Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2008 по делу N А08-8541/07-6 Отсутствие уважительных причин для восстановления срока, равно как и отсутствие соответствующего ходатайства при установлении судом пропуска процессуального срока, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 октября 2008 г. по делу N А08-8541/07-6

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2008 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью С. на решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.08.2008 года по делу N А08-8541/07-6,

установил:

общество с ограниченной ответственностью С. (далее - ООО С., общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Белгородской области (далее - УФРС) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - здание сбойного сарая, расположенного
по адресу: Белгородская область, Яковлевский район, село Г., ул. П., 65.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.08.2008 года по делу N А08-8541/07-6 обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с решением суда, ООО С. обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.08.2008 года и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своих требований ООО С. ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и недоказанность имеющих для дела обстоятельств, которые суд счел установленными.

При этом заявитель апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с актом приема-передачи от 20.05.2005 года он возвратил земельный участок, на котором располагается спорный объект недвижимости, в собственность администрации Яковлевского района Белгородской области и к моменту продажи указанного объекта собственником земельного участка не являлся, вследствие чего не мог осуществить продажу объекта недвижимости с участком, на котором он расположен. Включение в текст договора указания на принадлежность продавцу объекта недвижимости земельного участка, на котором он расположен, было сделано под воздействием государственного регистратора. Общество полагает, что срок для подачи заявления в арбитражный суд пропущен не был, так как копия решения об отказе в государственной регистрации была направлена не ООО С., а Ш., не имеющей к обществу отношения.

В судебном заседании представитель УФРС возражал против доводов апелляционной жалобы, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, а решение арбитражного суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, представил отзыв. Регистрирующий орган полагает, что для погашения записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ООО “ПСК Р.“ должно было обратиться с заявлением о
государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок. Только после этого возможна продажа спорных объектов недвижимости без земельного участка. УФРС считает, что заявителем пропущен трехмесячный срок для подачи заявления в арбитражный суд.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не статьи 122.

Представители ООО С. в судебное заседание не явились. Копия определения о назначении дела к судебному разбирательству, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения, не была получена адресатом в связи с его отсутствием по указанному адресу, что в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела.

В судебное заседание третьи лица, участвующие в деле и не заявляющие самостоятельных требований, не явились. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения ответчика, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела, 25.05.2006 года между обществом с ограниченной ответственностью ООО “Промышленно-строительная компания Р.“ (далее - ООО “ПСК Р.“) (продавец) и ООО С. (покупатель) заключен договор купли-продажи N 1, согласно которому продавец обязан передать в собственность покупателю недвижимое имущество в количестве 19 объектов, одним из которых является здание сбойного сарая, находящееся по
адресу: Белгородская область, Яковлевский район, село Г., ул. П., 65.

16.06.2006 года представитель ООО С. по доверенности Ф. обратился в УФРС с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание сбойного сарая, предъявив на государственную регистрацию документы, в частности договор купли-продажи от 25.05.2006 года, свидетельство о государственной регистрации от 25.04.2006 года N, решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.11.2005 года, договор аренды земельного участка от 19.05.2006 года.

Уведомлением от 17.07.2006 года N 10/006/2006-477 УФРС сообщило ООО С. о приостановлении государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон о государственной регистрации) в связи с отсутствием в договоре купли-продажи недвижимости данных, позволяющих определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данных, определяющих расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества, то есть в связи с отсутствием описания земельного участка, на котором расположены отчуждаемые объекты недвижимого имущества.

01.08.2006 года в целях устранения указанных недостатков ООО С. и ООО “ПСК Р.“ представили в УФРС договор купли-продажи в новой редакции, датированный, так же как и первоначальный, 25.05.2006 года.

Пунктом 1.1.1 представленного на государственную регистрацию договора купли-продажи в новой редакции земельный участок, на котором располагается недвижимое имущество, подлежащее передаче в собственность покупателя, был индивидуализирован путем указания площади (69074 кв. м), категории земель (земли поселений), кадастрового номера (N) и собственника (продавец).

Сообщением от 17.08.2006 года N 10/006/2006-477 УФРС отказало в регистрации права собственности на объект - здание сбойного сарая на основании абзаца 4
пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно положения договора купли-продажи, предусматривающие переход права собственности на объекты недвижимости, расположенные на принадлежащем на праве собственности продавцу земельном участке, без перехода права собственности на данный участок противоречат требованиям пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации.

Полагая, что отказ УФРС в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не соответствует закону, иным нормативным правовым актам, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО С. обратилось в Арбитражный суд Белгородской области за судебной защитой.

Рассматривая по существу заявленное требование ООО С. о признании незаконным решения УФРС об отказе в регистрации права собственности и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что на момент отказа в регистрации ООО “ПСК Р.“ значилось собственником земельного участка, на котором располагаются отчуждаемые по договору купли-продажи объекты недвижимого имущества и ООО С. было известно об этом факте, УФРС надлежащим образом известило ООО С. о приостановлении регистрации и об отказе в регистрации права собственности, в связи с чем заявителем пропущен трехмесячный срок для подачи заявления в арбитражный суд, а также из того, что незаконное указание в договоре купли-продажи ООО “ПСК Р.“ себя в качестве собственника земельного участка, фактически переданного по акту приема-передачи от 20.05.2005 года Администрации Яковлевского района Белгородской области, свидетельствует о ничтожности данного договора и правомерности отказа УФРС в государственной регистрации.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными, а
решение правомерным исходя из следующего.

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации исчерпывающе перечислен в статье 20 указанного Закона. К числу таких оснований относится, в частности, несоответствие документов, представленных на государственную регистрацию прав, требованиям действующего законодательства по форме или содержанию. На данное основание в соответствии с названной статьей ссылается УФРС в сообщении об отказе в государственной регистрации.

Согласно пункту 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации при принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю в письменной форме в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, направляется сообщение о причине отказа и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов. Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд.

Пунктом 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

На основании пункта 4 статьи 198 заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных
интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как указало ООО С. в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, оно узнало о принятом УФРС решении об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, переданный обществу по договору купли-продажи от 25.05.2006 года, нарушающем его права, только в начале октября 2007 года, то есть спустя более года после вынесения данного решения и менее чем за три месяца до подачи заявления в арбитражный суд о его оспаривании.

Данный довод опровергается материалами дела.

Так, представленными уведомлениями N 30907080005868 и N 30907080005929 и почтовыми квитанциями от 22.08.2006 года N 35136 и N 35138 подтверждается направление 22.08.2006 года УФРС заказных писем на имя Ш. по адресу: город Белгород, ул. Ч., 126, который совпадает с адресом ООО С., указанном в его уставе и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении данного общества. Согласно отметкам о получении в уведомлениях указанные письма были вручены 24.08.2006 года лично Ш.

По мнению апелляционного суда, суд первой инстанции дал правильную оценку заключению экспертизы государственного учреждения “Воронежский региональный центр судебной экспертизы“ Минюста Российской Федерации от 14.04.2008 года N 237/10-3, указав, что само по себе получение заказной корреспонденции не Ш., являющейся генеральным директором ООО С., а иным лицом, не свидетельствует о незнании ООО С. об отказе в государственной регистрации от 17.08.2006 года. Апелляционный суд соглашается с данным выводом, поскольку законом не установлена обязанность регистрирующего органа проверять, кому, кем и когда вручается исходящая корреспонденция, а адрес, по которому был направлен отказ, совпадает с адресом
ООО С., указанным в его уставе.

Имеющимися в материалах дела извлечениями из журнала исходящей корреспонденции УФРС за 2006 год подтверждается направление 22.08.2008 года сообщения об отказе в государственной регистрации генеральному директору ООО С. Ш. по адресу: город Белгород, ул. Ч., 126.

Факту допущенной в журнале исходящей корреспонденции, а затем и на конвертах заказных писем с уведомлением опечатки, заключавшейся в неверном указании инициала отчества Ш., дана была надлежащая правовая оценка судом первой инстанции как несущественному и не свидетельствующему о незаконности отказа.

Бесспорным доказательством того, что общество знало об отказе в государственной регистрации, служит неоспариваемый заявителем факт, что 23.08.2006 года представитель ООО С., действующий по доверенности, Ф. получил пакет документов регистрационного дела, что подтверждается отметкой и подписью в расписке в получении документов на государственную регистрацию от 16.06.2006 года.

Свидетельствуют об информированности общества об отказе также все последующие его действия, выразившиеся в заключении 19.06.2007 года договора купли-продажи между теми же сторонами по тому же предмету что и в договоре от 25.06.2006 года, последующим обращением 09.08.2007 года в УФРС за регистрацией права собственности на объекты недвижимости, получении 05.09.2007 года свидетельства о праве собственности на данные объекты.

Более того, в предварительном судебном заседании суда первой инстанции представитель ООО С. Ш. предъявил суду на обозрение подлинники конвертов, в которых направлялись обжалуемые сообщения об отказе в регистрации, и уведомлений, что также указывает на получение обществом сообщения об отказе.

Апелляционный суд, приходя к выводу о том, что ООО С. было известно об отказе в государственной регистрации более чем за три месяца до подачи заявления о его оспаривании в арбитражный суд, учел тот факт, что
на 17.08.2006 года Ш. являлась одновременно генеральным директором ООО С. и одним из учредителей ООО “ПСК Р.“, а представитель ООО С. Ш., представляющий его интересы по доверенности, на тот же момент являлся вторым учредителем ООО “ПСК Р.“ и, как следует из представленного в материалы дела журнала N 02-05-47 (02-01-60) личного приема посетителей руководством УФРС за период с 26.06.2006 года по 26.12.2006 года, обращался 29.08.2006 года в УФРС по вопросу отказа в государственной регистрации (продажа объектов без земельного участка).

При таких обстоятельствах довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ООО С. не было известно об отказе в государственной регистрации до начала октября 2007 года опровергается обстоятельствами дела. Судом установлено, что к моменту получения 05.09.2007 года свидетельства о праве собственности обществу уже было известно о принятом отказе.

Следовательно, на день подачи заявления в арбитражный суд об оспаривании отказа в государственной регистрации предусмотренный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок для подачи заявления был пропущен. Ходатайство о его восстановлении не заявлялось.

В соответствии с пунктом 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных данным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Отсутствие уважительных причин для восстановления срока, равно как и отсутствие соответствующего ходатайства при установлении судом пропуска процессуального срока, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 года N 367-О разъяснил, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия)
- незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Таким образом, убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права.

Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина относится на ООО С. Учитывая предоставленную отсрочку госпошлина подлежит взысканию в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 268, частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.08.2008 года по делу N А08-8541/07-6 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью С. - без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью С. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей.

Выдать исполнительный лист на взыскание государственной пошлины в сумме 1000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.