от 29.09.2007 г.

Таким образом, товар (нефть) помещен под таможенный режим экспорта (21.09.2007 г. г.) до окончания оказания услуг по транспортировке нефти (29.09.2007 г.) и до начала оказания услуг по транспортировке (до даты приема нефти ОАО “АК “Транснефть“ - 23.09.2007 г.).

Согласно маршрутному поручению N 4190/Э от 28.08.2007 года, в соответствии с Договором N 0007037 от 20.12.2006 г. и заказом N 037-455 от 21.08.2007 г. ОАО “АК “Транснефть“ произвело транспортировку нефти в объеме 102.594 тыс. тонн для ОАО “Сургутнефтегаз“ по маршруту: ОАО “Сургутнефтегаз“ - Сургут - Платина (СП) - Лазарево - Залесье (2408 км) - Ярославль 3 - НБ Приморск.

Как следует из графы 40 ГТД N 0000282 указанный товар (партия нефти) помещен под таможенный режим экспорта 07.09.2007 г.

В соответствии с Актом приема-сдачи нефти N 399 от 10.09.2007 г. ОАО “АК “Транснефть“ приняло указанную партию нефти 10.09.2007 г. в пункте отправления “Западный Сургут“ для транспортировки и сдало ее в пункте назначения Приморск в соответствии с Актами приема-сдачи нефти N 514 от 10.09.2007 г. и N 539/1 от 22.09.2007 г.

Таким образом, товар (нефть) помещен под таможенный режим экспорта (07.09.2007 г.) до окончания оказания услуг
по транспортировке нефти (22.09.2007 г.) и до начала оказания услуг по транспортировке (до даты приема нефти ОАО “АК “Транснефть“ - 10.09.2007 г.).

Согласно маршрутному поручению N 4188/Э от 28.08.2007 года, в соответствии с Договором N 0007037 от 20.12.2006 г. и заказом N 037-449 от 21.08.2007 г. ОАО “АК “Транснефть“ произвело транспортировку нефти в объеме 145.859 тыс. тонн для ОАО “Сургутнефтегаз“ по маршруту: ОАО “Сургутнефтегаз“ - Сургут - Юргамыш - Р. Ик - 915 км - Родионовская - Тихорецк (Пер.) - НБ Шесхарис.

Как следует из графы 40 ГТД N 0000274 указанный товар (партия нефти) помещен под таможенный режим экспорта 07.09.2007 г.

В соответствии с Актом приема-сдачи нефти N 398 от 10.09.2007 г. ОАО “АК “Транснефть“ приняло указанную партию нефти 10.09.2007 г. в пункте отправления “Западный Сургут“ для транспортировки и сдало ее в пункте назначения НБ Шесхарис в соответствии с Актами приема-сдачи нефти N 322/1 от 10.09.2007 г. и N 335/1 от 22.09.2007 г.

Таким образом, товар (нефть) помещен под таможенный режим экспорта (07.09.2007 г.) до окончания оказания услуг по транспортировке нефти (22.09.2007 г.) и до начала оказания услуг по транспортировке (до даты приема нефти ОАО “АК “Транснефть“ - 10.09.2007 г.).

Согласно маршрутному поручению N 4203/Э от 28.08.2007 года, в соответствии с Договором N 0007016 от 20.12.2006 г. и заказом N 016-764 от 22.08.2007 г. ОАО “АК “Транснефть“ произвело транспортировку нефти в объеме 70.316 тыс. тонн для ОАО “НК “Роснефть“ по маршруту: ОАО “НК “Роснефть“ - Каркатеевы - Платина (СП) - Залесье (2408 км) - Ярославль 3 - НБ Приморск.

Как следует из графы 40 ГТД N 0000354 указанный товар (партия нефти) помещен под таможенный режим экспорта 31.08.2007 г.

В соответствии с Актом приема-сдачи нефти N 173 от 01.09.2007 г. ОАО “АК “Транснефть“ приняло указанную партию нефти 01.09.2007 г. в пункте отправления Каркатеевы для транспортировки и сдало ее в пункте назначения Приморск в соответствии с Актом приема-сдачи нефти N 498/2 от 03.09.2007 г.

Таким образом, товар (нефть) помещен под таможенный режим экспорта (31.08.2007 г.) до окончания оказания услуг по транспортировке нефти (03.09.2007 г.) и до начала оказания услуг по транспортировке (до даты приема нефти ОАО “АК “Транснефть“ - 01.09.2007 г.).

Согласно маршрутному поручению N 4418/Э от 05.09.2007 года, в соответствии с Договором N 0007016 от 20.12.2006 г. и заказом N 016-809 от 29.08.2007 г. ОАО “АК “Транснефть“ произвело транспортировку нефти в объеме 85.477 тыс. тонн для ОАО “НК “Роснефть“ по маршруту: ОАО “НК “Роснефть“ - Юж. Балык - Юргамыш - 915 КМ - Родионовская - Тихорецк (Пер.) - НБ Шесхарис.

Как следует из графы 40 ГТД N 0000325 указанный товар (партия нефти) помещен под таможенный режим экспорта 06.09.2007 г.

В соответствии с Актами приема-сдачи нефти N 77 от 08.09.2007 г., N 85 от 09.09.2007 г. и N 92 от 08.09.2007 г. ОАО “АК “Транснефть“ приняло указанную партию нефти 08.09.2007 г. в пункте отправления для транспортировки и сдало ее в пункте назначения Шесхарис в соответствии с Актом приема-сдачи нефти N 321/1 от 09.09.2007 г.

Таким образом, товар (нефть) помещен под таможенный режим экспорта (06.09.2007 г.) до окончания оказания услуг по транспортировке нефти (09.09.2007 г.) и до начала оказания услуг по транспортировке (до даты приема нефти ОАО “АК “Транснефть“ - 08.09.2007 г.).

На основании вышеизложенных обстоятельств, суд пришел к выводу, что из представленных доказательств следует, что нефть уже была помещена под таможенный режим экспорта на момент совершения операции по транспортировке нефти.

В ходе судебного разбирательства по делу, ответчиком не представлено суду надлежащих доказательств, опровергающих вышеуказанные выводы.

Таким образом суд установил, что в соответствии с разъяснениями Президиума ВАС РФ (Постановления от 20.11.2007 г. N 7205/07, от 06.11.2007 г. N 10159/07, 10160/07, 10246/07, 10249/07, 1375/07) указанные операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.

Наряду с изложенным, суд также отмечает, что в указанных Постановлениях Президиум ВАС РФ, разъяснил, что операции, предусмотренные пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0%, если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, в рассматриваемом случае, характер операций заявителя по транспортировке нефти на экспорт подтверждает, что указанные операции могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.

Так, транспортировка нефти трубопроводным транспортом за пределы территории РФ, в том числе с участием морского транспорта, производится в соответствии “Доступом нефтедобывающих организаций к системе магистральных нефтепроводов и терминалов в морских портах для транспортировки нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации“.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ “О естественных монополиях“ право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей).

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 г. N 284 “Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации“ до принятия соответствующего нормативного акта Правительства Российской Федерации Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации утверждает квартальные графики транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов с учетом обеспечения поставки на внутренний рынок нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов.

В соответствии с указанными полномочиями Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации ежеквартально утверждает “Доступ нефтедобывающих организаций к системе магистральных нефтепроводов и терминалов в морских портах для транспортировки нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации“, содержащий графики транспортировки нефти на экспорт с указанием грузоотправителя, тоннажа, конкретных направлений вывоза, стран назначения, морских терминалов.

Таким образом, грузоотправитель вправе сдавать нефть в систему магистральных нефтепроводов для транспортировки нефти на экспорт только в том случае, если ему разрешен доступ к системе магистральных нефтепроводов с правом вывезти на экспорт предельно допустимый объем нефти.

Согласно п. 7.1 типового договора основанием для оплаты транспортных услуг грузоотправителем является выдаваемое задание на платеж. Задание на платеж выдается истцом грузоотправителю при наличии следующих документов: месячной заявки на транспортировку нефти; заказа на транспортировку нефти; “Доступа нефтедобывающих организаций к системе магистральных нефтепроводов и терминалов в морских портах для транспортировки нефти за пределы таможенной территории РФ“.

В заказе на транспортировку соответствующей партии нефти грузоотправитель указывает количество транспортируемой нефти, маршрут транспортировки (направление вывоза нефти за пределы территории РФ).

Таким образом, ОАО “АК “Транснефть“ вправе транспортировать нефть на экспорт только тех грузоотправителей и в тех предельных объемах, которые установлены Министерством промышленности и энергетики в соответствии с “Доступом нефтедобывающих организаций к системе магистральных нефтепроводов и терминалов в морских портах для транспортировки нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации“.

Таким образом, характер операций Общества по транспортировке нефти за пределы территории РФ, а также нормативно установленный порядок осуществления таких операций подтверждает, что транспортировка нефти Обществом за пределы территории РФ может производиться только в отношении экспортных товаров.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства по делу, представитель налогоплательщика на вопрос суда пояснил, что Президиум ВАС РФ в рамках рассмотрения другого дела, в Постановлении от 20.12.2005 г. N 9252/05 разъяснил, что ОАО “АК “Транснефть“ не вправе по своему усмотрению изменять ставку НДС при оказании услуг по транспортировке нефти за пределы территории РФ и в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ обязано применять ставку НДС 0%.

В указанном деле рассматривалась законность решения Арбитражного суда ХМАО от 24.12.2004 г. по делу N А75-295/2005. В деле N А75-295/2005 рассматривался вопрос о правомерности принятия к вычету грузоотправителем ООО “СП “Ваньеганнефть“ НДС, предъявленного ОАО “АК “Транснефть“ по счетам-фактурам N 04/22/07168, 04/22/07169, 04/22/07170. В соответствии с указанными счетами-фактурами, актами выполненных работ и маршрутными поручениями транспортировка производилась до морских портов Новороссийска и Приморска.

Таким образом, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 20.12.2005 г. N 9252/05 указал, что ОАО “АК “Транснефть“ при оказании услуг по транспортировке экспортируемой нефти до морских портов обязано применять ставку НДС 0%.

Таким образом, не соответствует правовой позиции Президиума ВАС РФ довод Инспекции о необходимости обложения ОАО “АК “Транснефть“ услуг по транспортировке нефти до морских портов по ставке 18%.

Суд также отмечает, что Общество осуществляет транспортировку нефти на экспорт только в отношении экспортных товаров, кроме того, как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, при транспортировке нефти производится таможенный контроль за транспортировкой нефти с момента декларирования Обществом намерения транспортировать нефть на экспорт (с момента выпуска маршрутного поручения).

Так, в соответствии с п. 11 “Положения о приеме и движении нефти в системе магистральных нефтепроводов“, утвержденного Приказом от 05.10.1995 г. N 208 Министерства топлива и энергетики РФ, транспортировка партий нефти производится на основании маршрутных поручений, выпускаемых ОАО “АК “Транснефть“, по реальным маршрутам, соответствующим Схеме нормальных (технологических) грузопотоков нефти в системе магистральных нефтепроводов АК “Транснефть“, утверждаемой Минтопэнерго России.

“Схема нормальных (технологических) грузопотоков нефти“, утверждена Приказом Министерства топлива и энергетики РФ от 24.12.1997 г.

Приказом Министерства топлива и энергетики РФ от 31.03.2005 г. N 69 утверждены формы Актов приема-сдачи нефти (Приложения N 17, 19, 22 к Приказу от 31.03.2005 N 69). В соответствии с утвержденными формами актов, предусматривается обязательное указание в них реквизитов маршрутного поручения и договора об оказании услуг по транспортировке нефти.

Таким образом, маршрутное поручение является нормативно установленным документом, которое обязано оформлять ОАО “АК “Транснефть“ при транспортировке нефти по системе магистральных нефтепроводов, в том числе при транспортировке нефти, вывозимой за пределы территории РФ.

В соответствии с Приказом Федеральной таможенной службы от 04.05.2006 г. N 422 “О контроле документов, связанных с применением процедуры перемещения товаров трубопроводным транспортом“ в целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации и в целях повышения эффективности контроля за перемещением товаров трубопроводным транспортом на основании ст. ст. 405, 406 Таможенного кодекса Российской Федерации предписано осуществлять таможенный контроль документов и сведений, связанных с применением процедуры перемещения товаров трубопроводным транспортом, в местах нахождения непосредственно ОАО “АК “Транснефть“ должностным лицам отдела таможенного оформления и таможенного контроля N 1 (нефти и нефтепродуктов) Центральной энергетической таможни.

Согласно п. 2 Приказа ФТС от 04.05.2006 г. N 422 должностные инструкции должностных лиц ЦЭТ устанавливаются соответствующим регламентом.

Должностные лица ЦЭТ проставляют оттиск печати на маршрутных поручениях при вывозе нефти трубопроводным транспортом и морским транспортом.

В соответствии с разъяснениями Центральной энергетической таможни от 09.01.2007 г. N 01-18/4 согласно ст. 60 ТК РФ при вывозе товаров таможенное оформление товаров начинается в момент представления таможенной декларации или устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. Согласно п. 2 ст. 360 ТК РФ российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.

Согласно разъяснениям Центральной энергетической таможни от 09.01.2007 г. N 01-18/4 применительно к вывозу нефти за территорию РФ как трубопроводным транспортом, так и морским транспортом - это выпуск маршрутного поручения с оттиском печати Центральной энергетической таможни РФ. Должностное лицо отдела таможенного оформления и таможенного контроля ЦЭТ (находится непосредственно в здании ОАО “АК “Транснефть“) проставляет оттиски печати на маршрутных поручениях, оформляемых на экспорт трубопроводным и морским транспортом, тем самым, подтверждая, что товар находится под таможенным контролем.

На всех выпускаемых маршрутных поручениях по транспортировке нефти в направлении морских портов проставляется оттиск печати ЦЭТ РФ.

В соответствии с разъяснениями ЦЭТ РФ факт наличия оттиска печати на маршрутном поручении подтверждает нахождение товара (нефти) под таможенным контролем.

Таким образом, на основании вышеизложенных обстоятельств, суд установил, что еще до начала транспортировки нефти указанный товар находится под таможенным контролем.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 11 ТК РФ товары, находящиеся под таможенным контролем, - российские товары при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения таможенной границы.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 11 ТК РФ вывоз товаров с таможенной территории РФ - совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров. К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, относится сдача транспортным организациям товаров для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации.

В силу пп. 16 п. 1 ст. 11 ТК РФ перевозчиком признается лицо, осуществляющее перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение по ставке 0% производится в отношении услуг по транспортировке товаров, вывозимых за пределы территории РФ.

С момента помещения товаров под таможенный контроль все последующие действия по транспортировке товаров квалифицируются как действия по вывозу товаров за пределы территории РФ (пп. 4 п. 1 ст. 11, пп. 9 п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 14 ТК РФ).

ОАО “АК “Транснефть“ признается перевозчиком, который транспортирует нефть, находящуюся под таможенным контролем (пп. 16 п. 1 ст. 11 ТК РФ).

На основании изложенного, представленными в материалы дела доказательствами (маршрутными поручениями с оттиском печати ЦЭТ РФ) подтверждается, что все партии нефти вывозимые за пределы территории РФ в направлении российских морских портов, находятся под таможенным контролем.

Таким образом, по мнению суда, характер операций заявителя по транспортировке нефти за пределы территории РФ, а также нормативно установленный порядок осуществления таких операций подтверждает, что транспортировка нефти Обществом за пределы территории РФ может производиться только в отношении экспортных товаров.

В соответствии с разъяснениями Президиума ВАС РФ (Постановления от 20.11.2007 г. N 7205/07, от 06.11.2007 г. N 10159/07, 10160/07, 10246/07, 10249/07, 1375/07) указанные операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.

На основании“вышеизложенного, выводы Инспекции, изложенные в мотивировочной части Решений от 07.04.2008 г. N 52-02-17/841, от 07.04.2008 г. N 52-02-17/840, от 22.04.2008 г. N 52-02-17/1014, от 22.04.2008 г. N 52-02-17/1013 в части отказа в возмещении НДС в сумме 1 052 943 631 руб., суд признает незаконными по указанным выше основаниям.

Требования заявителя в части обязания ответчика произвести возмещение сумм спорного НДС в указанном выше размере в форме возврата на расчетный счет, суд также признает обоснованными и подлежащими удовлетворению в судебном порядке, поскольку в соответствии с представленным заявителем по требованию суда Актом сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 406 по состоянию на 01.07.08 г., соответствующих задолженностей, препятствующих проведению возврата сумм НДС, у налогоплательщика не имеется.

Налоговый орган ни в оспариваемых в части решениях, ни в ходе судебного разбирательства претензий к представленным истцом документам не предъявил, не указал на допущенные заявителем ошибки при расчете подлежащих возмещению сумм НДС.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 189 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие). В ходе судебного заседания представитель налогового органа законности отказа в возмещении спорного НДС надлежащим образом не обосновал, доводы заявителя не опроверг.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.27 НК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Однако названная статья, гл. 25.3 НК РФ и ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ“ от 02.11.04 N 127-ФЗ, не содержат положений, предусматривающих освобождение от уплаты государственной пошлины государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде в качестве ответчиков.

На основании изложенных обстоятельств и в соответствии с п. 2, п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 117 от 13.03.07 г. “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ“, расходы по госпошлине распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя в полном объеме.

При таких обстоятельствах, на основании ст. ст. 3, 21, 137, 138, 146, 148, 164, 165, 169, 173, 176 НК РФ, и руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 197 - 201 АПК РФ, суд

решил:

признать недействительным пункт 2 резолютивной части Решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 07.04.2008 г. N 52-02-17/841 о возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в части отказа ОАО “АК “Транснефть“ в возмещении НДС по налоговой декларации за октябрь 2007 г. в размере 1.052.943.631 рубль, как противоречащий в указанной части Налоговому кодексу Российской Федерации.

Признать недействительными пункты 2, 3 резолютивной части Решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 07.04.2008 г. N 52-02-17/840 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, как противоречащие Налоговому кодексу Российской Федерации.

Признать недействительным пункт 2 резолютивной части Решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 22.04.2008 г. N 52-02-17/1014 о возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, как противоречащий Налоговому кодексу Российской Федерации.

Признать недействительными пункты 2, 3 резолютивной части Решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 22.04.2008 г. N 52-02-17/1013 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, как противоречащие Налоговому кодексу Российской Федерации.

Обязать Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возместить ОАО “АК “Транснефть“ сумму налога на добавленную стоимость по уточненной налоговой декларации за октябрь 2007 г. в размере 1.052.943.631 (один миллиард пятьдесят два миллиона девятьсот сорок три тысячи шестьсот тридцать один) рубль в форме возврата на расчетный счет.

Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО “АК “Транснефть“ 108.000 (сто восемь тысяч) рублей государственной пошлины по иску.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца с момента принятия.