Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2008 N 17АП-8251/2008-АК по делу N А60-14446/2008 За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного законодательства, подлежат применению штрафные санкции.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 2008 г. N 17АП-8251/2008-АК

Дело N А60-14446/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 13.11.2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14.11.2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Богдановой Р.А.,

судей Григорьевой Н.П., Голубцова В.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Деевой О.М.

при участии:

от истца (ГУ УПФ РФ в г. Реже Свердловской области) - не явился, извещен,

от ответчика (ИП Селиванов Н.Н.) - не явился, извещен,

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца

ГУ
УПФ РФ в г. Реже Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 сентября 2008 года

по делу N А60-14446/2008,

принятое судьей Савиной Л.Ф.

по иску ГУ УПФ РФ в г. Реже Свердловской области

к ИП Селиванову Н.Н.

о взыскании 184 руб. 80 коп.

установил:

ГУ УПФ РФ в г. Реже Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с ИП Селиванову Н.Н. штрафной санкции в сумме 184 руб. 80 коп. в связи с непредставлением сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 г.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.09.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции исходил из несоблюдения органом ПФ РФ установленного ст. 101 НК РФ порядка рассмотрения материалов проверки и вынесения решения.

Не согласившись с решением суда, управление обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы считает, что нарушений порядка рассмотрения материалов проверки и вынесения решения управлением не допущено. Указывает, что рассмотрение материалов проверки состоялось 15.05.2008 г., об указанной дате предприниматель был уведомлен, но на рассмотрение материалов не явился, в связи с чем оно состоялось в его отсутствие. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом N 43 от 15.05.2008 г., в котором указано “изготовить решение до 20.05.2008 г.“, решение было изготовлено 19.05.2008 г.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направили, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого
судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.

В силу ст. 6 ФЗ от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном“) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона N 27-ФЗ физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами предоставляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда. В соответствии с п. 6 ст. 11 указанного Закона сведения о сумме уплаченных страховых взносов представляются в территориальный орган вместе с копией платежного документа.

Сведения об уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование должны предоставляться застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, вместе с копией платежного документа, ежегодно до 1 марта (п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318).

Согласно с абз. 3 ст. 17 Закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и(или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание
указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

Управлением проведена проверка по факту представления ИП Селиванова Н.Н. сведений персонифицированного учета и установлено, что предприниматель в срок до 01.03.2008 г. не представил за 2007 год сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По результатам проверки составлен акт от 16.04.2008 N 43 и вынесено решение от 19.05.2008 N 29 о привлечении предпринимателя к ответственности на основании ст. 17 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ за непредставление в установленные законодательством сроки сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, в виде взыскания финансовых санкций в сумме 184 руб. 80 коп.

Управление направило предпринимателю требование от 19.05.2008 N 29 о добровольной уплате санкций в срок до 06.06.2008. В установленный в требовании срок предпринимателем штраф не уплачен, в связи с чем управление обратилось в арбитражный суд за его взысканием.

Материалами дела факт совершения указанного правонарушения подтверждается, каких-либо возражений относительно выявленных нарушений предпринимателем не представлено, санкция заявителем применена правомерно.

При этом суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из несоблюдения управлением установленного ст. 101 НК РФ порядка рассмотрения материалов проверки и вынесения решения.

В силу ст. 2 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ порядок привлечения страхователей ПФ РФ к ответственности регулируется Налоговым кодексом РФ.

Согласно ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса. Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и
123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 87 НК РФ целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

В силу п.п. 1, 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная налоговая проверки проводится уполномоченными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Таким образом, предметом камеральной налоговой проверки являются налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком в соответствии с требованиями НК РФ, а также документы, имеющиеся у налогового органа.

Поскольку в рассматриваемом случае налоговая декларация (расчет) учреждению не представлялась, выводы о совершенном правонарушении учреждение сделало на основе несвоевременно представленных сведений, следовательно, камеральная налоговая проверка в рассматриваемом случае не проводилась.

Выездная налоговая проверка в данном случае также не проводилась.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 3 статьи 17 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, а не Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

Таким образом, к процедуре привлечения обязанного лица к ответственности по ч. 3 ст. 17 “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного законодательства, в рассматриваемом случае подлежат применению положения ст. 101.4 НК РФ.

В
соответствии со ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение (п. 1).

В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение (п. 2).

Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (п. 4).

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям (п. 5).

По истечении указанного срока руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение 10 дней рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения (п. 6).

Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах
и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица (п. 7).

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и(или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения (п. 12).

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в акте проверки управление известило предпринимателя о том, что материалы проверки будут рассмотрены 15.05.2008 г., однако фактически решение по материалам проверки было вынесено 19.05.2008 г., о чем предприниматель не был извещен. Суд указал, что составление 19.05.2008 г. протокола рассмотрения материалов проверки не является основанием для освобождения заявителя от соблюдения порядка рассмотрения материалов камеральной проверки, предусмотренного ст. 101 НК РФ, протокол в адрес предпринимателя не направлялся.

Указанные выводы суда первой инстанции являются ошибочными.

Управлением при обнаружении факта непредставления сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета, составлен акт, в котором указан факт нарушения законодательства, отражены нарушенные положения закона, предусмотренная санкция, произведен расчет суммы штрафа (л.д. 8).

Акт направлен
в адрес предпринимателя заказным письмом с уведомлением и получен им 19.04.2006 г. (л.д. 8).

В акте указано, что рассмотрение акта с учетом представленных страхователем документов состоится в 10 час. 00 мин. 15.05.2008 г. по адресу: г. Реж, ул. Советская, 1, каб 203.

Предприниматель письменные возражения по акту не представил, на рассмотрение акта в указанную дату не явился, своего представителя не направил.

15.05.2008 г. управление рассмотрело акт в отсутствие предпринимателя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения акта.

В материалах дела имеется протокол рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании УПФР в г. Реже Свердловской области N 43 от 15.05.2008 г., согласно которому материалы проверки были рассмотрены 15.05.2008 г., принято решение привлечь ИП Селиванова Н.Н. к ответственности, а решение изготовить до 20.05.2008 г. (то есть установлен срок для технического изготовления полного текста решения) (л.д. 19).

Таким образом, акт был рассмотрен в отсутствие предпринимателя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте его рассмотрения, который явку на его рассмотрение не обеспечил. Управлением обстоятельства нарушения были рассмотрены, наличие состава правонарушения установлено.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушений процедуры, предусмотренной ст. 101.4 НК РФ управлением не допущено.

Решение о привлечении к ответственности N 29 оформлено 19.05.2008 г. При этом техническое изготовление решения позднее даты рассмотрения акта не противоречит закону.

Таким образом, лицу, в отношении которого был составлен акт, обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и(или) через своего представителя, которой предприниматель не воспользовался.

Следовательно, нарушений существенных условий процедуры рассмотрения акта в соответствии с п. 12 ст. 101.4 НК РФ не имеется, как и иных нарушений
процедуры рассмотрения материалов, которые нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.

Направление протокола рассмотрения материалов в адрес страхователя законом не предусмотрено, ему направлено решение о привлечении к ответственности.

На основании изложенного судом апелляционной инстанции нарушений процедуры привлечения к ответственности не установлено, в связи с чем не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявленные требования удовлетворению.

Обстоятельств, смягчающих ответственность предпринимателя, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 176, 268, 269, п.п. 3 п. 1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.09.2008 г. отменить, заявленные требования удовлетворить.

Взыскать с Ф.И.О. 29.05.1982 г.р., уроженца с. Зачулымка Бирилюсского района Красноярского края, ИНН 662804561607, проживающего по адресу: 623750, Свердловская область, г. Реж, в доход Пенсионного фонда РФ штраф в размере 184 (Сто восемьдесят четыре) руб. 80 коп.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Р.А.БОГДАНОВА

Судьи

В.Г.ГОЛУБЦОВ

Н.П.ГРИГОРЬЕВА