Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2008 N 17АП-1899/2008-ГК по делу N А50-14789/2007 Наличие подземных сооружений само по себе не является препятствием для предоставления земельного участка в аренду. При этом неопубликование информации о предоставлении такого участка не является основанием для отмены ненормативного акта, которым принято решение о его предоставлении в аренду.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 апреля 2008 г. N 17АП-1899/2008-ГК

Дело N А50-14789/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Карповой Т.Е.,

судей Лихачевой А.Н., Усцова Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шилонцевой В.А.,

при участии:

от заявителя (индивидуального предпринимателя Каракулова Ю.А.): Иванов В.М. - доверенность от 06 февраля 2008 г., паспорт; Лобанцев Д.А. - доверенность от 06 февраля 2008 г., паспорт,

от заинтересованного лица (администрация Очерского муниципального района Пермского края): Солодников А.В. - доверенность от 05 марта 2008 г. N 325, паспорт,

от заинтересованного лица: Ф.И.О. - паспорт; Горбунов В.А. -
доверенность от 01 февраля 2007 г., паспорт,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - индивидуального предпринимателя Ф.И.О. br>
на решение Арбитражного суда Пермского края

от 18 февраля 2008 года

по делу N А50-14789/2007,

принятое судьей Гуляевой Е.И.

по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. br>
к администрации Очерского муниципального района Пермского края,

заинтересованное лицо: Ф.И.О. br>
о признании незаконным ненормативного правового акта,

установил:

индивидуальный предприниматель Каракулов Юрий Александрович обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным Постановления главы Очерского муниципального района Пермского края от 30.07.2007 г. N 1018 “Об отмене постановления главы администрации района от 13.12.2005 г. N 1226“.

Определением суда от 18 января 2008 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Ф.И.О. (том 1, л.д. 81, 82).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 18 февраля 2008 года предпринимателю Каракулову Ю.А. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Предприниматель Каракулов Ю.А. с решением суда от 18 февраля 2008 года не согласился, в связи с чем обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. Заявитель полагает, что указанным постановлением, которое принято с нарушением ст. 36 Конституции РФ, ст. 310, 407, 450, 451, 619 ГК РФ, п. 2 ст. 22, 40, 41, 46 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушены его права и законные интересы.

Администрация Очерского муниципального района Пермского края с доводами апелляционной жалобы не согласна, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ссылается на то, что на момент предоставления заявителю спорного земельного участка в аренду сведения о наличии на указанном участке системы канализации отсутствовали.

Селеткова Г.А. с доводами апелляционной жалобы не согласна,
просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Постановлением администрации Очерского района Пермской области от 13.12.2005 г. N 1226 индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. предоставлены в аренду сроком на три года (с 14.12.2005 г. по 13.12.2008 г.) земельные участки общей площадью 506 кв. м, расположенные на землях поселений в г. Очер, ул. Носкова, 53, под производственную базу (том 1, л.д. 12).

14.12.2005 г. Комитетом земельно-имущественных отношений администрации Очерского района (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Ф.И.О. (арендатор) заключен договор N 138-05 аренды земельных участков общей площадью 506 кв. м, расположенных на землях поселений в г. Очер, ул. Носкова, 53, под производственную базу (том 1, л.д. 7-9).

Договор аренды зарегистрирован Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю 06.07.2006 г.

Постановлением главы администрации Очерского городского поселения от 30.06.2006 г. N 431 прекращено право аренды Селетковой Г.А. на часть земельного участка площадью 430 кв. м, расположенного на землях поселений в г. Очер, ул. Носкова, 53. Индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. в аренду с 01.07.2006 г. до 13.12.2008 г. предоставлен дополнительный земельный участок площадью 430 кв. м, расположенный на землях поселений в г. Очер, ул. Носкова, 53 (том 1, л.д. 56).

Дополнительным соглашением от 20.10.2006 г. в договор аренды земельных участков N 138-05 от 14.12.2005 г. внесены изменения, согласно которым общая площадь арендованного земельного участка, расположенного по адресу: г. Очер, ул. Носкова, 53, составила 936 кв. м (том 1, л.д. 10).

Согласно Выписке из Единого государственного
реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.02.2008 г. на земельный участок площадью 936 кв. м зарегистрировано право аренды (регистрационный номер 59-59-13/020/2006-300 от 06.07.2006) (том 1, л.д. 89).

Земельный участок площадью 936 кв. м поставлен на кадастровый учет (том 1, л.д. 96).

Постановлением главы Очерского муниципального района Пермского края от 30.07.2007 г. N 1018 отменено Постановление главы администрации района от 13.12.2005 г. N 1226 “О предоставлении дополнительных земельных участков в аренду индивидуальному предпринимателю Каракулову Юрию Александровичу“ (том 1, л.д. 13).

Полагая, что Постановление главы Очерского муниципального района Пермского края от 30.07.2007 г. N 1018 противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы как арендатора земельных участков, предприниматель Каракулов Ю.А. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанного Постановления незаконным. В обоснование заявленных требований предприниматель Каракулов Юрий Александрович ссылается на то, что постановление принято без согласования с ним как с землепользователем участка. Кроме того, предприниматель Каракулов Ю.А. полагает, что он не может быть лишен права на пользование земельным участком, поскольку договор аренды не расторгнут.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный правовой акт государственного органа местного самоуправления, несоответствующий закону и иному правовому акту и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными
ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Администрация Очерского муниципального района полагает, что оспариваемое Постановление N 1018 от 30.07.2007 г. соответствует закону, так как им отменено Постановление N 1226 от 13.12.2005 г., которым спорный земельный участок предоставлен в аренду предпринимателю Каракулову Ю.А. в нарушение статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации без опубликования соответствующей информации, чем нарушены принципы публичности и прозрачности процедуры предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Кроме того, на земельном участке расположены инженерные сооружения (канализация производственных стоков), не принадлежащие предпринимателю Каракулову Ю.А. В качестве правового обоснования правомерности своих действий по принятию оспариваемого Постановления администрация Очерского муниципального района ссылается на ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, согласно которой органам местного самоуправления, принявшим правовой акт, предоставлено право его отмены.

С доводами администрация Очерского муниципального района нельзя согласиться.

Исходя из положений статей 11, 29 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

В соответствии со статьей 48 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления и должностными лицами, их принявшими, однако, такая отмена, как и любые действия и акты органа местного самоуправления, не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать чьи-либо права.

Отменяя принятый им муниципальный правовой акт, орган местного самоуправления должен указать, какому закону или иному нормативному акту не соответствовал принятый муниципальный правовой акт.

Постановление главы Очерского муниципального района Пермского края от 30.07.2007 г. N 1018 не содержит указания на несоответствие отмененного Постановления (от 13.12.2005 г. N 1226) закону или иному нормативному акту.

В оспариваемом постановлении указано, что Постановление от 13.12.2005 г. N 1226 подлежит отмене на основании заявления Селетковой Г.А. в связи с несоблюдением порядка предоставления свободного земельного участка в г. Очер по ул. Носкова, 53 под производственную базу, на основании представленных документов: схемы инженерных сетей в г. Очер, ул. Носкова, 53, технического паспорта инженерных сооружений (канализация производственных стоков) в г. Очер, ул. Носкова, 53.

Из текста указанного Постановления следует, что препятствием к использованию предпринимателем Каракуловым Ю.А. спорного земельного участка на праве аренды, по мнению администрации Очерского муниципального района, служит то обстоятельство, что на земельном участке размещена канализационная система.

Суд первой инстанции, ссылаясь на дело N
А50-6192/2007, посчитал установленным тот факт, что по спорному земельному участку проходит система канализации, соединяющая объекты недвижимого имущества, принадлежащие Селетковой Г.А.

Селеткова Г.А., привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, пояснила, что подземные инженерные сети, расположенные на спорном земельном участке, являются частью приобретенных ею объектов недвижимости.

Между тем, доказательств того, что система канализации принадлежит Селетковой Г.А. на праве собственности, в материалах дела нет.

Администрация Очерского муниципального района пояснила, что в настоящее время собственник подземных инженерных сетей не определен.

Следует также указать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Как следует из пояснений сторон и технического паспорта объекта (сооружения передающих устройств), глубина заложения провода канализации производственных стоков, расположенной на земельном участке, предоставленном предпринимателю Каракулову Ю.А. в аренду, составляет 2 метра.

При таких обстоятельствах наличие подземных сооружений само по себе не является препятствием для предоставления земельного участка в аренду.

Администрация Очерского муниципального района пояснила, что, принимая Постановление N 1226 от 13.12.2005 г., она нарушила требование пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ, согласно которому орган местного самоуправления обязан обеспечить заблаговременную публикацию информации о предоставлении земельного участка гражданам или юридическим лицам для целей, не связанных со строительством.

Указанный довод не может быть принят судом во внимание, поскольку не опубликование органом местного самоуправления указанной информации само по себе не может служить основанием для отмены ненормативного акта, которым принято решение о предоставлении земельного участка в аренду, и во исполнение которого земельный участок передан арендатору
и заключен соответствующий договор аренды.

Доказательств того, что не опубликование информации о предоставлении спорного земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, нарушило чьи-либо права, в материалах дела нет.

Из вышеизложенного следует, что приведенные администрацией Очерского муниципального района обстоятельства не являются законным основанием для отмены Постановления N 1226 от 13.12.2005 г., в связи с чем требование предпринимателя Каракулова Ю.А. о признании незаконным Постановления главы Очерского муниципального района N 1018 от 30 июля 2007 года “Об отмене постановления главы администрации района от 13.12.2005 г. N 1226“ является обоснованным и подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, решение суда от 18 февраля 2008 года по делу N А50-14789/2007 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (нарушение норм материального права).

Согласно частям 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления и апелляционной жалобы подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя в сумме 3 000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 18 февраля 2008 г. по делу N А50-14789/2007 отменить.

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным Постановление главы Очерского муниципального района N 1018 от 30 июля 2007 года “Об отмене постановления главы администрации района от 13.12.2005 г. N 1226“ как несоответствующее статье 48 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Взыскать с администрации Очерского муниципального района Пермского края в пользу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. в
возмещение судебных расходов по заявлению и апелляционной жалобе 3 000 (три тысячи) рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Т.Е.КАРПОВА

Судьи

А.Н.ЛИХАЧЕВА

Л.А.УСЦОВ