Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2008 N 17АП-7449/2008-ГК по делу N А50-11185/2007 При возложении на энергоснабжающую организацию обязанности надлежащим образом исполнять договор на снабжение тепловой энергией в сетевой воде не подлежит установлению тариф, который применяется в этих отношениях. Соответственно, арбитражный суд не вправе устанавливать такой тариф при разъяснении порядка исполнения исполнительного документа.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 2008 г. N 17АП-7449/2008-ГК

Дело N А50-11185/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шварц Н.Г.

судей Масальской Н.Г., Соларевой О.Ф.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фарбазовой О.Ф.

при участии:

от ответчика (должника), ОАО “Территориальная генерирующая компания N 9“: Путина О.В. - по доверенности N 53 от 25.12.2007 г.;

от истца, ЖСК N 23 при Пермском отделении Свердловской железной дороги; третьего лица, ООО “Регионэнергосбыт“; ООО “Пермская сетевая компания“; заинтересованного лица, судебного пристава-исполнителя - не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ответчика, ОАО “Территориальная
генерирующая компания N 9“,

на определение Арбитражного суда Пермского края от 27.08.2008 года

о разъяснении порядка исполнения исполнительного листа от 21.01.2008 г.

по делу N А50-11185/2007,

вынесенное судьей Дружининой Л.В.

по заявлению ОАО “Территориальная генерирующая компания N 9“

по иску ЖСК N 23 при Пермском отделении Свердловской железной дороги

к ОАО “Территориальная генерирующая компания N 9“

третье лицо: ООО “Регионэнергосбыт“

об обязании исполнять договор,

установил:

решением Арбитражного суда Пермского края от 14 ноября 2007 года на ОАО “Территориальная генерирующая компания N 9“ возложена обязанность надлежащим образом исполнять обязательства по договору N 5484 от 18.04.2005 года на снабжение тепловой энергией в сетевой воде, а именно: предъявлять ЖСК N 23 за поставленную тепловую энергию единый счет-фактуру (т. 1, л.д. 134-138).

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2008 года решение суда от 14.11.2007 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОАО “ТГК N 9“ без удовлетворения (т. 2, л.д. 30-39).

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.04.2008 года решение суда первой инстанции от 14.11.2007 года, постановление суда апелляционной инстанции от 10.01.2008 года оставлены без изменения, кассационная жалоба ОАО “ТГК N 9“ оставлена без удовлетворения (т. 2, л.д. 90-93).

На основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Пермского края от 14.11.2007 г. выдан исполнительный лист N А50-11185/2007-Г-28 от 21.01.2008 г.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОФССП по Свердловскому району г. Перми Унгер М.Д. от 18.02.2008 г. возбуждено исполнительное производство N 7/9119/550/11/2008 в отношении должника, ОАО “Территориальная генерирующая компания N 9“, в интересах взыскателя, ЖСК N 23 (том 3 л.д. 63).

20.08.2008 года в Арбитражный суд Пермского края поступило заявление должника - ОАО “ТГК N 9“ о разъяснении порядка исполнения исполнительного документа
в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“. Также должник заявил ходатайство о приостановлении исполнительного производства до рассмотрения настоящего заявления на основании ст. 39 ФЗ “Об исполнительном производстве“ (т. 3, л.д. 61-62).

Определением Арбитражного суда Пермского края от 27.08.2008 года заявление ОАО “ТГК N 9“ о разъяснении исполнительного документа по делу N А50-11185/2007 удовлетворено. Суд разъяснил, что при исполнении решения Арбитражного суда Пермского края от 14.11.2007 года в расчетах между сторонами за тепловую энергию, в том числе за оказанные услуги по ее транспортировке по сетям ОАО “ТГК N 9“, при выставлении счета-фактуры подлежит применению тариф, установленный Постановлением РЭК Пермского края от 12.12.2007 года N 283-т. Кроме того, суд указал, что заявление о приостановлении исполнительного производства не рассматривается в связи с разрешением судом вопроса о разъяснении порядка исполнения исполнительного документа (т. 3, л.д. 65-66).

Должник, ОАО “ТГК N 9“, не согласившись с вынесенным определением, обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о разъяснении порядка исполнения исполнительного листа. До разрешения вопроса, поставленного в заявлении о разъяснении порядка исполнения исполнительного документа, заявитель просит приостановить исполнительное производство N 7/9119/550/11/2008 на основании пункта 5 части 2 статьи 39 ФЗ “Об исполнительном производстве“.

По мнению заявителя, при вынесении оспариваемого определения судом первой инстанции было допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы, изложенные в определении, не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права, разъяснение не позволяет однозначно определить порядок исполнения судебного решения.

ОАО “ТГК N 9“ полагает, что
указание в мотивировочной части определения на применение энергоснабжающей организацией при расчетах только тарифа на тепловую энергию, установленного для потребителей ОАО “ТГК N 9“, противоречит условиям договора, а также устанавливает новые условия, противоречащие согласованному сторонами пункту 3.2 договора. Такое исполнение, по мнению заявителя жалобы, не может быть принято судебным приставом-исполнителем в качестве надлежащего исполнения исполнительного документа. Заявитель считает также, что судом первой инстанции не учтено, что установленный в 2008 году тариф на тепловую энергию, поставляемую ОАО “ТГК N 9“, учитывает все затраты по выработке, передаче тепловой энергии по сетям ОАО “ТГК N 9“ и ее сбыту потребителям, непосредственно присоединенным к тепловым сетям ОАО “ТГК N 9“, в то время как сети кооператива не имеют непосредственного присоединения к сетям ОАО “ТГК N 9“, а присоединены к сетям ООО “Пермская сетевая компания“. В судебном заседании представитель должника поддержал доводы апелляционной жалобы.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Законность и обоснованность определения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что взыскатель (истец), обращаясь с исковым заявлением, просил обязать ОАО “ТГК N 9“ надлежащим образом исполнять условия договора, а именно: предъявлять истцу за поставленную в расчетном периоде тепловую энергию единый счет-фактуру. Решением Арбитражного суда Пермского края указанная обязанность по выставлению единого счета-фактуры была возложена на ОАО “ТГК N 9“ (т. 1, л.д. 134-138).

Удовлетворяя заявление ОАО “ТГК N 9“ о разъяснении исполнительного документа по настоящему делу, суд исходил из того, что для потребителей ответчика (должника) Постановлением РЭК Пермского края от
12.12.2007 г. N 283-т установлен тариф на тепловую энергию на 2008 год; тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО “ТГК N 9“, учитывают все затраты по выработке, передаче тепловой энергии по сетям ОАО “ТГК N 9“ и ее сбыту потребителям, присоединенным непосредственно к сетям ОАО “ТГК N 9.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей взыскателя и должника, суд апелляционной инстанции полагает, что определение суда от 25.08.2008 г. подлежит отмене, в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 32 ФЗ “Об исполнительном производстве“, в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения.

Заявление о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения рассматривается судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ, в десятидневный срок со дня его поступления (часть 2 статьи 32 ФЗ “Об исполнительном производстве“).

В силу статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист - это исполнительный документ, выданный арбитражным судом на основании судебного акта, содержащий указание о взыскании с должника в пользу взыскателя конкретного имущества, и(или) предписание должнику совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, который подлежит принудительному исполнению судебным приставом-исполнителем в случае неисполнения вынесенного решения в добровольном порядке.

Требования к содержанию исполнительного листа установлены статьей 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, в исполнительном листе должна быть указана резолютивная часть судебного акта (п. 5 ч 1 ст.
320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Данному требованию корреспондируют положения пункта 6 части 1 статьи 13 ФЗ “Об исполнительном производстве“.

Резолютивная часть исполнительного листа Арбитражного суда Пермского края N 11185/2007-Г-28 содержит предписание: “Обязать ОАО “ТГК N 9“ надлежащим образом исполнять обязательства по договору N 5484 от 18.04.2005 г. на снабжение тепловой энергией в сетевой воде, а именно: предъявлять ЖСК N 23 за поставленную тепловую энергию единый счет-фактуру“ (т. 2, л.д. 41).

Содержание вышеуказанного исполнительного листа соответствует требованиям статьи 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 13 ФЗ “Об исполнительном производстве“.

Данный исполнительный лист не содержит неясностей, предусмотренных статьей 32 ФЗ “Об исполнительном производстве“, являющихся основанием для разъяснения порядка исполнения исполнительного листа. Следовательно, в удовлетворении заявления ОАО “ТГК N 9“ о разъяснении порядка исполнения исполнительного документа по делу N А50-11185/2007 следует отказать.

Кроме того, из содержания заявления ОАО “ТГК N 9“ следует, что заявитель просит разъяснить, какой тариф подлежит применению при выставлении единого счета-фактуры.

В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, право разъяснения порядка применения тарифов входит в компетенцию органов, осуществляющих государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Таким образом, вопросы установления экономической обоснованности и неопределенности применения тарифов ответчик вправе разрешать в порядке, установленном федеральными законами в органах, осуществляющих государственное регулирование тарифов, а также в компетентных органах, осуществляющих контроль за деятельностью естественных монополий.

Из содержания статьи 32 ФЗ “Об исполнительном производстве“ следует, что при разъяснении исполнительного документа, порядка и способа его исполнения суд не вправе вносить изменения в содержание судебного акта.

Разъясняя
в определении от 27.08.2008 года, что при исполнении решения суда от 14.11.2007 г. подлежит применению тариф, установленный Постановлением РЭК Пермского края от 12.12.2007 г. N 283-т, суд первой инстанции вышел за пределы предоставленных ему полномочий, установленных статьей 32 ФЗ “Об исполнительном производстве“, суд фактически изменил решение суда и содержание исполнительного документа, поскольку указание о тарифе в исполнительном листе отсутствует.

Кроме того, вопрос о том, какой тариф должен применяться при выставлении единого счета-фактуры судом при рассмотрении дела по существу не рассматривался и решение по данному вопросу судом первой инстанции не было вынесено.

Из мотивировочной части определения суда первой инстанции следует, что суд разъясняет также и решение суда по данному делу, однако, должник в своем заявлении не просил суд разъяснить ему решение.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ исполнительное производство может быть приостановлено судом в случае обращения должника в суд с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.

Поскольку отсутствуют основания для удовлетворения заявления должника о разъяснении порядка исполнения исполнительного документа по делу N А50-11185/2007, нет оснований для приостановления исполнительного производства в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 ФЗ “Об исполнительном производстве“.

Из материалов дела следует, что суд рассмотрел заявление ОАО “ТГК N 9“ о разъяснении порядка исполнения исполнительного документа без вызова в судебное заседание взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя.

Суд апелляционной инстанции полагает, что заявление о разъяснении порядка исполнения исполнительного документа согласно ст. 32 ФЗ “Об исполнительном производстве“ подлежит рассмотрению в порядке, установленном пунктом 2 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т.е. в судебном заседании с извещением
взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц не является препятствием для рассмотрения заявления.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 5 части 2 статьи 39 Федерального закона РФ “Об исполнительном производстве“, а не статьи 32.

В аналогичном порядке подлежит рассмотрению заявление о приостановлении исполнительного производства на основании пункта 5 части 2 статьи 32 ФЗ “Об исполнительном производстве“ (статьи 324, 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Однако заявление о приостановлении исполнительного производства судом первой инстанции не рассмотрено, определение в части указанного заявления не вынесено.

На основании изложенного, определение арбитражного суда от 27.08.2008 года о разъяснении исполнительного документа по делу N А50-11185/2007 подлежит отмене, как принятое с нарушением положений статьи 32 ФЗ “Об исполнительном производстве“ (пункт 4 части 1 статьи 270, пункт 3 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Апелляционная жалоба должника по изложенным выше основаниям удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271, пунктом 3 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

определение Арбитражного суда Пермского края от 27.08.2008 г. по делу N А50-11185/2007 отменить.

В удовлетворении заявления о разъяснении порядка исполнения исполнительного документа по делу N А50-11185/2007 ОАО “Территориальная генерирующая компания N 9“ отказать.

В удовлетворении заявления о приостановлении исполнительного производства N 7/9119/550/11/2008 ОАО “Территориальная генерирующая компания N 9“ отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральном арбитражном суде Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте
Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Н.Г.ШВАРЦ

Судьи

Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ

О.Ф.СОЛАРЕВА