Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.2008 по делу N А40-31319/08-139-103 В удовлетворении заявления о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган отказано, так как банки обязаны представлять соответствующую информацию в налоговый орган, а в случае представления информации по форме, отличной от установленной, запрос не может считаться исполненным.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 8 июля 2008 г. по делу N А40-31319/08-139-103

Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2008 г.

Решение в полном объеме изготовлено 08 июля 2008 г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего: судьи К.

при ведении протокола судебного заседания судьей.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску (заявлению)

ОАО АКБ “РОСЕВРОБАНК“

к ИФНС России N 26 по г. Москве

о признании недействительным решения N 08-15/350 от 17.03.2008 г.

при участии:

от истца (заявителя) - С., дов. от 12.03.2008 г. N 23/150-08

от ответчика - Х., дов. от 08.04.2008 г. N 02-14/24444

установил:

АКБ “РОСЕВРОБАНК“ (ОАО) (далее - Заявитель или Банк) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным (незаконным)
решения ИФНС России N 26 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган или ответчик) от 17.03.2008 г. N 08-15/350 “О привлечении к налоговой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах“.

Заявление мотивировано тем, решение Инспекции незаконно и нарушает права законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Ответчик требования заявителя не признал по доводам, аналогичным изложенным в оспариваемом решении и отзыве на заявление.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает требования общества необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Инспекция в связи с проведением мероприятий налогового контроля, а именно камеральной проверки ООО “Белая Ладья“ в соответствии с п. 3 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 г. N 943-1 “О налоговых органах РФ“, п. 2 ст. 86 НК РФ, ст. 31 НК РФ, направила в адрес ОАО АКБ “РОСЕВРОБАНК“ мотивированный запрос от 24.12.2007 г. о представлении выписки по операциям на счетах ООО “Карина“ (данная организация является контрагентом ООО “Белая Ладья“). Указанный запрос был получен банком 10.01.2008 г., о чем свидетельствует отметка почтового отправления. Банком в ответ на запрос Инспекции направлено письмо от 16.01.2008 г. N 05-04/162, из которого следует, что Банк не имеет возможности предоставить выписки по счету ООО “Карина“, так как в отношении данного клиента не проводится мероприятий налогового контроля.

В связи с отказом в представлении выписки по счету ООО “Карина“, Инспекцией принято решение от 17.03.2008 г. N 08-15/350 “О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“ в соответствии с которым заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 135.1 НК РФ в виде штрафа в размере
10 000 руб.

Суд считает решение Инспекции законным и обоснованным, исходя из следующего.

Согласно ст. 26 Федерального закона “О банках и банковской деятельности“ Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит Федеральному закону.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

В соответствии с пунктами 2, 3 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством РФ в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Вышеуказанные документы могут быть запрошены налоговым органом в случаях проведения мероприятий налогового контроля.

Форма и порядок представления банками информации утверждены Приказом ФНС России от 30.03.2007 г. N ММ-3-06-178@ “Об утверждении Порядка представления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам
налоговых органов и соответствующих форм справок и выписки“, который является нормативным актом обязательным к исполнению на всей территории РФ.

Таким образом, банки обязаны представлять соответствующую информацию в налоговый орган по форме и в порядке, установленном данным Приказом, а в случае предоставления информации по форме, отличной от установленной, запрос не может считаться исполненным.

Запрос налогового органа должен соответствовать Приказу ФНС России от 05.12.2006 г. N САЭ-3-06/829(R) “Об утверждении Порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о представлении выписок по операциям на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) и форм соответствующих запросов“ и быть мотивированным.

Конституционный Суд РФ в п. 3 Определения от 14.12.2004 г. N 453-0 указал, что положения налогового законодательства РФ, закрепляющие право налоговых органов требовать от банка необходимые справки и документы по счетам и операциям клиентов при наличии мотивированного запроса, а также ответственности банка за отказ в предоставлении указанных в запросе сведений, имеют под собой объективные и не противоречащие Конституции РФ основания, а поэтому не могут рассматриваться как возлагающие на банк обязанности, не соответствующие его природе, нарушающие банковскую тайну и права налогоплательщиков.

Запрос, направленный налоговым органом в адрес банка является мотивированным, из его содержания однозначно видно, что налоговый орган истребовал выписку по счету клиента банка в связи с проведением контрольных мероприятий (камеральной проверки) в отношении налогоплательщика, в соответствии с чем запрашиваемая информация необходима для подтверждения взаимоотношений с контрагентом.

Довод банка о том, что налоговый орган не мог запрашивать
у Банка выписки по счету ООО “Карина“ суд считает несостоятельным.

По смыслу статей 1 и 2 Закона РФ от 21.03.1991 г. N 943-1 “О налоговых органах РФ“ налоговый орган входит в единую централизованную систему налоговых органов, которые осуществляют единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ других обязательных платежей, установленных законодательством РФ, в пределах компетенции налоговых органов. Ст. 86 НК РФ, ст. 135.1 НК РФ, а также ст. 31 НК РФ не содержит ограничений в отношении того, что налоговый орган вправе направлять запрос в банк лишь в случае, если в отношении именно этого налогоплательщика проводится налоговая проверка (состоящего у него на налоговом учете).

Данная правовая позиция подтверждается сложившей судебной практикой (постановления ФАС МО от 16.08.2007 г. по делу N КА-А40/7820-07, от 07.08.2007 г. по делу N КА-А40/7649-07, Письмо ФНС России от 25.07.2007 г. N 06-1-04/494(R)).

Кроме того, Минфин России в Письме от 31.05.2006 г. N 03-02-07/138 разъяснил, что налоговым органом в целях проведения полноценной объективной проверки соблюдения налогоплательщиками положений законодательства о налогах и сборах необходимо обладать всесторонней и достоверной информацией о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, как предоставляемой в налоговые органы самими налогоплательщиками, так и истребуемой налоговыми органами у третьих лиц (контрагентов налогоплательщиков, банков).

Ссылка банка на Письмо МНС РФ от 27.05.2004 г. также является необоснованной, так как данное Письмо не устанавливает конкретных реквизитов запроса налогового органа. Данный запрос позволяет конкретизировать конкретный период
времени, а именно под фразой “по настоящее время“ подразумевалась дата получения запроса банком.

Кроме того, в данном деле отказ банка в представлении информации мотивирован тем, что в отношении ООО “Карина“ не осуществляются мероприятия налогового контроля, из чего можно сделать вывод, что вопрос о конечной дате указанного периода у банка не вызвал никаких сомнений.

Ссылка на то, что банк привлечен к ответственности по статье НК, которая утратила силу на момент получения запроса банком и того, что статья 135.1 НК РФ не может быть признана обоснованной, поскольку в п. 1.1. решения от 17.03.2008 г. N 08-15/350 налоговым органом была допущена опечатка. Данное обстоятельство подтверждается также тем, что ни в запросе от 24.12.2007 г. N 08-16/72368, ни в акте от 12.02.2008 г. N 08-06/10668 налоговый орган не ссылается на п. 1 ст. 135 НК РФ.

Таким образом, учитывая в совокупности изложенные выше обстоятельства, суд считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании ст. ст. 86, 135 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, суд,

решил:

отказать в удовлетворении требований ОАО АКБ “РОСЕВРОБАНК“ о признании недействительным решения ИФНС России N 26 по г. Москве от 17.03.2008 г. N 08-15/350 “О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия и в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу.