Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.02.2008 по делу N А26-7737/2007 С лесопользователя взыскана неустойка за нарушение лесохозяйственных требований. Основания для освобождения от исполнения обязанности по уплате отсутствуют, так как правоотношения по осуществлению лесопользования возникли в 2006 году, то есть до вступления в 2007 году в действие нового Лесного кодекса РФ, и Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, устанавливающие порядок заготовки древесины, отменены не были.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 февраля 2008 г. по делу N А26-7737/2007

Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2008 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Таратунина Р.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ильющенко О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании с участием представителя ответчика Балакшиной В.Ю. (ведущего юрисконсульта юридического отдела по доверенности от 24.12.2007) дело по иску Государственного учреждения Республики Карелия “Пудожский лесхоз“ (далее - Лесхоз) о взыскании с открытого акционерного общества “Лесопромышленная холдинговая компания “Кареллеспром“ (далее - Общество) 26 533 руб. 48 коп. неустойки за нарушение лесохозяйственных требований,

установил:

требование истца основано
на установленных фактах нарушения ответчиком Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, и неуплате взыскиваемых неустоек в добровольном порядке.

Определением от 22.01.2008 суд привлек к участию в деле на стороне истца в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственный комитет Республики Карелия по лесу.

Явку своих представителей в судебное заседание истец и третье лицо не обеспечили, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Поэтому в соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.

В связи с тем, что указом Главы Республики Карелия от 15.10.2007 N 135 Государственный комитет Республики Карелия по лесу преобразован в Министерство лесного комплекса Республики Карелия и сведения об изменении наименования органа государственной власти внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (выписка из ЕГРЮЛ от 16.01.2008), суд определил считать третьим лицом по делу - Министерство лесного комплекса Республики Карелия (далее - Министерство).

Лесхоз представил ходатайство от 01.02.2008, в котором настаивает на заявленном требовании в полном объеме.

В пояснениях от 01.02.2008 истец указывает, что обратился в суд для принудительного взыскания неустойки, реализуя свои полномочия как администратора платежей за пользование лесным фондом; считает правомерным проведение освидетельствования мест рубок и начисление неустойки в соответствии с Правилами.

В возражениях от 14.01.2008 N 01-934 (л.д. 49) Общество требование о взыскании неустойки не признает по тем основаниям, что Лесной кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.12.2006 N 200-ФЗ), вступивший в силу с 01 января 2007 года, не
предусматривает проведение освидетельствования мест рубок и начисление неустойки, то есть с 01.01.2007 не подлежат применению разделы VI и VIII Правил.

В судебном заседании Балакшина В.Ю. названную позицию поддержала. Указала, что факты нарушений лесохозяйственных требований и размер неустойки Общество не оспаривает.

Министерство представило пояснения, в которых считает правомерным проведение Лесхозом освидетельствования мест рубок и начисление неустойки за допущенные Обществом нарушения лесохозяйственных требований при осуществлении заготовки древесины на основании лесорубочных билетов, выданных до 01.01.2007, в соответствии с Правилами. Указывает, что Лесхоз осуществляет администрирование платежей за пользование лесным фондом, в том числе неустоек за нарушения лесохозяйственных требований, которые поступают в федеральный бюджет.

Исследовав материалы дела и выслушав представителя ответчика, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с лесорубочными билетами N 204 от 05.09.2006 и N 261 от 18.10.2006 (л.д. 12, 22), выданными Лесхозом, Общество осуществляло рубки главного пользования в выделенных кварталах Рагнукского лесничества. Срок окончания заготовки и вывозки древесины по лесорубочному билету N 204 определен 04 сентября 2007 года, по лесорубочному билету N 261 - 17 октября 2007 года.

Извещениями N 1194 от 09.08.2007 и N 1158 от 03.10.2007 Лесхоз уведомил Общество о проведении 07 сентября и 18 октября 2007 года освидетельствования мест рубок по указанным лесорубочным билетам (л.д. 11, 21).

При освидетельствованиях мест рубок принимал участие полномочный представитель ОАО “ЛХК “Кареллеспром“ Леванюк П.Л. (доверенность от 04.09.2007; л.д. 33).

В результате освидетельствований мест рубок Лесхозом были выявлены следующие нарушения лесохозяйственных требований: оставление невывезенной в срок древесины, оставление недорубов расстроенных.

О выявленных нарушениях составлен акт от 07.09.2007 (л.д. 13-14) и акт от 18.10.2007 (л.д. 23-24) и начислена взыскиваемая неустойка.

Письмами от 03.10.2007 N 1154
(л.д. 34) и от 01.11.2007 N 1353 (л.д. 35) Лесхоз предложил Обществу добровольно уплатить неустойку.

Данные письма с приложенными актами освидетельствования получены ответчиком (л.д. 36), претензии оставлены без удовлетворения, что послужило причиной обращения Лесхоза в суд с настоящим иском.

Оценив вышеприведенные обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997) при осуществлении пользования лесным фондом лесопользователи обязаны осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации; не оставлять заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки; соблюдать условия лесорубочного билета, выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации.

Статьей 111 Лесного кодекса в названной редакции предусматривалась обязанность граждан и юридических лиц возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Аналогичное правило закреплено в статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 200-ФЗ от 04.12.2006).

Правоотношения при осуществлении лесопользования по выданным Обществу лесорубочным билетам N 204 и 261 возникли до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 200-ФЗ от 04.12.2006).

В силу статьи 42 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997) осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета, которые предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда; лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов.

В соответствии со статьей 12 Федерального
закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 статья 42 Лесного кодекса (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997) действует до 1 января 2009 года в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ.

Как следует из части 3 статьи 16 и части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 200-ФЗ от 04.12.2006), порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется, в том числе правилами заготовки древесины, устанавливаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, и устанавливающие порядок заготовки древесины, в настоящее время не отменены.

Таким образом, исходя из вышеприведенных правовых положений в их взаимосвязи, суд считает, что при осуществлении лесопользования на основании лесорубочного билета, выданного в соответствии с Лесным кодексом (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997), лесопользователь не освобождается от исполнения обязанностей, возложенных Правилами.

Правовая позиция Общества судом признается несостоятельной.

Согласно пунктам 62, 63, 66 Правил лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований Правил; после окончания срока действия лесорубочного билета производят освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев; в случаях выявления нарушений требований названных Правил лесопользователям выдаются предписания по устранению этих нарушений и предъявляются требования о добровольной уплате неустойки в месячный срок. Если в указанный срок лесопользователь добровольно не уплатил неустойку, лесхоз обязан в недельный срок оформить и направить соответствующие материалы в суд для взыскания неустойки в принудительном порядке.

В соответствии с пунктом 65 Правил составленный по результатам освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок акт
служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований Правил.

Пунктом 72 Правил установлена ответственность лесопользователей в виде взыскания неустойки за следующие нарушения:

- за оставление недорубов в виде куртин и отдельных деревьев или расстроенных выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках в размере 4-кратной ставки лесных податей за оставленную на корню древесину (подпункт “к“),

- за оставление невывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины на лесосеках в размере 7-кратной ставки лесных податей за объем не вывезенной в срок или оставленной аварийной древесины (подпункт “л“).

Представленными в материалы дела доказательствами подтверждаются факты совершения ответчиком указанных нарушений лесохозяйственных требований.

Возражений на акты освидетельствования и претензионные письма Общество не представило.

В рамках судебного разбирательства выявленные факты нарушений лесохозяйственных требований и размер начисленной неустойки ответчик не оспорил.

При таких обстоятельствах суд считает требование Лесхоза обоснованным.

В связи с тем, что при подаче искового заявления ГУ РК “Пудожский лесхоз“ была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины (л.д. 2), пошлина подлежит взысканию с ответчика в пользу федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 и 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

исковое требование удовлетворить полностью.

Взыскать с открытого акционерного общества “Лесопромышленная холдинговая компания “Кареллеспром“ в пользу государственного учреждения Республики Карелия “Пудожский лесхоз“ 26 533 руб. 48 коп. неустойки за нарушение лесохозяйственных требований и в доход федерального бюджета 1 061 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу.

Судья

Р.Б.ТАРАТУНИН