Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2008 N 17АП-3575/2008-АК по делу N А71-7421/2007 Суд сделал вывод о недействительности требования об уплате пени по единому социальному налогу в связи с пропуском установленного законом срока.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июня 2008 г. N 17АП-3575/2008-АК

Дело N А71-7421/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Риб Л.Х.,

судей Осиповой С.П., Нилоговой Т.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тухватуллиной Э.Р.,

при участии:

от заявителя (ОАО “Ижевский мотозавод “Аксион-холдинг“), надлежащим образом извещенного о судебном заседании, представитель не явился;

от ответчика (ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска) - Пономаренко И.О. (представитель по доверенности от 09.01.2008 г., предъявлен паспорт);

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 10 апреля 2008
года

по делу N А71-7421/2007,

принятое судьей Л.Ю.Глуховым

по заявлению Открытого акционерного общества “Ижевский мотозавод “Аксион-холдинг“

к ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска

о признании недействительным требования,

установил:

в Арбитражный суд Удмуртской Республики обратилось Открытое акционерное общество “Ижевский мотозавод “Аксион-холдинг“ с заявлением о признании недействительным требования ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска от 14.06.2007 N 4155 об уплате пени в сумме 23485 руб. 98 коп. по единому социальному налогу.

Решением арбитражного суда от 31.10.2007 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.02.2008 г. решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики. В судебном акте кассационной инстанцией указано, что судом при рассмотрении дела не установлены обстоятельства направления инспекцией оспариваемого требования с учетом положений п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, и, соответственно, не установлены обстоятельства соблюдения налоговым органом порядка и сроков принудительного взыскания пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика.

Повторно рассмотрев дело Арбитражный суд Удмуртской Республики решением от 10.04.2008 г. заявленные требования удовлетворил, признал недействительным требование Инспекции от 14.06.2007 N 4155 об уплате пеней по единому социальному налогу.

Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, в удовлетворении требований отказать, в обоснование жалобы указывает на отсутствие правовых оснований для признания требования об уплате пени недействительным.

Заявитель представил письменный отзыв с возражениями против доводов апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, оснований
для отмены судебного акта не усматривает.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе. Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав присутствующего в судебном заседании представителя ответчика, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, инспекцией в результате проведения контрольных мероприятий установлено, что налогоплательщиком нарушен срок уплаты единого социального налога, зачисляемого в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, начисленного на основании представленных 21.03.2005 г. уточненных налоговых деклараций за 2004 г., а также деклараций за 2005 г., 2006 г. Данное обстоятельство явилось основанием для начисления обществу пени в общей сумме 23 485,98 руб. за периоды с 16.03.2004 по 15.03.2005, с 16.08.2005 по 29.08.2005, с 16.09.2005 по 19.09.2005, с 16.11.2005 по 08.12.2005, с 16.12.2005 по 29.12.2005, с 17.01.2006 по 05.03.2006. 14.06.2007 г. Инспекцией выставлено требование N 4155 об уплате Обществом пени в сумме 23 485,98 руб. в добровольном порядке в срок до 05.07.2007 г. (л.д. 9, 43).

Не согласившись с указанным требованием, организация обратилась с заявлением о признании его недействительным в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что требование об уплате пени направлено налогоплательщику за пределами срока, установленного законом для осуществления взыскания.

Выводы суда являются правильными,
соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Согласно п.п. 1, 2, 8 ст. 45 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

В соответствии со ст. 69 Кодекса требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога,
а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.

На основании положений ст. 46 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

Процедура принудительного взыскания налога, осуществляемого в бесспорном порядке, применяется и к процедуре взыскания пеней.

В силу п. 1
ст. 70 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии ч. 5, 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ в качестве переходного положения предусмотрено, что положения Налогового кодекса Российской Федерации в редакции указанного Федерального закона применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 г. В случае, если течение предусмотренных законодательством о налогах и сборах сроков не завершилось до 1 января 2007 года, указанные сроки исчисляются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 ст. 70 Кодекса в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом.

Исходя из положений ст. 48 Кодекса исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Требование должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные ст. 70 Кодекса.

Указанные нормы, основанные на принципе всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ), подлежат применению и при взыскании в судебном порядке недоимок по налогам с юридических лиц. Пропуск срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательных сроков на принудительное взыскание налога.

Названные положения в силу п. 10 ст. 48 Кодекса применяются также при взыскании пеней,
в отношении которых досудебный порядок урегулирования спора состоит в направлении налоговым органом требования об их уплате.

Таким образом, срок давности взыскания пеней включает 3-месячный срок на предъявление требования об уплате после наступления срока уплаты налога, 10-дневный срок - на его добровольное исполнение и 6-месячный срок - для обращения в арбитражный суд.

Из материалов дела следует, что оспариваемая сумма пеней начислена на недоимку по единому социальному налогу за 2004-2006 г. В соответствии с требованием N 4155 и расшифровкой начисленной пени к указанному требованию (л.д. 9, 43) самый поздний срок уплаты налога, за несвоевременную уплату которого начислены указанные в требовании суммы пени, 16.01.2006 г. Недоимка на которую начислены пени полностью погашена Обществом 06.03.2006 г. Требование выставлено налогоплательщику только 14.06.2007 г., т.е. за пределами сроков для взыскания пеней, установленных статьями 48 и 70 Кодекса.

Срок для взыскания пени с применением процедуры бесспорного принудительного взыскания в порядке, предусмотренном ст. 46, 47 Кодекса налоговым органом также пропущен.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о недействительности требования от 14.06.2007 г. N 4155 в связи невозможностью взыскания спорных пеней по причине пропуска установленного законом срока является правильным, соответствует обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы о правомерности оспариваемого требования судом апелляционной инстанции отклоняются по вышеизложенным основаниям.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 апреля 2008 года по делу N А71-7421/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС России по Октябрьскому району
г. Ижевска - без удовлетворения.

Взыскать с ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Л.Х.РИБ

Судьи

С.П.ОСИПОВА

Т.С.НИЛОГОВА