Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 по делу N А36-2699/2008 Несоблюдение общих предписаний к обращению с отходами, не конкретизирующих условия и способы сжигания отходов производства, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сжигании отходов.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2008 г. по делу N А36-2699/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2008 года.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Арбитражного суда Липецкой области имеет дату 21.10.2008, а не 21.10.2000.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.10.2000 года по делу N А36-2699/2008,

установил:

общество с ограниченной ответственностью А. (далее - ООО А., Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению экологии и природных ресурсов Липецкой области (далее - Управление, административный
орган) о признании недействительным постановления от 01.09.2008 года N 1190 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 60000 рублей на основании статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 21.10.2008 года заявленные требования удовлетворены. Постановление от 01.09.2008 года N 1190 признано незаконным и отменено.

Управление не согласилось с данным судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта.

В обоснование доводов апелляционной жалобы административный орган ссылается на то, что обязанность по доказыванию безопасности своей деятельности возлагается на лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность, процесс горения соломы на полях нормативно-разрешительной документацией Общества не предусмотрен, а процесс термического окисления соломы сопровождается загрязнением атмосферного воздуха продуктами горения. По мнению Управления, объективную сторону совершенного Обществом правонарушения образует бездействие, отсутствие действий данного лица по пресечению термического процесса горения, тем более, что цель уничтожить солому, стерню и пожнивные остатки, у Общества имелась в виду необходимости перепахивания полей.

ООО А. возражает против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве. Общество указывает на то, что основным видом его деятельности является выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, тогда как отходы пожнивных остатков образуются при переработке зерновых культур, а не при их выращивании. Кроме того, по мнению Общества, по технологии выращивания зерновых культур остатки стерни и соломы должны оставаться на земле для дальнейшего смешивания остатков с землей с целью их гниения в зимний период и повышения плодородия почв. Общество считает, что предприняло все зависящие от него меры
к недопущению возникновений пожаров.

ООО А. своего представителя в судебное заседание не направило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В судебном заседании объявлялся перерыв до 25.12.2008 года.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, пояснения лица, участвующего в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Липецкой области А. на основании приказа N 051/18 от 20.08.2008 года осуществлены мероприятия по контролю в отношении ООО А.

В ходе данных мероприятий установлено, что на полях Общества сжигались отходы от переработки зерновых культур - стерня и солома, содержащие отходы мякины, образовавшиеся после уборки комбайнами озимой пшеницы. В частности, указанные отходы горели 15.08.2008 года на участке площадью 1 га на южной окраине поля площадью 100 га, расположенном в двух километрах на запад от окраины села К.; 16.08.2008 года на участке площадью 10 га на поле площадью 100 га, расположенном в 2,5 км на восток от села П.; 16.08.2008 года на участке площадью около 5 га на поле площадью около 50 га, расположенном в 1,5 км на восток от села Н.; 17.08.2008 года на участке площадью около 10 га на поле площадью около 150 га, расположенном на восточной окраине села П.; 17.08.2008 года на участке площадью около 20 га на
поле площадью около 80 га, расположенном в 6 км на северо-восток от села П.; 17.08.2008 года на поле площадью около 200 га, расположенном в 2 км на северо-запад от села Б.

Извещением, полученным ООО А. 20.08.2008 года, Управление сообщило Обществу о дате и времени составления протокола.

Полагая, что установленное в ходе проверки деяние ООО А., выразившееся в сжигании соломы и стерни, повлекшем уничтожение в верхнем слое почвы практически всей микрофлоры и выбросы в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ вместе с дымом, чем нарушены требования пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ (далее - Закон “Об охране окружающей среды“), содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, Управление 22.08.2008 года составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 1190.

22.08.2008 года Управление извещением о явке от 22.08.2008 года уведомило Общество о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

01.09.2008 года по результатам рассмотрения дела было вынесено постановление N 1190 о назначении административного наказания, которым Общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 60000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением об административном правонарушении от 01.09.2008 года N 1190, ООО А. обратилось в арбитражный суд с рассмотренным требованием.

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что материалами административного дела подтверждается только факт горения отходов производства от переработки зерновых культур, объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, не образующий.

Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правильными, а решение по
делу правомерным исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 2.1 КоАП РФ административное правонарушение определяется как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статья 8.2 КоАП РФ устанавливает ответственность юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона вменяемого Обществу правонарушения выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сжигании отходов.

Оспариваемым постановлением Общество привлекается к ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, установленных частью 1 статьи 51 Закона “Об охране окружающей среды“.

Статьей 1 Закона
“Об охране окружающей среды“ требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) определены как предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Закона “Об охране окружающей среды“ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Из анализа данной нормы следует, что она не устанавливает конкретные экологические и санитарно-эпидемиологические требования, соблюдение которых обязательно при сжигании отходов, не определяет критерии безопасности осуществления соответствующих действий (бездействий), не содержит запрет на сжигание отходов от переработки зерновых культур на полях. Пункт 1 статьи 51 содержит отсылку к иным нормам права, которыми должны устанавливаться условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов.

По мнению арбитражного суда, событие административного правонарушения, вменяемого Обществу, может заключаться в несоблюдении конкретных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства, установленных соответствующими нормативными правовыми актами и предусматривающих конкретные запреты (ограничения) или обязанности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих какие-либо действия с отходами производства.

Следовательно, несоблюдение общих предписаний к обращению с отходами, не конкретизирующих условия и способы сжигания отходов производства, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ обстоятельства по делу об административном правонарушении устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Материалами административного дела подтверждается и Обществом не оспаривается факт горения отходов от переработки зерновых культур на используемых ООО А. полях.

Однако в оспариваемом постановлении не указано, какие именно экологические или санитарно-эпидемиологические требования нарушаются сжиганием отходов производства от переработки зерновых культур, не установлена вина Общества в несоблюдении указанных требований и вообще в самом сжигании отходов.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Управлением не доказан ни факт сжигания Обществом (его работниками) отходов производства от переработки зерновых культур (стерни и соломы) на полях, используемых Обществом, ни нарушение тем самым каких-либо экологических или санитарно-эпидемиологических требований.

Отсутствие в составе правонарушения объективной и субъективной сторон в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и дающим основание, согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, для отмены обжалуемого постановления о привлечении к административной ответственности.

При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает правильным вывод суда об отсутствии достаточных доказательств для привлечения ООО А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

С учетом изложенного Арбитражный суд Липецкой области правомерно удовлетворил заявленное ООО А. требование, признав незаконным и
отменив постановление административного органа.

Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального законодательства, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.10.2000 года по делу N А36-2699/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.