Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2008 N 09АП-5283/2008-ГК по делу N А40-63900/07-102-594 Нормы гражданского законодательства РФ предусматривают, что обязательства по договору должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения или изменение условий сделки недопустимы.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2008 г. N 09АП-5283/2008-ГК
Дело N А40-63900/07-102-594
Резолютивная часть постановления объявлена “03“ июля 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен “07“ июля 2008 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Л.
Судей: Р.И., Т.
При ведении протокола судебного заседания секретарем Г.Т.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2008 г. по делу N А40-63900/07-102-594
по иску ЗАО Фирма “Центр внедрения “Протек“
к Российской Федерации в лице Минфина РФ, Архангельскому областному фонду обязательного медицинского страхования, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования
о взыскании 5 519 094,08 руб.
при участии в судебном заседании
от истца: Ч. по дов. от 02.01.08 N 141/юр, Г.Н. по дов. от 02.01.08
от ответчиков: Минфин РФ - Я.Н.Г. по дов. от 13.12.07 N 01-0607/187; ТФОМС - П. по дов. от 11.12.07 N 18, К. по дов. от 13.03.08 N 15/80; ФФОМС - Я.Н.Н. по дов. от 30.07.07 N 17, Р.А. по дов. от 02.02.06 N 7
установил:
закрытое акционерное общество Фирма “Центр внедрения “Протек“ (ЗАО Фирма “ЦВ “Протек“) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Архангельскому областному фонду обязательного медицинского страхования, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании субсидиарно 134 770 094,08 руб. задолженности на основании госконтракта от 22.12.2005 г.
В ходе рассмотрения дела исковое требование было уточнено и определено размером в 5 519 094,08 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.08 г. по делу А40-63900/07-102-594 в пользу истца с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации счет казны Российской Федерации было взыскано 5 519 094,08 руб. в возмещение убытков и 100 000 руб. в возмещение расходов на госпошлину.
При этом суд руководствовался Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.06 г. N 23 и исходил из того, что Министерство финансов РФ, как главный распорядитель средств федерального бюджета, не представил доказательств финансирования оплаты лекарственных средств.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверена в порядке статей 266, 268 АПК РФ в связи с апелляционной жалобой Министерства финансов Российской Федерации, в которой он просит оспариваемое решение отменить, в удовлетворении искового требования в отношении Российской Федерации в лице Министерства РФ отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал на то, что судом произведено возмещение убытков, тогда как истец заявлял о взыскании задолженности и в ходе рассмотрения дела не заявлял об изменении предмета иска. Сообщил, что денежные средства, необходимые для осуществления расчетов за фактически отпущенные в 2006 г. лекарственные препараты и указанные в заявке Минздрава РФ от 08.10.2007 г., были ассигнованы федеральным бюджетом.
В заседании апелляционной инстанции заявитель апелляционной жалобы настаивал на ее доводах.
Представители истца выразили согласие с решением суда, в удовлетворении жалобы просили отказать.
Представители Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили оставить решение суда без изменения.
Проверив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с главой 34 АПК РФ, выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения жалобы на основании следующего.
22.12.2005 г. между ЗАО Фирма “ЦВ “Протек“ и Архангельским областным фондом обязательного медицинского страхования (АОФОМС) был заключен государственный контракт на осуществление поставки и отпуска лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии с пунктом 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ.
Согласно п. 3.3 контракта на АОФОМС было возложено обязательство по оплате счетов фармацевтической компании путем перечисления денежных средств на расчетный счет в течение трех рабочих дней с момента подписания акта. Последний составлялся на основании документов, подтверждающих отпуск лекарственных средств гражданам, после экспертизы указанных документов (п. п. 2.1.8 и 2.2.5 контракта).
По данным истца стоимость лекарственных средств, предоставленных льготным категориям граждан в 2006 г. составила 606 888 241,11 руб. Задолженность по контракту была определена сторонами контракта на 01.08.07 г. актом сверки расчетов суммой в 134 770 094,08 руб.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции часть задолженности была погашена, в связи с чем цена иска была уменьшена истцом до 5 519 094,08 руб.
Согласно статье 526 ГК РФ обязательство по оплате поставленных по государственному контракту товаров возложено на государственного заказчика. Надлежащее исполнение обязательств и невозможность одностороннего отказа от их исполнения определены статьями 309, 310 ГК РФ. В связи с чем задолженность по контракту, размер которой не оспаривается АОФОМС, подлежит взысканию с последнего как стороны контракта.
Согласно пункту 1.3 контракта денежные средства на обеспечение граждан лекарственными средствами являются федеральными и имеют целевое назначение.
В соответствии с главой второй Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“ установлена государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, в состав которого входит и лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан.
Общий объем ассигнований на указанные цели был утвержден Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2006 год“ в сумме 29 083 947,1 тыс. руб.
Перечисление указанных средств федерального бюджета в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществлялось 2006, 2007 годах Министерством финансов РФ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 864.
Распределение средств в разрезе территориальных фондом обязательного медицинского страхования осуществляется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
В целях завершения расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства в 2006 г. был реализован ряд дополнительных мер.
Во исполнение статьи 75 ФЗ “О федеральном бюджете на 2006 год“ неиспользованные остатки средств в общей сумме 14,6 млрд. руб., сосредоточенные по состоянию на 01.01.2006 г. на счетах Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, были использованы на те же цели, из которых 5,0 млрд. руб. направлены Федеральным фондом на текущее финансирование указанных расходов в 2006 году после завершения расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства в 2005 году.
В соответствии с п. 19 статьи 1 ФЗ от 01.12.2006 г. N 197-ФЗ “О внесении изменений в ФЗ “О федеральном бюджете на 2006 год“ предоставлено право в целях выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования направить на эти цели в бюджет ФФОМС ассигнования федерального бюджета на 2006 г. в сумме 10,0 млрд. руб. По данным Минфина РФ указанные средства были перечислены из федерального бюджета в бюджет ФФОМС 27.12.2006 г.
Федеральным законом от 13.03.2007 г. N 35-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год“ установлено, что на завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства в 2006 г. ФФОМС вправе направлять полученные из федерального бюджета в декабре 2006 года ассигнования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, передаваемые бюджету Фонда из федерального бюджета на 2007 год в сумме 6,0 млрд. руб.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом “О внесении изменений в ФЗ “О федеральном бюджете на 2007 год“ ФФОМС дополнительно направлены средства в сумме 16,0 млрд. руб. на завершение расчетов за фактически отпущенные в 2006 году лекарственные средства отдельным категориям граждан.
Сумма ассигнований федерального бюджета, необходимая для осуществления расчетов за фактически отпущенные в 2006 году лекарственные средства, выявлялась Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и была указана в заявке Минздравсоцразвития России от 08.10.2007 г. N 7409-ВС.
Общие финансовые ресурсы на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, предназначенные для расчета за 2006 год, составили 74,9 млрд. руб.
На основании изложенного судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для возложения обязательства по оплате задолженности за отпущенные лекарственные средства льготным категориям граждан в 2006 году на Российскую Федерацию в лице Минфина РФ.
Решение суда первой инстанции о взыскании 5 519 094,08 руб. в возмещение убытков за счет казны Российской Федерации признано противоречащим обстоятельствам дела.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств, апелляционным судом доводы апелляционной жалобы признаются обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь статьями, 110 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.08 г. по делу N А40-63900/07-102-594 отменить.
Взыскать с Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования:
- в пользу ЗАО Фирма “Центр внедрения “Протек“ 5 519 094,08 руб. задолженности, 100 000 руб. в возмещение расходов на госпошлину по иску,
- в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
В отношении Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования в иске отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.