Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.12.2008 по делу N А50-11451/2008 Разлив значительных объемов мазута из подземной цистерны, расположенной рядом с жилым домом, является чрезвычайной ситуацией локального характера, расходы на ликвидацию которой в конечном итоге возлагаются на соответствующий орган местного самоуправления. При этом не имеет значения, в результате какой деятельности произошла утечка нефтепродуктов.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2008 г. по делу N А50-11451/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 30 декабря 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 декабря 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.
судей Гуляковой Г.Н., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Деевой О.М.,
при участии:
от заявителя ТСЖ “Коммунистическая, 123“ - Хондкарян Г.С., паспорт, доверенность от 06.06.2008 г.;
от заинтересованных лиц 1) администрации г. Перми - Попова Л.С., паспорт, доверенность от 23.01.2008 г. N И-01-43-216;
2) администрации Дзержинского района г. Перми - Попова Л.С., паспорт, доверенность от 16.04.2007 г. N 01-18-919;
3) Пермского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору - не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя;
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
ТСЖ “Коммунистическая, 123“
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 07 ноября 2008 года
по делу N А50-11451/2008,
принятое судьей Зверевой Н.И.,
по заявлению ТСЖ “Коммунистическая, 123“
к администрации г. Перми, администрации Дзержинского района г. Перми, Пермскому межрегиональному управлению по технологическому и экологическому надзору
о признании незаконным действий (бездействия),
установил:
ТСЖ “Коммунистическая, 123“, уточнив заявленные требования, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия (действия) органов местного самоуправления администрации г. Перми., администрации Дзержинского района г. Перми, не повлекшие за собой необходимого результата, а именно, непроведение аварийно-спасательных работ по ликвидации разлива нефтепродуктов и последующего благоустройства территории, обязании немедленно ликвидировать чрезвычайную ситуацию на придомовой территории жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Коммунистическая, 123. Заявитель также просит взыскать с администрации г. Перми услуг представителя в размере 25 000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07.11.2008 г. отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ “Коммунистическая, 123“ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, допущено неправильное толкование закона, подлежащего применению. Заявитель жалобы полагает, что в соответствии с Приказом МПР от 03.03.2003 г. N 156 установленный объем аварийного разлива нефтепродуктов относится к чрезвычайной ситуации. Непринятие мер по устранению чрезвычайной ситуации нарушает конституционные права и интересы жильцов дома, чья жизнедеятельность связана с указанной территорией, на благоприятную среду и ее защиту от негативного воздействия, а также создает угрозу здоровью граждан. Имеется прямая причинно-следственная связь между бездействием органов местного самоуправления в части непринятия мер по ликвидации разлива и экономической деятельностью истца, поскольку вместо органа местного самоуправления ТСЖ за счет средств собственников жилья понесло реальные расходы в размере 299583 руб. по оплате работ по локализации и определению объема предстоящих работ по ликвидации источника загрязнения.
В судебном заседании представитель ТСЖ “Коммунистическая, 123“ поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация Дзержинского района г. Перми представила письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку доводы жалобы не обоснованны, факты незаконного действия (бездействия) не доказаны, администрацией района и города принимались и принимаются все исчерпывающие меры в соответствии с имеющимися полномочиями в ситуации, не являющейся чрезвычайной.
Представитель администрации Дзержинского района г. Перми и администрации г. Перми в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Пермское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору (далее - Ростехнадзор) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в заседание суда представителей не направило, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без его участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, в сентябре 2007 г. на придомовой территории жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Коммунистическая, 123 со стороны ул. Окулова в 20-ти метрах от дома было выявлено проседание асфальтового покрытия, из-под которого вытекала нефтесодержащая жидкость.
ТСЖ “Коммунистическая, 123“ обратилось к начальнику Государственной инспекции по охране окружающей среды Пермского края 08.11.2007 г.; главе администрации Дзержинского района г. Перми (Нохрину И.Б.) 02.11.2007 г.; руководителю Пермской службы спасения 27.06.2008 г.; Главному управлению МЧС России по Пермскому краю 27.06.2008 г.; главе администрации г. Перми (Кацу А.Б.) 27.06.2008 г.; председателю Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г. Перми 11.07.2008 г. (л.д. 17, 21, 36-42).
02.11.2007 г. по итогам служебного совещания администрации Дзержинского района г. Перми составлен протокол служебного совещания (л.д. 26), которым признан факт разлива нефтепродуктов на подведомственной территории ТСЖ “Коммунистическая, 123“. Руководству ТСЖ было рекомендовано установить источник утечки нефтепродуктов, направить письменное обращение в адрес руководителей Государственной инспекции по охране окружающей среды Пермского края, Городского управления по экологии. Начальнику отдела благоустройства Администрации района рекомендовано провести консультации с руководством отдела благоустройства г. Перми по вопросам локализации и утилизации аварийного розлива мазута на прилегающей территории ТСЖ, с департаментом землепользования г. Перми по уточнению принадлежности данной территории. Начальнику РОВД рекомендовано провести следственные мероприятия в отношении бывших руководителей завода “Коммунар“ в оставлении в загрязненном состоянии территории (емкость с нефтеотходами) ликвидируемого предприятия.
На основании рекомендаций составлены протоколы лабораторных испытаний от 15.11.2007 г. N 644, 645 (л.д. 22-23), согласно которым установлено, что разливающаяся жидкость относится к нефтепродуктам.
23.01.2008 г. состоялось рабочее межведомственное совещание государственной инспекции по охране окружающей среды Пермского края по вопросу организации работ по ликвидации источника загрязнения нефтесодержащей жидкостью придомовой территории ТСЖ “Коммунистическая, 123“, по результатам которого решено: ООО “Пермский аварийно-спасательный отряд“ и ОГУ “Аналитический центр“ провести обследование по определению объема и стоимости работ по ликвидации источника загрязнения, разработать проект на проведение работ по ликвидации. Администрации Дзержинского района г. Перми определено решить вопрос о финансировании работ по обследованию места загрязнения и разработке проекта; обеспечить финансирование работ по ликвидации территории в соответствии с проектом (л.д. 19-20).
ТСЖ “Коммунистическая, 123“ было получено заключение по георадарному обследованию придомовой территории ТСЖ от 15.02.2008 г. (л.д. 24-25), заключение по проведению георадиолокационного исследования неоднородностей на территории жилого комплекса по ул. Коммунистической, 123 по договору N 17 от 05.02.2008 г. с ООО “Пермский аварийно-спасательный отряд“ (л.д. 27-34), которыми определено, что 4 объекта сконцентрированы на участке площадью около 104 кв. м и выявленные аномальные зоны относятся к металлическим емкостям (цистернам).
Согласно локальной смете расходов на локализацию разлива нефтепродуктов на придомовой территории ул. Коммунистическая, 123 от 15.02.2008 г., представленной ООО “Пермский аварийно-спасательный отряд“, стоимость первого этапа работ (вскрытие асфальта, определение состава и объемов отходов, находящихся в емкостях, техническое задание на 2-й этап работ) составит 299 583,97 руб. предоставление сметного расчета на второй этап работ возможно после проведения первого этапа (л.д. 10-13, 121-122).
По итогам заседания КЧС и ПБ администрации Дзержинского района г. Перми от 15.02.2008 г. составлен протокол, согласно которому решено направить письмо заместителю главы администрации г. Перми по рассмотрению вопроса выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда г. Перми для устранения последствий розлива нефтепродуктов на придомовой территории ул. Коммунистическая, 123 (л.д. 80).
Администрацией Дзержинского района г. Перми на заседании комиссии КЧС и ПБ от 01.04.2008 г. разлив нефтепродуктов на придомовой территории ТСЖ был признан результатом хозяйственной деятельности прошлых лет при строительстве дома в 2000 г. и подлежащим ликвидации в соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 г. N 240 “О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ“ (л.д. 78).
Комиссией было рекомендовано главе Администрации Дзержинского района обратиться к Главе администрации г. Перми с предложением проведения межведомственного совещания о финансировании работ по ликвидации источника загрязнения нефтесодержащей жидкостью придомовой территории жилого дома по ул. Коммунистическая, 123. Результаты обследования придомовой территории ТСЖ довести до Государственной инспекции по охране окружающей среды Пермского края для решения вопроса по ликвидации источника загрязнения, руководителя ОАО “Камская долина“ (Гладикову А.В.) для изучения ситуации и принятия мер по ликвидации разлива мазута с утилизацией оставшихся емкостей и восстановления нарушенного благоустройства территории.
20.06.2008 г. по результатам совещания при главе администрации Дзержинского района г. Перми принято решение о рекомендации председателю ТСЖ провести работы по ликвидации источника загрязнения нефтесодержащей жидкостью на придомовой территории жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Коммунистическая, 123 (демонтажу мазутных емкостей и ликвидации разлива мазута) с последующим взысканием с виновных лиц, которые будут выявлены в ходе административного расследования. Направить запросы в Ростехнадзор по проведению мероприятий по установлению виновных лиц в загрязнении нефтесодержащей жидкостью придомовой территории жилого дома, в ДПиР по представлению информации об объемах проведения проектно-изыскательных работ при строительстве жилых домов, в ОАО “Камская долина“ о представлении в администрацию района разрешения на производство проектно-изыскательских работ на строительство жилого дома по ул. Коммунистическая, 123, документов, подтверждающих право работы по ликвидации последствий разливов нефти, нефтепродуктов строительно-монтажным трестом N 14. Обратиться в архив г. Перми, Пермского края по поиску предписания выданному Госкомэкологией ОАО “Камская долина“, по ликвидации мазутных емкостей (л.д. 137).
Не согласившись с результатом столь длительного разрешения вопроса по ликвидации розлива нефтепродуктов на придомовой территории, ТСЖ “Коммунистическая, 123“ обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что факт розлива нефти не является чрезвычайной ситуацией, а лишь результатом хозяйственной деятельности прошлых лет, в связи с чем подлежит ликвидации в соответствии с п. 9 Постановления Правительства N 240, кроме того, администрацией Дзержинского района г. Перми, администрацией г. Перми предприняты действия, направленные на разрешение (урегулирование) данной ситуации по розливу нефтепродуктов, указанные обстоятельства не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу положений п. 1 ст. 198, п. 2 ст. 201 АПК РФ основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта) и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 1 ФЗ N 68-ФЗ от 21.12.1994 г. “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ определены понятия чрезвычайной ситуации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Во исполнение Федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 304 от 21.05.2007 г., согласно которому установлена классификация чрезвычайных ситуаций, в том числе природного и техногенного характера. Согласно данному Постановлению к чрезвычайной ситуации локального характера относится ситуация, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей.
Согласно пункту 1 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 г. N 240, организация мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду, производится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов.
Пунктом 7 данных Правил закреплено, что при поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов время локализации разлива не должно превышать 4 часов - при разливе в акватории, 6 часов - при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе.
Руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Эти работы проводятся круглосуточно в любую погоду.
Для уточнения масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирования ее развития создаются оперативные группы специалистов соответствующего профиля.
Согласно положениям п. 8 данных Правил мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов:
прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;
сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;
размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.
Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Указанные работы могут считаться завершенными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, донных отложениях водных объектов, при котором:
исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории;
допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий);
обеспечивается возможность целевого использования водных объектов без введения ограничений.
В силу пункта 1 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 г. N 613 (далее Основные требования), данные основные требования определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются - планы), которые относятся к чрезвычайным ситуациям локального, местного, территориального, регионального и федерального значения, а также организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их ликвидации.
Согласно п. 3 данных Основных требований разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством РФ.
В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
В соответствии с Приложением 2 к Указаниям по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации, утвержденных Приказом МПР России от 03.03.2003 г. N 156, нижним уровнем разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации на местности, в том числе на поверхности торфяных болот, для авто- и железнодорожных цистерн для нефти и тяжелых нефтепродуктов является 5 тонн на территории населенных пунктов с твердым покрытием, 3 - без покрытия, для легких нефтепродуктов 3 тонны - с твердым покрытием, 1 - без покрытия, для иных источников на территории населенных пунктов с твердым покрытием нефтью 6 тонн, тяжелыми нефтепродуктами - 10 тонн, легкими нефтепродуктами - 6 тонн, без покрытия, соответственно, 2 тонны, 5 тонн и 0,5 тонны.
Как следует из материалов дела, в том числе, акта сдачи-приемки выполненных работ от 3.11.2008 г. (л.д. 151) к договору N 05/10-ЛРН от 16.10.2008 г., заключенному между ТСЖ и ООО “Пермский аварийно-спасательный отряд“ по локализации, проведению подготовительных работ и определению объема работ по ликвидации источника загрязнения НСЖ на придомовой территории, в результате проведения работ по вскрытию асфальта на придомовой территории было собрано более 3,6 тонн мазута и 2 м куб. нефтезагрязненного грунта.
Источником загрязнения является подземная горизонтально расположенная цистерна объемом 30 тонн, заполненная тяжелыми нефтепродуктами - мазутом. При этом нарушена целостность емкости в верхней части, которая была частично забетонирована.
Кроме того, как следует из письма Пермского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору от 22.09.2008 г. N 13/3420 (л.д. 107), для определения фактического загрязнения территории Филиалом “ЦЛАТИ по Пермской области“ был произведен отбор проб на содержание нефтепродуктов жидкости, вытекающей на придомовую территорию.
По результатам анализа содержание нефтепродуктов в пробах, отобранных на поверхности асфальтового покрытия придомовой территории составляет 962000 мг/кг - контрольная проба в месте излива нефтепродуктов, 3800 мг/кг - фоновая проба из-под арки здания. При этом, концентрация нефтепродуктов в контрольной пробе превышает содержание нефтепродуктов в фоновой пробе в 253,2 раза, что свидетельствует об очень высокой степени загрязнения территории.
Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются.
Таким образом, исходя из действующего законодательства, разлив мазута в данном объеме является чрезвычайной ситуацией локального характера. Кроме того, суд апелляционной инстанции указывает на наличие возможности дальнейшего разлива нефтепродуктов, что, соответственно, может привести к увеличению негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду.
При этом, доводы администрации Дзержинского района г. Перми о том, что данный разлив мазута является не чрезвычайной ситуацией, а результатом хозяйственной деятельности прошлых лет, в связи с чем разлив нефтепродуктов подлежит ликвидации в соответствии с п. 9 Правил, судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны неправомерными, как основанные на неверном применении и толковании норм действующего законодательства.
Согласно п. 9 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 г. N 240, при обнаружении загрязнения нефтью и нефтепродуктами объектов окружающей природной среды, произошедшего в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды проводит расследование причин загрязнения.
Организации, на территории которых находятся источники такого загрязнения, должны организовать контроль и наблюдение за загрязненным объектом окружающей природной среды и его возможным влиянием на объекты жизнеобеспечения населения, а также осуществить необходимые мероприятия.
Работы по ликвидации загрязнения нефтью и нефтепродуктами объектов окружающей природной среды, произошедшего в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель, восстановления объектов окружающей природной среды, имеющими положительное заключение государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из буквального толкования данного пункта не следует, что выявленное загрязнение нефтепродуктами в результате хозяйственной деятельности прошлых лет не может быть квалифицировано как чрезвычайная ситуация, что работы по ликвидации данного разлива нефтепродуктов должны быть проведены только за счет организации, на территории которой находится источник такого загрязнения.
Кроме того, из системного толкования положений пунктов 1, 2, 3, 4 названных Правил под организацией согласно данным Правилам подразумевается не любая хозяйствующая организация, а организация, осуществляющая разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов. Именно к данным организациям настоящими Правилами устанавливаются требования по организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются - мероприятия), направленные на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду.
Данная ситуация по разливу нефтепродуктов, как указано ранее, является чрезвычайной ситуацией, которая должна быть ликвидирована в кратчайшие сроки.
При этом, в статье 11 ФЗ N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении, при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ, создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон N 131 “Об общих принципах организации местного самоуправления“ устанавливает, что участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения является вопросом местного значения органов местного самоуправления городского округа.
В соответствии со ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных отходов.
При таких обстоятельствах, ликвидация чрезвычайной ситуации локального характера должна быть произведена администрацией Дзержинского района г. Перми.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращается внимание на то, что неоднократно на различных совещаниях, заседаниях рабочих групп, инспекций администрации Дзержинского района г. Перми поручалось решить вопрос о финансировании работ по ликвидации.
Проведение различных заседаний или совещаний администрацией Дзержинского района г. Перми не привели и не могут привести к устранению последствий фактического разлива нефтесодержащей жидкости. Следовательно, фактически администрацией Дзержинского района допущено бездействие по невыполнению всего комплекса мероприятий, предусмотренного действующим законодательством, необходимого для устранения последствий чрезвычайной ситуации локального характера.
На основании изложенного, поскольку концентрация нефтепродуктов свидетельствует об очень высокой степени загрязнения территории, учитывая, что коррозия металла может привести не только к просачиванию нефтесодержащей жидкости, но и к резкому выбросу данной жидкости, что может привести к образованию провала или возгоранию ее в непосредственной близости от газифицированного жилого многоквартирного дома, то действия администрации Дзержинского района г. Перми на протяжении более года, не повлекшие за собой необходимого результата в виде проведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разлива нефтепродуктов, судом апелляционной инстанции признаются незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Учитывая, что апелляционная жалоба удовлетворена, то в соответствии со ст. 110 АПК РФ с администрации Дзержинского района г. Перми в пользу ТСЖ “Коммунистическая, 123“ подлежит взысканию 3 000 руб. в возмещение расходов по госпошлине по иску и апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 176, 258, 268, 269, ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 07.11.2008 г. отменить.
Признать незаконными действия администрации Дзержинского района г. Перми, не повлекшие за собой проведение аварийно-спасательных работ по ликвидации разлива нефтепродуктов на придомовой территории жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Коммунистическая, 123 и последующего благоустройства территории.
Администрацию Дзержинского района г. Перми обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя ТСЖ “Коммунистическая, 123“.
Взыскать с Администрации Дзержинского района г. Перми в пользу ТСЖ “Коммунистическая, 123“ 3 000 (три тысячи) рублей в возмещение расходов по госпошлине.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
И.В.БОРЗЕНКОВА
Судьи
С.Н.САФОНОВА
Г.Н.ГУЛЯКОВА