Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 N 17АП-1637/2008-АК по делу N А60-31045/2007 Действия налоговой инспекции по проведению зачета, то есть самостоятельному взысканию задолженности в рамках конкурсного производства, не соответствуют требованиям положений Федерального закона РФ “О несостоятельности (банкротстве)“ и нарушают права кредиторов.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 апреля 2008 г. N 17АП-1637/2008-АК

Дело N А60-31045/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 21.04.2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22.04.2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Григорьевой Н.П.

судей Гуляковой Г.Н., Борзенковой И.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.

при участии:

представителя заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 4 по Свердловской области Жарковой М.А. - по доверенности N 1-юр от 09.01.2008 г., удостоверение УР N 371002,

в отсутствие представителя заявителя ООО “Отрадновский леспромхоз“

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ООО “Отрадновский леспромхоз“

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 января 2008 года

по делу N А60-31045/2007,

принятое судьей Сушковой С.А.

по заявлению ООО “Отрадновский леспромхоз“

к
Межрайонной ИФНС России N 4 по Свердловской области

о признании действий незаконными,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Отрадновский леспромхоз“ (далее общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения оснований предмета) о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 4 по Свердловской области по зачету подлежащих возврату из бюджета налогоплательщику сумм налога на добавленную стоимость в размере 51466 руб. в счет уплаты недоимки, и обязании налогового органа вернуть заявителю сумму в размере 51466 руб.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.01.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение по делу отменить, как принятое с нарушением норм материального права. Указывает, что действия инспекции по зачету 51466 руб. в счет имеющейся недоимки по НДС нарушают права кредиторов, удовлетворение требований которых производится в преимущественном порядке. Судом не дана надлежащая оценка имеющимися в материалах дела судебным приказам о взыскании с общества задолженности по заработной плате перед работниками общества. Возможность осуществления налоговым органом зачета предусмотрена только в период наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.

ООО “Отрадновский леспромхоз“, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в заседание арбитражного апелляционного суда не направило, что в порядке ч. 3 ст. 156 ч. 3 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела без его участия.

Представитель инспекции в судебном заседании пояснила суду, что с доводами апелляционной жалобы не согласна, сумма налога, которая подлежала возмещению из бюджета по декларации за апрель 2007 г., не может войти в
конкурсную массу, поскольку она возникла до введения конкурсного производства.

Изучив материалы дела, заслушав представителя инспекции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы заявителя заслуживают внимания.

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Свердловской области от 5.12.2006 принято заявление о признании банкротом ООО “Отрадновский леспромхоз“. Определением от 18.01.2007 г. по делу N А60-35416/06 в отношении ООО “Отрадновский леспромхоз“ введена процедура наблюдения (том 1 л.д. 17-22).

28.06.2007 г. определением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-35416/06 ООО “Отрадновский леспромхоз“ признан банкротом, в отношении общества введено конкурсное производство (том 1 л.д. 23-26).

Решением инспекции N 12-07-120 от 10.10.2007 г. ООО “Отрадновский леспромхоз“ подтверждено право общества на возмещение из бюджета НДС в сумме 51466 руб., заявленного в декларации по НДС по ставке 0 процентов за апрель 2007 г. (том 1 л.д. 9-14)

16.10.2007 г. общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возмещении НДС в сумме 51466 руб. путем перечисления на расчетный счет организации (том 1 л.д. 27).

Извещением N 2481 от 16.10.2007 г. Межрайонная ИФНС России N 4 по Свердловской области уведомила налогоплательщика о зачете НДС в сумме 51466 руб. в счет имеющейся у общества недоимки по налогу (том 1 л.д. 15).

Не согласившись с действиями инспекции по зачету, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данных действий незаконными.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом правомерно произведен зачет суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета, в счет обязательного платежа по налогу, требование в
отношении которого является текущим.

Выводы суда являются ошибочными.

В соответствии со ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса. По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и(или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и(или) штрафам.

В соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 126 ФЗ РФ “О несостоятельности (банкротстве) N 127-ФЗ от 26.10.2002 г. с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, в том числе: все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть
предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В соответствии с пунктом 1 ст. 134 Закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 г. вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:

судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений, предусмотренных статьями 28 и 54 настоящего Федерального закона;

расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;

текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;

требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;

иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.

В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 25 “О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве“ при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Осуществление принудительного исполнения указанных требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога (сбора) допускается в любой процедуре банкротства. Закон о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность взыскания
в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения.

Исполнение решения налогового органа о взыскании текущей задолженности по налогам (сборам) за счет иного имущества должника производится судебными приставами-исполнителями в общем порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве, с учетом того, что в процедуре внешнего управления и финансового оздоровления аресты на имущество должника могут быть наложены лишь по определению арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве (абзац четвертый пункта 1 статьи 81, абзац шестой пункта 1 статьи 94 Закона о банкротстве).

С даты принятия судом решения о признании должника банкротом исполнительное производство по исполнению указанного решения налогового органа прекращается в силу положений, установленных абзацами шестым, девятым, десятым пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве. Иное регулирование, в силу которого допускалось бы принудительное исполнение службой судебных приставов-исполнителей решений налогового органа о взыскании текущей задолженности по налогам (сборам) в стадии конкурсного производства, Закон не устанавливает.

Пунктом 17 Постановления Пленума ВАС РФ N 25 от 22.06.2006 г. предусмотрено, что при рассмотрении споров, связанных с возмещением налога на добавленную стоимость (статья 176 НК РФ), судам необходимо учитывать, что после вынесения определения о введении наблюдения налоговый орган вправе засчитывать подлежащую возмещению сумму налога только в счет погашения обязательных платежей, требования в отношении которых являются текущими.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что сумма налога, подлежащая возмещению по декларации за апрель 2007 года в размере 51466 руб., зачтена инспекцией в счет недоимки по НДС за декабрь 2006 г. в сумме 297567 руб. (том 2 л.д. 58-62).

Согласно ст. 131 ФЗ РФ “О несостоятельности (банкротстве)
N 127-ФЗ от 26.10.2002 г. все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Решение о зачете принято инспекцией 16.10.2007 г., то есть в период конкурсного производства, следовательно, данная сумма выявлена в ходе конкурсного производства и входит в конкурсную массу.

Из анализа положений ст. 126, 129, 131, 134 Закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 г. следует, что после введения в отношении должника процедуры конкурсного производства все требования кредиторов могут быть предъявлены только конкурсному управляющему, который удовлетворяет их в соответствии с положениями главы 7 Закона “О несостоятельности (банкротстве).

Таким образом, действия инспекции по проведению зачета, то есть самостоятельному взысканию задолженности в рамках конкурсного производства не соответствуют требованиям положений главы 7 ФЗ РФ “О несостоятельности (банкротстве), ст. 855 ГК РФ и нарушают права кредиторов.

Доводы инспекции о том, что зачет возможен на любой стадии дела о банкротстве, в том числе и на стадии конкурсного производства, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку зачет суммы налога, подлежащего возврату из бюджета в счет имеющейся задолженности по налогу, может быть осуществлен после введения в отношении должника процедуры наблюдения и до открытия конкурсного производства.

Кроме того, инспекцией суду не представлены доказательства, свидетельствующие о принятии мер по взысканию задолженности, в отношении которой произведен зачет (требование N 1134 от 19.02.2007 г.).

Поскольку в силу п. 5 ст. 78 НК РФ зачет представляет, по сути, бесспорное взыскание задолженности по налогам, то он должен производиться с учетом сроков, предусмотренных ст. 45, 46, 70 НК РФ.

В данном случае инспекцией не доказано соблюдение сроков бесспорного взыскания задолженности по НДС в сумме 51466
руб.

Кроме того, в случае наличия решения инспекции о бесспорном взыскании данной суммы на счетах налогоплательщика в банке, а также осуществления последующей процедуры взыскания с принятием постановления об обращении взыскания на иное имущество налогоплательщика, такое постановление в силу п. 1 ст. 126 ФЗ РФ N 127-ФЗ от 26.10.2002 г. должно быть передано конкурсному управляющему.

Доводы инспекции о том, что сумма налога, которая подлежала возмещению из бюджета по декларации за апрель 2007 г. не может войти в конкурсную массу, поскольку она возникла до введения конкурсного производства, отклоняются судом апелляционной инстанции, ввиду того, что решение о возмещении суммы НДС принято налоговым органом 10.10.2007 г., то есть после введения конкурсного производства.

При таких обстоятельствах, действия инспекции по бесспорному взысканию путем осуществления зачета в сумме 51466 руб. в счет имеющейся недоимки по налогу являются незаконными.

С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.

В соответствии со ст. 110, 112 АПК РФ, подпунктами 1, 3 и 12 пункта 1 ст. 333.21 НК РФ с Межрайонной ИФНС России N 4 по Свердловской области подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина по заявлению в сумме 4043,98 руб., в пользу ООО “Отрадновский леспромхоз“ подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, ч. 1 и ч. 2 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Арбитражного суда Свердловской области имеет дату 28.01.2008, а не 28.01.2007.

решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.01.2007 года отменить.

Признать незаконными действия Межрайонной
ИФНС России N 4 по Свердловской области по зачету суммы НДС 51466 рублей на основании извещения от 16.10.2007 года. Обязать Межрайонную ИФНС России N 4 по Свердловской области возвратить сумму 51466 рублей на расчетный счет налогоплательщика.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 4 по Свердловской области в доход федерального бюджета 4043 (Четыре тысячи сорок три) рубля 98 (Девяносто восемь) копеек.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 4 по Свердловской области в пользу ООО “Отрадновский леспромхоз“ расходы по уплате госпошлины в сумме 1000 (Одна тысяча) рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Н.П.ГРИГОРЬЕВА

Судьи

Г.Н.ГУЛЯКОВА

И.В.БОРЗЕНКОВА