Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.07.2008 по делу N А40-24530/08-92-285 В удовлетворении исковых требований об оспаривании акта проверки по вопросам выполнения требований нормативных актов, регулирующих деятельность в транспортном комплексе, отказано, поскольку в оспариваемом предписании отсутствуют положения, нарушающие права и законные интересы заявителя, а также создающие иные препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 июля 2008 г. по делу N А40-24530/08-92-285

Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2008 года

Арбитражный суд в составе судьи У.

Протокол вел судья У.

С участием:

От заявителя: Н.В.Г. дов. от 12.05.08; М. дов. от 23.10.07; Н.В.Д. дов. от 31.03.08;

От ЦУГАДН: П. дов. от 25.12.07; Н.В.В. дов. от 10.06.08;

Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО “МПО им. И. Румянцева“ к Центральному управлению Государственного автодорожного надзора об оспаривании предписания от 16.04.2008 г. N 159 и акта проверки от 09.04.2008 г. N 225

установил:

ОАО “МПО им. И. Румянцева“ обратилось в арбитражный суд с заявлением к Центральному управлению Государственного автодорожного надзора
об оспаривании предписания от 16.04.2008 г. N 159 и акта проверки от 09.04.2008 г. N 225.

Заявление мотивировано тем, что оспариваемые акты не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку предписание принято с превышением полномочий; в ходе проверки проверяющие вышли за рамки предмета проверки.

Представитель Центрального управления Государственного автодорожного надзора против заявления возражал, ссылаясь на то, что оспариваемые акты приняты в соответствии с действующим законодательством, права и законные интересы заявителя не нарушены; требования, указанные в предписании, заявителем исполнены, за исключением п. п. 2, 3, 12.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

ОАО “МПО им. И. Румянцева“ является владельцем лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (АСС-77-080305 срок действия с 03 декабря 2003 г. по 02 декабря 2008 г.). К данной лицензии было выдано на четыре автобуса - 4 лицензионных карточки. В настоящий момент у ОАО “МПО им. И. Румянцева“ находится в эксплуатации 35 единиц транспортных средств (из них автобусов - 1 ед., легковых автомобилей - 11 ед., грузовых автомобилей - 19 ед., специальных автомобилей - 4 ед.).

Из материалов дела следует, что в соответствии с графиком проведения контрольных мероприятий в январе 2008 г. Центральным управлением Государственного автодорожного надзора в отношении ОАО “МПО им. И. Румянцева“ запланировано проведение плановой проверки.

Затем контрольные мероприятия были перенесены на февраль 2008 г. в результате чего Управлением было направлено в адрес Общества предписание от 29 января 2008 г. N 03-205 о том, что в
ОАО “МПО им. И. Румянцева“ в феврале месяце 2008 г. подлежит проведение плановой проверки по соблюдению транспортного законодательства.

13.03.2008 г. заявителю повторно была направлена информация в виде уведомления от 13 марта 2008 г. N 03-620 о проведении плановой проверки. Уведомление было направлено почтой и факсимильной связью.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального Закона от 08 августа 2001 года N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“ мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). Срок проведения проверки был установлен с 31 марта по 16 апреля 2008 г.

На основании приказа на проведение государственного контроля исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательных, нормативно-правовых и нормативно-технических актов, регламентирующих деятельность на автомобильном транспорте от 2 апреля 2008 г. N 225 Центральным управлением Государственного автодорожного надзора в период с 02.04.08 по 16.04.08 была проведена плановая проверка заявителя по вопросам выполнения требований Постановления Правительства РФ от 30.10.2006 г. N 637; выполнения требований и условий Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ и других нормативных актов, регулирующих деятельность в транспортном комплексе, соответствующие целям, задачам и предмету проверки.

По результатам проверки Управлением составлен акт проверки от 09 апреля 2008 г. N 225. На основании указанного акта ответчиком составлено предписание от 16 апреля 2008 г. N 159, в соответствии с которым заявитель должен был устранить выявленные нарушения и выполнить следующие мероприятия:

П. 1 - представить документы, подтверждающие закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения за конкретными должностными лицами и работниками организации;

П. 2
- представить документы, подтверждающие прохождение специальной подготовки исполнительными руководителями и специалистами, связанными с эксплуатацией автотранспорта;

П. 3 - представить документы о наличии в штате организации должностей, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и о замещении этих должностей;

П. 4 - организовать работу водителей предприятия в соответствии с “Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей;

П. 5 - организовать учет дорожно-транспортных происшествий в соответствии с утвержденной формой;

П. 6 - организовать ведение и учет путевой документации в соответствии с установленными формами;

П. 7 - представить документы, подтверждающие закрепление обязанностей по проведению предрейсовых медосмотров водителей АТС за конкретными работниками предприятия;

П. 8 - организовать учет проведения предрейсовых медосмотров водителей АТС по установленной форме;

По пп. 1, 2, 3, 7, 12 представить информацию до 22.04.08.

П. 9 - организовать проведение послерейсовых медосмотров водителей автобусов с учетом проведения по установленной форме;

П. 10 - организовать проведение ежегодных занятий с водителями по повышению профессионального мастерства по соответствующим учебным планам и программам с занесением сведений в личные дела водителей;

П. 11 - организовать проведение инструктажей с водителями АТС в соответствии с Положением об обеспечении БДД;

П. 12 - представить уставные и регистрационные документы организации; документы о наличии АТС на балансе организации с указанием марок и гос. номерных знаков АТС; документы о назначении ген. директора; документы, подтверждающие структурное подчинение транспортного цеха зам. Ген. директора Н.В.Г.; доверенность на представление интересов организации на проведение проверок ЦУГАН с правом подписи актов, предписаний, протоколов и иных документов зам. Ген. директора Н.В.Г.

Акт проверки и предписание были переданы ОАО “МПО им. И. Румянцева“ через канцелярию предприятия (письмо Управления от 16
апреля 2008 г. N 03-925).

По мнению заявителя, оспариваемые акты приняты с нарушением Федерального Закона от 08 августа 2001 года N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“, в связи с чем, оспариваемые ненормативные акты не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.04 N 398 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свои полномочия только в установленной сфере деятельности, которая указывается в пп. 5.1, к которой относительно автомобильного транспорта имеет отношение только пп. 5.1.4 - порядок осуществления международных автомобильных перевозок и не регламентирует деятельность Федеральной службы в области контроля за внутренними автомобильными перевозками, что свидетельствует о том, что предписание принято с превышением полномочий, а проверяющие вышли за пределы рамки проверки; кроме того, затребованные ответчиком данные не могли быть представлены, поскольку относятся к сведениям, содержащим государственную тайну так как ОАО “МПО им. И. Румянцева“ Указом Президента РФ N 1009 от 04.08.2004 г. включено в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.

Между тем, Центральное Управление Государственного автодорожного надзора является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по надзору и контролю деятельности в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2004 г. N 184 “Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта“ Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет функции по контролю и надзору в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в
сфере транспорта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398, Управление:

- осуществляет функции по контролю и надзору в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (п. 1);

- осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации (п. 5.1);

- имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических лиц и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность (п. 6.1);

- имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы (п. 6.3).

Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 196-ФЗ имеет дату 10.12.1995, а не 10.12.1996.

В своей контрольной деятельности Управление руководствуется положениями Федерального закона от 10 декабря 1996 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“. Так в статье 2 дается толкование термина обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Управление как территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов по соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств.

Управление контролирует в сфере обеспечения безопасности дорожного движения наличие и функционирование внутрипроизводственных систем по предупреждению причин возникновения ДТП и снижения тяжести их последствий отмеченных в статье 20 Федерального закона от 10 декабря 1996 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“.

К основным требованиям по функционированию внутрипроизводственных систем по обеспечению безопасности дорожного движения относятся:

- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований по соблюдению режима труда и отдыха водителей;

- организация
и проведение с привлечением работников здравоохранения предрейсовых медицинских осмотров водителей;

- обеспечение соответствующего технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения;

- организация работы с водителями в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения и др.

Плановые мероприятия в отношении ОАО “МПО им. И. Румянцева“ были организованы в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“. Ранее контрольные мероприятия в отношении данной организации проводились в ноябре 2003 года.

Выявленные ответчиком нарушения являются нарушениями федерального законодательства и нормативно-правовых актов Российской Федерации в области автомобильного транспорта. Права на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (п. 1 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“). Непринятие мер по выявленным нарушениям и их продолжение может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам государства и общества, здоровью и жизни граждан, что противоречит основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения - приоритет жизни и здоровья граждан над результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества, государства при обеспечении дорожного движения (статья 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).

В связи с изложенным, оспариваемое предписание принято ответчиком в соответствии с законодательством, в рамках наделенных ему полномочий, а плановая проверка проведена в рамках предмета проверки.

Следовательно, оспариваемым предписанием права и законные интересы заявителя не нарушены.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в
арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Однако в оспариваемом предписании отсутствуют положения, нарушающие права и законные интересы заявителя, а также создающие иные препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая изложенное, требования заявителя о признании недействительным предписания от 16.04.2008 г. N 159, не подлежат удовлетворению в соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в полном объеме.

В остальной части требований заявителя об оспаривании акта проверки от 09.04.2008 г. N 225 производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, поскольку акт проверки не является ненормативно-правовым актом, в связи с чем, не может быть обжалован в порядке ст. 198 АПК РФ.

Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“, Федерального закона “О безопасности дорожного движения“, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 110, 150, 151, 167 - 170, 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

проверив на соответствие Федеральному закону “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“, Федеральному закону “О безопасности дорожного движения“, отказать в
удовлетворении заявления ОАО “МПО им. И. Румянцева“ к Центральному управлению Государственного автодорожного надзора об оспаривании предписания от 16.04.2008 г. N 159.

В остальной части требований производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.