Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.08.2008 по делу N А40-12911/07-12-114 Организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств, определенными соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 августа 2008 г. по делу N А40-12911/07-12-114

Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2008 года

Решение изготовлено в полном объеме 5 августа 2008 года

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего судьи Ч.

протокол судебного заседания составлен судьей Ч.

рассмотрел в судебном разбирательстве дело по заявлению

ФГОУ “Учебно-методический кабинет по горному, нефтяному и энергетическому образованию“

к ответчикам 1) Правительство РФ, 2) Министерство промышленности и энергетики РФ, 3) Федеральное агентство по энергетике

3-е лицо: Министерство финансов РФ

о признании незаконным бездействие Федерального агентства по энергетике выразившееся в не исполнении обязанности учредителя и главного распорядителя бюджетных средств по отношений к ФГОУ УМК; в не обеспечении финансирования ФГОУ УМК
в 2007 году; о признании незаконными действия Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, выразившиеся в обращении к Министерству финансов Российской Федерации о внесении изменений в объемы ассигнований обязательств Российской Федерации на 2007 год, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 399-р в составе перспективного финансового плана на 2006 - 2008 годы, и выделенных Федеральному агентству по энергетике по разделу 07 “Образование“ для финансирования ФГОУ УМК в 2007 году и согласовании этих изменений

при участии

От заявителя: Б.В. (доверенность N 9/8 от 23 октября 2007 года), Б.Г. (приказа о назначении директором N 69 от 9 сентября 1998 года), Г. (доверенность N 9/1 от 31 января 2008 года),

От ответчиков: 1) не явился, уведомлен судом надлежащим образом, 2) Н. (доверенность N ХВ-7964/14 от 20 декабря 2007 года, 3) М. (доверенность N ВР-2686 от 17 июля 2008 года),

От 3-го лица: не явился, уведомлен судом надлежащим образом,

установил:

уточнив заявленные требования ФГОУ “Учебно-методический кабинет по горному, нефтяному и энергетическому образованию“ (далее - ФГОУ УМК) просит Арбитражный суд города Москвы признать незаконным бездействие Федерального агентства по энергетике выразившееся: в неисполнении обязанности учредителя и главного распорядителя бюджетных средств по отношению к ФГОУ УМК, в не обеспечении финансирования ФГОУ УМК в 2007 году; признать незаконными действия Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, выразившиеся в обращении к Министерству финансов Российской Федерации на 2007 год, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 399-р в составе перспективного финансового плана на 2006 - 2008 годы и выделенных Федеральному агентству по энергетике по разделу 07 “Образование“ для финансирования ФГОУ УМК в 2007 году
и согласования этих изменений и обязании Росэнерго немедленно погасить бюджетную задолженность перед ФГОУ УМК за 2007 года в размере 5.491.769 рублей 39 копеек.

Дело рассматривается вновь на основании постановления Федерального Арбитражного суда Московского округа от 10 апреля 2008 года N КА-А40/826-08-1,2, указания которого обязательны для суда первой инстанции в силу ч. 2 ст. 289 АПК РФ.

В обоснование заявленных требований при новом рассмотрении заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 1.2, Устава Федерального государственного образовательного учреждения “Учебно-методический кабинет по горному, нефтяному и энергетическому образованию“ (далее - ФГОУ УМК), утвержденного распоряжением Федерального агентства по энергетике от 26.05.2005 г. N 28-р ФГОУ УМК подведомственен Федеральному агентству по энергетике (далее - Росэнерго).

Пунктом 3.8 Устава, Учебно-методический кабинет включен в систему централизованного бюджетного финансирования, которое осуществляется Федеральным агентством по энергетике за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. ст. 120, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации ФГОУ УМК является бюджетным учреждением, то есть юридическим лицом, находящимся в собственности Российской Федерации и использующим имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, на праве оперативного управления.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации на Росэнерго возложены обязанности главного распорядителя бюджетных средств по отношению к ФГОУ УМК. В соответствии с п. 5 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

Исполнение своих обязанностей главного распорядителя бюджетных средств Федеральным агентством по энергетике в 2006 году подтверждается копией Уведомления о поквартальном распределении бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2006 год, выделением денежных средств и доведением лимитов
бюджетных ассигнований в 2006 году до ФГОУ УМК.

Неисполнение подтверждается распоряжением Правительства от 21 марта 2006 года N 399-р.

Ни одним распоряжением Правительства Российской Федерации от этих обязанностей Росэнерго в 2007 году не освобождалось.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 года N 71 “О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений“ освобождение от обязанностей главного распорядителя бюджетных средств может быть обусловлено только документом Ф.И.О. Правительства Российской Федерации. Таких документов по состоянию на 31.12.2006 г. Правительством Российской Федерации не принималось. Более того, в Постановлении указано, что “...Проекты указанных решений подготавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей области...“.

Подготовка проекта распоряжения Правительства РФ в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 г. N 260 является обязанностью органа исполнительной власти.

В настоящее время ФГОУ УМК существует, внесено в ЕГРЮЛ, зарегистрировано как плательщик налогов. Согласно Письма Федерального казначейства от 12.02.2008 г. N 02-11/227, ФГОУ УМК финансируется за счет средств федерального бюджета в разрезе подразделов бюджетной классификации и имеет лицевые счета: по учету бюджетных средств N 03023360330 и по учету внебюджетных средств N 06022360330 в Федеральном казначействе по г. Москве. Более того, вышестоящим главным распорядителем (код по СРРПБС - 00023), по состоянию на 23 июля 2008 г. является Федеральное агентство по энергетике.

ФГОУ УМК своевременно представляло в Росэнерго проекты финансовых документов для определения объемов финансирования, что подтверждается выделением объемов финансирования в 2007 - 2008 годах по разделу “Образование“ Федеральному агентству по энергетике, указанных в распоряжении Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г.
N 399-р об утверждении Перспективного финансового плана Российской Федерации на 2006 - 2008 годы (Табл. 3).

В отношении ФГОУ УМК, как бюджетного учреждения, в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса, в период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г., Росэнерго своих обязанностей главного распорядителя бюджетных средств в части финансирования ФГОУ УМК не выполнило, чем организации нанесен вред, выразившийся в образовании задолженности перед сотрудниками ФГОУ УМК по выплате заработной платы, налоговым платежам, отчислениям во внебюджетные фонды, оплате содержания федерального имущества. Задержка выплаты заработной платы работникам ФГОУ УМК из-за отсутствия финансирования составляет 19 месяцев на 29.07.2008 г., что является нарушением п. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации и нарушением ст. ст. 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 142, 145, 164, 236 и др. Трудового кодекса РФ.

Полномочия Росэнерго как государственного органа, в ведении которого находится ФГОУ УМК, подтверждены учредительными документами ФГОУ УМК, бюджетными ассигнованиями в 2004, 2005, 2006 годах, уведомлением N 1 о поквартальном распределении бюджетных ассигнований из Федерального бюджета на 2006 год от 28 декабря 2005 г., сметой доходов и расходов на 2006 год по средствам федерального бюджета от 26 января 2006 г., Письмами Федерального казначейства от 12.02.2008 г. N 02-11/227, от 12.02.2008 г. N 02-11/228, Приказами Росэнерго от 02.04.2007 г. N 139, от 18.01.2008 г. N 7, от 01.04.2008 г. N 132 о предоставлении бюджетной отчетности ФГОУ УМК перед Росэнерго в 2007 г., за 2007 г. в 2008 г., Письмом Минфина России от 05.10.2006 г. N П48-34175-1, запросом N 023003 от 23 июля 2008 г. в Федеральное казначейство
на закрытие лицевого счета ФГОУ УМК, в связи с подписанием акта передачи нашего учреждения в Ростехнадзор, в соответствии с Распоряжением Правительства от 08.04.2008 N 451-р.

Ссылки Росэнерго на Письмо Минфина и на решения Правительственной комиссии не состоятельны, т.к. Правительственная комиссия принимала 6 решений в отношении ФГОУ УМК (Протоколы: от 21 октября 2004 г. N 40, от 25 января 2005 г. N 35, от 27 июля 2007 г. N 66, от 23 января 2008 г. N 73). В соответствии с п. 1 Положения о Правительственной комиссии по проведению административной реформы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2003 г. N 451 “Правительственная комиссия по проведению административной реформы является координационным органом, образованным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. N 824 “О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах“ для обеспечения реализации приоритетных направлений административной реформы и решение Правительственной комиссии не является нормативным документом.

Письмо любого федерального органа не является нормативным документом, тем более, что финансовые отчеты по нашему учреждению Минфин от Росэнерго принимал и в приказах Минфина Росэнерго числится главным распорядителем бюджетных средств по ФГОУ УМК и до настоящего времени ФГОУ УМК не исключено из перечня, определяющего получателей бюджета.

Кроме того, заявитель считает, что имеет место недобросовестное исполнение своих обязанностей главным распорядителем федерального бюджета ст. 158 п. 5, ст. 160, а именно: не утверждение сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, не своевременное составление бюджетной росписи лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств в орган, исполняющий бюджет, в данном случае в УФК по г. Москве, ст.
184 БК РФ п. 7. распределение предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год. Код главы главного распорядителя бюджетных средств по ФГОУ УМК - Федерального агентства по энергетике - 023, закреплен Приказом Минфина РФ от 20 декабря 2005 г. N 151 н.

В соответствии с Регламентом Министерства Финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 г. N 45-н “Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год разрабатывается Министерством совместно с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с бюджетным законодательством в порядке и в сроки, утверждаемые Правительством“ (п. 8.6).

Ответчик Правительство РФ в судебное заседание не явился, уведомлен судом надлежащим образом о месте и времени проведения судебного разбирательства.

Ответчик Министерство промышленности и энергетики требования заявителя не признал, представил отзыв, в котором указал, что Минпромэнерго России считает предъявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, организация вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконных действия (бездействия) государственного органа в случае, если данное действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы. Истец в заявлении указывает, что действие Минпромэнерго России “выразившееся в обращении к Минфину России о внесении изменений в объемы ассигнований обязательств Российской Федерации на 2007 г., утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 399-р в составе перспективного финансового плана на 2006 - 2008 г., и выделенных Росэнерго по разделу 07 “Образование“ для финансирования ФГОУ “УМК“ в 2007 г. и согласовании этих изменений“, незаконны. Одновременно, истцом не указывается, какие нормы законодательства данными
действиями нарушены.

Согласно распоряжению Правительства N 21-р от 13 января 2005 г. утверждены перечни федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Росэнерго. ФГОУ “УМК“ в указанный перечень включено не было.

В перечень подведомственных Минпромэнерго России предприятий ФГОУ “УМК“ также не входит (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 1750-р).

В настоящее время ФГОУ “УМК“ распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2008 г. N 451-р отнесено к ведению Ростехнадзора.

Согласно п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) бюджетное учреждение - это организация, созданная учредителем, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. В силу ст. 162 БК РФ получателем бюджетных средств является бюджетная организация или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется в соответствии со вступившим в силу федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Финансовое обеспечение ФГОУ “УМК“ в 2005 - 2006 годах осуществлялось Росэнерго в соответствии с ведомственной структурой расходов федерального бюджета на соответствующий год по разделу 07 “Образование“.

В 2007 году в ходе формирования проекта федерального бюджета на 2007 год и перспективного финансового плана до 2009 года Минфин России сообщил, что в связи с тем, что ФГОУ “УМК“ не находится в ведении Росэнерго, правовых оснований для финансирования указанного учреждения из средств федерального бюджета не имеется (Письмо от 13.03.2007 г. N 12-02-15Х917). В связи с этим, Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ “О федеральном бюджете на 2007 г.“ финансирование ФГОУ “УМК“
не предусмотрено.

Основанием для финансирования из федерального бюджета конкретного бюджетного учреждения является смета доходов и расходов. Смета доходов и расходов ФГОУ “УМК“ утверждена не была. Таким образом, в рамках правоотношений по исполнению федерального бюджета на 2007 г. ФГОУ “УМК“ не являлся участником бюджетного процесса - получателем средств федерального бюджета, следовательно, у него отсутствует право на финансирование из федерального бюджета, которое закреплено за бюджетным учреждением на основании сметы доходов и расходов.

Ответчик Федеральное агентство по энергетике требования заявителя не признал, представил отзыв в котором указал, что Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 г. N 21-р опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 января 2005 г. N 3 ст. 223.

С заявлением о признании действий (бездействия) Росэнерго при подготовке проекта распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 года N 21-р незаконными ФГОУ УМК обратилось 23 марта 2007 г.

Таким образом, ФГОУ УМК пропущен трехмесячный срок, в течение которого заявитель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании действий (бездействия) государственных органов незаконными, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду пункт “г“ части 1 статьи 114 Конституции РФ.

В соответствии с пунктом “г“ статьи 114 Конституции Российской Федерации управление федеральной собственностью осуществляется Правительством Российской Федерации. В соответствии с абзацем 1 статьи 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации“ Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления, распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Таким образом, вопрос
о подведомственности федеральных государственных учреждений федеральным органам исполнительной власти находится в компетенции Правительства Российской Федерации и разрешается исключительно на основании принимаемого Правительством Российской Федерации акта - распоряжения.

Распоряжение Правительства Российской Федерации, закрепляющее ФГОУ УМК в ведении Росэнерго, не издавалось.

Между тем, иной порядок отнесения федеральных государственных учреждений к ведению федеральных органов исполнительной власти не предусмотрен.

Протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 25 января 2005 г. N 35 ФГОУ УМК включено в перечень подведомственных Росэнерго федеральных государственных организаций, предлагаемых к ликвидации, реорганизации или отчуждению в установленном законом порядке из государственной собственности, что и явилось формальным основанием для утверждения Росэнерго новой редакции Устава ФГОУ УМК и его финансирования в соответствии с ведомственной структурой расходов федерального бюджета на 2005 - 2006 годы по разделу “Образование“.

В период формирования проекта федерального бюджета на 2007 г. Росэнерго Письмом от 11.04.2006 г. N ЕТ-1040 направило новую редакцию устава на согласование в Минфин России.

Минфин России Письмом от 12.05.2006 г. N 12-02-15/1557 возвратил устав без согласования и сообщил, что правовых оснований для финансирования ФГОУ УМК из средств федерального бюджета не имеется, в связи с тем, что ФГОУ УМК не находится в ведении Росэнерго.

Для обеспечения финансирования ФГОУ УМК Минпромэнерго России Письмом от 20.02.2007 г. обратилось к Минфину России с просьбой о внесении изменений в ведомственную структуру расходов федерального бюджета.

Минфин России Письмом от 13.03.2007 г. N 12-02-15/917 (копия прилагается) указал, что для возобновления финансирования ФГОУ УМК требуется решение Правительства Российской Федерации о передаче ФГОУ УМК в ведение Рособразования в установленном порядке.

При рассмотрении в Минфине России несогласованных вопросов по предельным объемам бюджетного финансирования по Минпромэнерго России, на основании обращения Минпромэнерго России от 31.05.2006 г. N 04-1084 объемы финансирования на 2007 - 2008 годы по разделу “Образование“ были сняты с Росэнерго и переданы Минпромэнерго России на увеличение расходов по обеспечению деятельности подведомственных научных учреждений (2007 год - 6482,8 тыс. руб.; 2008 год - 7078,0 тыс. руб.).

Учитывая сложившуюся ситуацию, а также ряд обращений ФГОУ УМК, в частности письмо от 03.07.2006 г. N 7/185, Росэнерго предприняло все возможные действия для передачи ФГОУ УМК в ведение Рособразования.

Росэнерго подготовило и Письмом от 13.09.2006 г. N ВЩ-2778 направило в Минпромэнерго России для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект распоряжения Правительства Российской Федерации по передаче ФГОУ УМК в ведение Рособразования (далее - Проект). Письмом Минпромэнерго России от 20.09.2006 г. N 09-5810 Проект возвращен Росэнерго с указанием на необходимость его согласования с Рособразованием. В связи с этим, Росэнерго направило в Рособразование Письмо от 27.09.2006 г. N ЕТ-2875 с приложенным Проектом для согласования. Рособразование Письмом от 02.10.2006 г. N 01-52-1047/12-15 согласовало Проект. Письмом от 16.10.2006 г. N ЕТ-3135 Росэнерго направило в Минпромэнерго России согласованный с Рособразованием Проект для внесения его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации. Письмом от 21.11.2006 г. N ОС-3582 Росэнерго обратилось к Минпромэнерго России с просьбой восстановить объемы бюджетных ассигнований по разделу “Образование“ для осуществления передачи ФГОУ УМК в ведение Рособразования.

Согласованный с Рособразованием Проект Минпромэнерго России Письмами от 26.03.2007 г. направило на согласование в Минэкономразвития России, Минобрнауки России и Минфин России.

В то же время, Росэнерго Письмом от 16.03.2007 г. N ЕТ-373 направило перечень из 6 ФГОУ (в том числе ФГОУ УМК) председателю рабочей группы Комиссии Н., с предложением закрепить их в ведении Рособразования.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2008 г. N 451-р ФГОУ УМК отнесено к ведению Ростехнадзора.

Третье лицо Министерство финансов России уведомлено судом надлежащим образом законного представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв, в котором указало, что вопрос о подведомственности (закреплении) основанных на федеральной собственности федеральных бюджетных учреждений за федеральными органами исполнительной власти находится в компетенции Правительства Российской Федерации и разрешается на основании, принимаемого Правительством Российской Федерации акта - распоряжения, который влечет правовые последствия, как для федеральных бюджетных учреждений, так и для федеральных органов исполнительной власти.

Поэтому деятельность федеральных органов исполнительной власти по подготовке проектов вышеуказанных актов Правительства Российской Федерации, в том числе и распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 года N 21-р не может влечь правовых последствий, в том числе и нарушать субъективных прав Заявителя.

По мнению Минфина России, Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации и Федеральное агентство по энергетике не являются субъектами ответственности (надлежащими ответчиками) по заявленному требованию, а следовательно в заявленных требования заявителю следует отказать.

Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие ответчика Правительство РФ и третьего лица.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, ФГОУ “УМК“ является бюджетной организацией.

В соответствии с п. 1 ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

В соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 25 января 2005 года N 35 принято решение о включении ФГОУ “УМК“ в перечень учреждений подведомственных Росэнерго, что подтверждается Письмом Минпромэнерго России от 7 декабря 2006 года N ПГ-14-482.

В соответствии с Распоряжением Федерального агентства по энергетике от 26 мая 2005 года N 28-р, которым утвержден устав ФГОУ “УМК“, Общество подведомственно Федеральному агентству по энергетике, следовательно Росэнерго является по отношению к заявителю главным распорядителем бюджетных средств.

Кроме этого согласно п. 1.3 Устава ФГОУ “УМК“ является правопреемником Государственного образовательного учреждения “Учебно-методический кабинет по горному нефтяному и энергетическому образованию“.

Согласно п. 1 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ Главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации. Наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации вправе распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ от 10.02.2004 имеет N 71, а не N 71-р.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 года N 71-р “О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений“ “...решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимаются Правительством Российской Федерации...“.

Как следует из материалов дела в отношении ФГОУ “УМК“ такого решения Правительства Российской Федерации не принималось.

Протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2004 года N 40 одобрено решение Правительственной комиссии по проведению административной реформы о включении ФГОУ “УМК“ в перечень учреждений, передаваемых в ведение Рособразования.

Распоряжением Правительства РФ от 13 января 2005 года N 13-р утверждены перечни федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Росэнерго.

Распоряжением Правительства РФ от 24 января 2005 года N 64-р утверждены перечни федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Рособразования.

Как следует из текстов указанных распоряжений ФГОУ “УМК“ не было включено ни в один из перечней.

В период формирования проекта федерального бюджета на 2007 года и перспективного финансового плана на 2009 год Росэнерго Письмом от 11 апреля 2006 года N ЕТ-1040 направило представленную ФГОУ “УМК“, новую редакцию устава на согласование в Минфин России.

Минфин России Письмом от 12 мая 2006 года N 12-02-15/1557 вернул устав без согласования и сообщил, что правовых оснований для финансирования ФГОУ “УМК“ из средств федерального бюджета не имеется в связи с тем, что Общество не закреплено за Росэнерго.

Однако как следует из материалов дела решение Правительственной комиссии, отраженное в протоколе заседания от 25 января 2005 года N 35 о включении ФГОУ “УМК“ в перечень учреждений подведомственных Росэнерго, предлагаемых к ликвидации реорганизации либо отчуждению в установленном порядке из государственной собственности было вынесено после принятия Распоряжения Правительства РФ от 13 января 2005 года N 21-р.

Решение Правительственной комиссии от 25 января 2005 года N 35 не оспорено в судебном порядке, не отменено и на дату рассмотрения настоящего дела не утратило силу, и таким образом судом установлено, что в настоящее время согласно нормативно-правовым актам Российской Федерации ФГОУ “УМК“ подведомственно Росэнерго.

Кроме того, данное утверждение подтверждается Письмом Минфина РФ от 27 ноября 2006 года N 12-02-16 согласно которому Минфин РФ в части своей компетенции сообщил следующее: “...Министерство Финансов РФ не финансирует отдельные образовательные учреждения. Средства на их содержание в соответствии с законодательством Российской Федерации выделяются главным распорядителем средств федерального бюджета и самостоятельно распределяются ими по подведомственным учреждениям и мероприятиям в пределах выделяемых из федерального бюджета ассигнований. Принимая во внимание, что ФГОУ “Учебно-методический кабинет по горному, нефтяному и энергетическому образованию“ находится в ведении Росэнерго, все вопросы, касающиеся его финансового обеспечения так же как и вопросы об изменении его статуса или изменения его ведомственной принадлежности, должны решаться указанным Федеральным агентством совместно с Минпромэнерго России в ведении которого оно находится“.

Распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 399-р Федеральному агентству по энергетике были выделены финансовые средства в сумме 6482,8 тысяч руб. по разделу 07 “Образование“. Однако целевые бюджетные средства по указанному разделу на счет ФГОУ “УМК“ в отделении федерального казначейства не поступили.

Таким образом, судом установлено, что Росэнерго, являясь учредителем и главным распорядителем бюджетных средств по отношению к ФГОУ “УМК“, не выполнил возложенных на него законодательством функций.

Что касается доводов ответчиков и третьего лица судом установлено следующее.

Доводы Росэнерго о том, что ФГОУ “УМК“ не находятся в ведении Федерального агентства опровергаются материалами дела.

Согласно ч. 1, 2 ст. 48 ГК РФ Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

В соответствии с ч. 1 ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Как следует из материалов дела согласно п. 1.2 Устава ФГОУ “УМК“ находится в ведении Федерального агентства по энергетике.

Согласно Положению о Федеральном агентстве по энергетике, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 года N 287, п. 5.2 Федеральное агентство по энергетике в установленной сфере деятельности выполняет следующие функции: осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества“ необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству.

Таким образом, обязанность финансирования подведомственных Росэнерго учреждений установлена законодательно.

Кроме того, суд считает несостоятельными доводы Росэнерго о том, что финансирование ФГОУ “УМК“, в настоящее время является невозможным в соответствии с Письмом Минфина РФ от 13 марта 2007 года N 12-02-15/917.

Как следует из текста указанного Письма “...Росэнерго должно было обеспечить своевременную передачу своих подведомственных учебно-методических учреждений в ведение Рособразования. Вместе с тем никаких документов по указанной передаче в Минфин России не поступало...“.

Таким образом, исходя из буквального текста указанного Письма, Минфин России подтвердил, что ФГОУ “УМК“ находится в ведении Росэнерго.

При этом действующим законодательством не предусмотрена возможность прекращения бюджетного финансирования федерального государственного учреждения без соответствующего решения Правительства РФ.

Кроме того, из текста указанного Письма следует, что Росэнерго не выполнило необходимые действия по своевременной передаче ФГОУ “УМК“ в ведение Рособразования.

Доводы Минфина РФ о том, что Минпромэнерго и Росэнерго не являются субъектами ответственности (надлежащим ответчиками) по заявленному требованию признаются судом не состоятельными в силу следующего.

В рамках настоящего дела заявление подано Обществом в порядке ст. 198 АПК РФ, об обжаловании бездействия Росэнерго, выразившееся в не совершении действий по финансированию Общества в 2007 году, что нарушило права и законные интересы ФГОУ “УМК“.

Обществом не оспаривается Распоряжение Правительства РФ от 13 января 2005 года N 21-р, как это указано Минфином России.

Следовательно, судом установлено, что требования заявителя соответствуют нормам установленным АПК РФ, а Росэнерго является надлежащим ответчиком.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение - это организация созданная учредителем, в том числе и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Согласно ст. 38 Кодекса в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Следовательно, организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

В соответствии со ст. 162 БК РФ получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

В силу ст. 246 БК РФ сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется в соответствии со вступившим в силу федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Между тем Федеральным законом от 19.12.2006 г. N 238-ФЗ “О федеральном бюджете на 2007 год“ бюджетные ассигнования Федеральному агентству по энергетике на 2007 год по разделу “Образование“ не предусмотрены (указанный раздел в ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2007 год отсутствует).

Кроме того, при рассмотрении в Минфине России несогласованных вопросов по предельным объемам бюджетного финансирования по Минпромэнерго России на основании обращения Минпромэнерго России от 31.05.2006 N 04-1084 объемы финансирования на 2007 - 2008 годы по разделу “Образование“ были сняты с Росэнерго и переданы Минпромэнерго России на увеличение расходов по обеспечению деятельности подведомственных научных учреждений.

Основанием для финансирования из федерального бюджета конкретного бюджетного учреждения является смета доходов и расходов. Смета доходов и расходов заявителя на 2007 год утверждена не была.

При таких обстоятельствах требование заявителя об обязании Росэнерго немедленно погасить бюджетную задолженность перед ФГОУ УМК за 2007 года в размере 5.491.769 руб. 39 коп. удовлетворению не подлежит.

С учетом изменения заявленных требований, судом установлено, что заявителем заявлено требование к Росэнерго о признании незаконным бездействия, а требования к Правительству РФ не заявлены, в связи с чем, заявление в части требований к Правительству РФ суд оставляет без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 64, 65, 71, 75, 167 - 170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

решил:

признать незаконным бездействие Федерального агентства по энергетике выразившееся: в не исполнении обязанности учредителя и главного распорядителя бюджетных средств по отношению к ФГОУ УМК, в не обеспечении финансирования ФГОУ УМК в 2007 году.

Признать незаконными действия Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, выразившиеся в обращении к Министерству финансов Российской Федерации о внесении изменений в объемы ассигнований обязательств Российской Федерации на 2007 год, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 399-р в составе перспективного финансового плана на 2006 - 2008 годы, и выделенных Федеральному агентству по энергетике по разделу 07 “Образование“ для финансирования ФГОУ УМК в 2007 году и согласовании этих изменений.

В заявлении ФГОУ “Учебно-методический кабинет по горному, нефтяному и энергетическому образованию“ к Правительству РФ оставить без удовлетворения.

Проверено на соответствие Бюджетному кодексу РФ, Гражданскому кодексу РФ.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с даты принятия в Девятый Арбитражный апелляционный суд.