Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2008 N 17АП-2124/2008-АК по делу N А71-739/2008 Истребованные налоговым органом документы относятся к порядку оприходования денежной наличности, а не к фактам применения контрольно-кассовой техники, поэтому наложение административного штрафа за неправильное применение бланков строгой отчетности незаконно.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 апреля 2008 г. N 17АП-2124/2008-АК

Дело N А71-739/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 21.04.2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 23.04.2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Савельевой Н.М.

судей Риб Л.Х., Ясиковой Е.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ромашкиной И.А.

при участии:

от заявителя ООО “Трансагентство“: не явились, извещены надлежащим образом

от ответчика Межрайонной ИФНС России N 2 по Удмуртской Республике: Андреева Л.С. - представитель по доверенности от 09.01.2008 г.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

Межрайонная ИФНС России N 2 по Удмуртской Республике (ответчик по делу)

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 07 марта 2008 года

по делу N А71-739/2008

принятое судьей Коковихиной Т.С.

по заявлению ООО “
Трансагентство“

к Межрайонной ИФНС России N 2 по Удмуртской Республике

об оспаривании постановления о назначении административного наказания

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Трансагентство“ (заявитель по делу) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления от 24.01.2008 N 2 Межрайонной ИФНС России N 2 по Удмуртской Республике о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 30 000 руб.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.03.2008 г. требования общества удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что при получении наличных денежных средств от населения общество, являясь турагентом, использует бланки строгой отчетности по форме “Квитанция серии ЛХ“, которые не вправе применять при оказании услуг в туристической сфере. Факт неприменения обществом бланка строгой отчетности, подлежащего применению “Туристская путевка“, подтверждается договором поставки N 016 ПЗ от 18.01.2008 г. указанных бланков, счетом-фактурой, товарной накладной, спецификацией, выставленной ООО “Полиграфзащита“ на отгрузку и оплату в адрес заявителя только в ходе проверки.

ООО “Трансагентство“ (заявитель по делу), извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направило, в письменном отзыве на жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, на основании поручения N 2 о проведении проверки полноты учета выручки от 10.01.2008 г. и требования N 1
о предоставлении документов от 10.01.2008 г. должностными лицами налогового органа 16.01.2008 г. проведена проверка ООО “Трансагентство“ по соблюдению законодательства по порядку осуществления полноты учета выручки, полученной с применением ККТ (бланков строгой отчетности) за период с 11.11.2007 г. по 10.01.2008 г. В ходе проведения проверки установлено, что общество является турагентом и оказывает услуги в туристической сфере, при этом все расчеты с покупателями услуг (на общую сумму 231 393 руб.) производит с применением ненадлежащего бланка строгой отчетности “Квитанция серии ЛХ“.

По факту выявленных нарушений инспекцией составлен акт проверки N 6 и протокол N 2 об административном правонарушении от 16.01.2008 г. и вынесено постановление от 24.01.2008 N 2 о привлечении ООО “Трансагентство“ к административной ответственности за неприменение ККМ (бланков строгой отчетности установленной формы) по ст. 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.

Полагая, что данное постановление является незаконным, общество обжаловало его в арбитражный суд.

Признавая постановление налогового органа незаконным, арбитражный суд исходил из того, что факт неприменения обществом надлежащего бланка строгой отчетности “Туристская путевка“, утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.07.2007 г. N 60н налоговым органом не доказан.

Вывод суда является правильным, соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права.

В соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 31.03.2005 N 171 “Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники“. Указанным Положением предусмотрено утверждение Минфином России форм бланков строгой отчетности.

Министерство финансов РФ Приказом от 09.07.2007 г. N 60н для оказания услуг в сфере туризма утвердило форму бланка строгой отчетности “Туристская путевка“.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что обществом за период с 11.11.2007 по 10.01.2008 г. при осуществлении денежных расчетов при продаже туристского продукта использовались два бланка строгой отчетности:

1) БСО “Квитанция серии ЛХ“ - для оприходования денежных средств в кассу и ведения бухгалтерского учета счета 50 “Касса“;

2) БСО “Туристская путевка“ - при осуществлении наличных денежных расчетов с потребителями туристских услуг.

При сопоставлении судом бланков строгой отчетности по форме “Туристская путевка“ и “Квитанция, серия ЛХ“ установлено, что данные, содержащиеся в них - в части заказчика туристского продукта, адреса заказчика, вида туристского продукта, даты принятия от физического лица денежных средств, их размер - совпадают.

Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылается
на тот факт, что фактически обществом указанные бланки были получены только в ходе проверки и в момент приема денежных средств от покупателей туристского продукта не выписывались. В подтверждение своих доводов представил в суд апелляционной инстанции договор поставки, накладную, счет-фактуру, подтверждающие приобретение обществом бланков только 18.01.2008 г.

Указанный довод исследован судом апелляционной инстанции и отклоняется по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

По настоящему спору в предмет доказывания налоговым органом входит несоблюдение ООО “Трансагентство“ порядка выдачи бланка строгой отчетности “Туристская путевка“, установленного пунктом 25 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 171 от 31.03.2005 г. - при осуществлении денежных расчетов с конкретным покупателем туристского продукта.

В силу положений пункта 25 Положения - в случае применения предприятием бланков строгой отчетности наличные денежные расчеты осуществляются в следующем порядке: организация заполняет бланк строгой отчетности, получает от клиента денежные средства, называет сумму полученных денежных средств и помещает их отдельно на виду у клиента, подписывает бланк, называет сумму сдачи и выдает ее клиенту вместе с бланком. При этом бумажные купюры и разменные монеты выдаются одновременно.

Между тем, налоговым органом проверка была проведена по вопросу соблюдения законодательства по порядку осуществления полноты учета выручки, полученной с применением ККТ (бланков строгой отчетности) и нарушений в указанной сфере деятельности общества не установлено. Требованием N 1 от 10.01.2008 г. инспекцией были запрошены у общества документы, которые
относятся именно к фактам оприходования денежной наличности, а не к фактам применения ККМ (бланков строгой отчетности). Во исполнение указанного требования, обществом были представлены бланки формы “Квитанция серии ЛХ“, то есть подтверждающие оприходование выручки в кассу предприятия, а не какие-либо другие документы. Из акта проверки от 16.01.2008 г. следует, что вывод о неприменении обществом при осуществлении денежных расчетов с населением надлежащих бланков строгой отчетности, сделан налоговым органом только на основании представленных обществом по его требованию бланков “Квитанция серии ЛХ“, подтверждающих полноту оприходования выручки, без исследования иных документов. В акте проверки, протоколе об административном нарушении, иных материалах проверки, налоговым органом не зафиксированы какие-либо конкретные денежные операции с потребителями туристского продукта, подтверждающие не выдачу обществом надлежащего бланка строгой отчетности. Отсутствуют пояснения конкретных физических лиц, подтверждающих факт не выдачи им бланка строгой отчетности при приеме денежных средств обществом.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на тот факт, что бланки “Туристская путевка“ были приобретены обществом только в ходе проверки 18.01.2008 г. по договору поставки производителя бланков - ООО “Полиграфзащита“ отклоняется, так как не исключает факта приобретения обществом бланков, произведенных ООО “Полиграфзащита“, у иных поставщиков. Кроме того, доказательства, подтверждающие, по мнению налогового органа, вину заявителя получены административным органом после завершения производства по делу об административном правонарушении, что противоречит положениям главы 26 и главы 29 КоАП РФ в части требований к административному органу о предмете доказывания и порядку рассмотрения дела об административном правонарушении.

Таким образом, в нарушение статей 65 и 210 АПК РФ, налоговым органом не доказан факт совершения обществом правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ, в связи чем, отсутствуют основания
для привлечения ООО “Трансагентство“ к административной ответственности.

С учетом изложенного, решение суда от 7.03.2008 г. следует оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.03.2008 г. по делу А71-739/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 2 по Удмуртской Республики - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Н.М.САВЕЛЬЕВА

Судьи

Л.Х.РИБ

Е.Ю.ЯСИКОВА